Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе изучения истории родного края
Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе изучения истории родного края
Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь, - свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе изучения истории родного края»
Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе изучения истории родного края
Какое бы время не переживала страна и вместе с ней общество, проблема воспитания подрастающего поколения, чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания всегда актуальна. До сих пор благодаря энтузиазму и самоотверженному труду народа России с честью выходила из весьма трудных ситуаций в самые сложные периоды своей истории. И сейчас необходимо всеми силами оптимизировать процессы патриотического и гражданского воспитания, чтобы помочь своей стране обновиться, очиститься от наносного, ложного. Все говорят о возрождении России, ждут улучшения жизни и всяческих благ, но совсем не многие предпринимают реальные шаги для того, чтобы внести хоть малую лепту в общее дело.
Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память и плодоносят те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущения ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная культура края. Поэтому учитель должен учить и воспитывать доверенных нам детей, делая акцент на непреходящие ценности: добро, человечность, любовь, чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества. Не должны быть пустым звуком слова «Мать», «Родина», «Гражданский долг». Вскоре на плечи сегодняшних студентов ляжет ответственность за будущее России. И к этому подрастающему поколению нужно готовить, развивая духовность, нравственность.
Ни патриотическое чувство, ни гражданское не возникает у людей сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. В патриотическом и гражданском воспитании должны принимать участие семья, школа, колледж, социальные и государственные институты. Они обязаны вести работу по привитию любви к родному краю, способствовать развитию его уникальности, места и роли в развитии отечественной и мировой истории и культуры, передавать разнообразные краеведческие знания, а также стимулировать производство самими студентами новых знаний посредством самостоятельной краеведческой исследовательской работ.
Краеведение издавна и вполне справедливо рассматривалось и рассматривается как великолепное средство воспитания гражданственности, патриотизма, любви к «малой Родине». Краеведение выполняет не только воспитательные функции, но и занимает достойное место в системе подготовки грамотных высокопрофессиональных работников среднего звена, приспособленных к работе в условиях данного края, знакомых с его особенностями.
На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и художественным искусством своей малой Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно прежде всего знать и чтить народную и художественную культуру родного края: характерные особенности национальной одежды, обычаи, традиции, народные промыслы. Поэтому студенты должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями - главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины.
Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь, - свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам.
Нас окружает природа родного края, нужно знать ее и изучать, чтобы ориентироваться в ней, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром. Мы общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. Истоки наших взаимоотношений лежат в прошлом в настоящем, как всей страны, так и ее отдельного региона. Найти свое место в этом сложном мире нелегко. Поэтому важнейшей идейно-нравственной и эстетической задачей современной культурно-образовательной политики является приобщение молодежи к основам национальной культуры. Обращаясь к произведениям народной словесности: сказкам, пословицам, загадкам, духовным стихам появляются широкие перспективы в познании богатейшего жизненного и исторического опыта народа. В колледже одним из основных направлений краеведческой деятельности является:
- сохранение и возрождение народных форм искусства, традиционных народных ремесел, праздников и обрядов;
- посещение центров и музеев народной культуры;
- восстановление традиций преемственности в развитии народного творчества, передача навыков народного искусства студентам через дома ремесел и т.д.;
- сбор и обработка историко-краеведческого материала, различных видов одежды, костюмов.
В соответствии с этим направлением были разработаны учебные планы, программы, курс лекций и семинаров.
На занятиях рассматриваются природные, экономические, демографические особенности края, изучаются его история, этнография, культура. Причем, если в лекциях дается материал по области в целом, рефераты студенты пишут по проблемам своего населенного пункта-города, села, района, в том числе и по материалам других областей. Студенты не только знакомятся с историей и культурой края. Но и с различными источниками его изучения -научной и местной краеведческой литературой, этнографическим и фольклорным материалом, произведениями искусства и т.д. Студенты овладевают основами методики сбора и обработки материалов, в непосредственном общении с хранителями традиций осваивают технологию некоторых ремесел, песенные и танцевальные особенности края. В кабинете культурологи студенты могут не только увидеть экспонаты страны, но и использовать их в подготовке к театрализованным праздникам, ярмаркам, смоделировать работу за прялкой, вышивкой. Важное место в кабинете-музее занимают изделия мастеров Белгородчины. Наш край издавна славился мастерами и умельцами, гончарами и иконописцами, маслоделами и бондарями, пчеловодами и кузнецами, ткачами и хлебоборами, умевшими и дом построить и картину написать на загляденье.
В музее широко представлены изделия, выполненные мастерами Алексеевского, Белгородского, Борисовского, Шебекинского и других районов области. Большой интерес в музее представляет вышивка.
Совершенно разве и непохожие работы, вышитые простым и болгарским крестом, различными видами глади, богатейшим колоритом красок ведают нам о жизни наших дедов и прадедов, учат помнить и уважать прошлое. Важнейшую коллекцию музея составляют иконы: от старинных до современных. Имеются старинные Библии (1818г.,1886г. и т.д.).
Широко представлены изделия из керамики, дерева, картины. Ткачество и вязание на Руси было важнейшим ремеслом, у нас в музее есть покрывала, пледы, дорожки, кружевные салфетки, выполненные в начале ХХ века. Все это является как нравственным, так и материальным достоянием.
Студентами собран материал по ряду разделов: «Старинное ремесло – лозоплетение», «Искусство изготовления керамики», «Бисероплетение», «Народный костюм края», «Резьба по дереву», «Моя малая Родина».
Все виды народного искусства способствуют расширению кругозора студентов, формируют важные качества личности, связанные с национальным самосознанием, чувством своей причастности к народу, его истории и культуре, вызывают чувство гордости за родной и дорогой сердцу уголок, воспитывают гражданственность, что особенно важно в современных условиях бездуховности. И хочется сказать словами Сигурда Шмидта «Без краеведения нет России»