kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дистанционного курса "История Якутии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всестороннее изучение истории родного края  является одним из важных источников формирования и расширения знаний  о Якутии, воспитания любви и уважения к родному краю у учащихся. История Якутии является неотъемлемой частью ис­тории России. Таким образом, краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по  отечественной истории.

Курсы по истории Якутии имеют большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Они объединяют единой целью основных участников образовательного процесса - учителя и учащихся.

АКТУАЛЬНОСТЬ:   

  • Воспитание гражданственности, любви и уважения к малой родине, Отечеству - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации "Об образовании". В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача в наше современное время.
  • Дистанционный курс позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения и может охватить большое количество учащихся с особыми потребностями.

ПРОБЛЕМА: 

  • Можно ли через классно-урочное и дистанционное обучение пробудить интерес у учащихся к изучению истории своего родного края,  воспитать чувство гражданственности и патриотизма?

        В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами:

  • непонимание учащимися значимости изучения истории Якутии;
  • незнание учащимися истории родного края.

ГИПОТЕЗА: 

  • Система формирования интереса к истории родного края будет эффективной, если: она будет направлена на формирование мотивации к занятиям учебного и дистанционного курса.

ЦЕЛЬ:

  • Формирование интереса к истории своего родного края, семьи и воспитание гражданина и патриота Отечества.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование и расширение знаний учащихся на основе конкретных фактов из истории родного края.
  • Научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, использовать их в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Привитие навыков научно-исследовательской работы.
  • Воспитание у учащихся чувства любви к своему Отечеству, малой родине, чувства национального достоинства, уважения к старшим поколениям.

Участники курса: учащиеся МОБУ СОШ№35 г. Якутска

Время реализации курса: долгосрочный.

Ведущая деятельность: познавательная, творческая, поисковая, исследовательская. 

БАЗА: МОБУ СОШ № 35 г. Якутска и Сетевая школа управления образования (sns.yaguo.ru).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дистанционного курса "История Якутии" »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» городского округа «город Якутск»




«Согласовано» «Утверждаю»


_____________________ _________________

Председатель экспертной Директор школы

комиссии Федорова З.П. Аммосова Л.Г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ ЯКУТИИ»











Составитель: учитель истории Семенова Н.Н.











Якутск, 2012

Структура документа

Программа включает разделы:


  • пояснительная записка;

  • цель и задачи курса;

  • обязательный минимум содержания образовательной программы;

  • распределение учебных часов по разделам курса;

  • ожидаемый результат обучения;

  • учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • использованные источники информации (интернет-источники, ЦОР, литература);

  • рекомендуемая литература для учителя и учащихся;

  • приложения.


Пояснительная записка


Программа дистанционного курса по истории Якутии (с древнейших времен до 1917 г. и с 1917 г. по 2003 г.) для учащихся СОШ №35 составлена на основе учебных пособий для старших классов средней школы: «История Якутии» (с древнейших времен до 1917 г.). Н.И. Васильев; 1-е изд. – Якутск: Бичик, 2004. – 152 с., ил.и «История Якутии» (1917 – 2003). Авт.–сост. В.И. Пестерев и др.; Под ред. М.М. Хатылаева. – 2-е изд., доп. – М.: Омега –Л, 2005. – 229 с., с илл.

Предлагаемая программа учебного курса «История Якутии» рассчитана на учащихся 10-11 классов, но также и для других учащихся, которые хотели бы изучить историю родного края (70 ч. из расчета 2 учебных часа в неделю). Рекомендуется следующая последовательность изучения курса истории Якутии:

  • История Якутии с древнейших времен до 1917 г.

  • История Якутии с 1917 г. до начала XXI века.

В случае необходимости предлагаемая программа может быть изменена.

Цель данного курса:

  • формирование и расширение знаний учащихся о родном крае, воспитание любви и уважения к родному краю у обучающихся.



Задачи:

  • воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;


  • развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;


  • освоение комплекса систематизированных знаний об истории Якутии, формирование целостного представления о месте и роли Якутии во всероссийском историческом процессе;


  • овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;


  • формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.


Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности учащихся, помогает развивать познавательные способности учащихся.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


В программе представлен курс истории Якутии, который хронологически и тематически охватывает весь период, начиная с древности и до наших дней, и который призван внести вклад в формирование исторического сознания учащихся и, на основе цивилизованного подхода, выделить типологические особенности исторического развития и уникального пути Якутии в системе исторического развития России.

ИСТОРИЯ ЯКУТИИ (с древнейших времен до 1917 г.)

История Якутии — часть российской истории.

I. Первобытное общество на территории Якутии

Якутия в каменном веке. Заселение человеком территории Якутии. Археологические находки. Этапы первобытной истории человечества: палеолит, мезолит, неолит. Три культуры неолита: сыалахская, белькачинская, ымыяхтахская. Гипотеза Диринг-Юряха.

Эпоха палеометаллов. Первые изделия из металлов. Использование бронзы: наконечники копий, мечи, ножи, другие орудия. Переход от бронзового века к железному (II в. до н.э. – V в. н.э.).

II. Происхождение народа саха

Гипотезы о происхождении народа саха. Предположения об этногенезе (происхождении) якутского народа учеными-исследователями: Ф. Страленберг, Я. Линденау, Г.В. Ксенофонтов, А. Бернштам, С.А. Токарев, И.В. Константинов, И.Е. Зыов, Л.Н. Гумилев, А.П. Окладников, С.Е. Малов, А.И. Гоголев.

Ючкурыканы – наши тюрские предки, наиболее многочисленные и сильные народы Прибайкалья. Хозяйство курыкан: скотоводство, земледелие. Жилище, письменность, искусство. Переселение на территорию Якутии.

Основные понятия: гипотеза, каганат,ил, уйгуры, сыгин, Тюрский каганат.

III. Присоединение Якутии к Российской империи

Присоединение Якутии в эпоху Тыгына. Якуты – один из многочисленных народов Сибири. Процесс складывания раннефеодального классового общества. Формирование патриархально-феодального общества. Объединение якутов в небольшие территориально-родовые группы. Тойоны – старейшины и военные предводители: Тыгын, Легой, Мымак. Хозяйство якутов. Скотоводство, собирательство. Жилище якутов: балаган, юрта. Соседи якутов: эвеки, эвены, юкагиры.

Колонизации Якутии. Мангазейская экспедиция во главе П.Д. Пянда. Экспедиции А. Добрыньского, М.В. Васильева, И.Галкина. Русские землепроходцы П.И. Бекетов, В. Шахов. Главная цель освоения Сибири и Якутии – захват «мягкой рухляди» - пушнины. Ясак – царский налог пушниной. 1632 г. – основание Ленского острога. Социальные конфликты в Якутии в XVII в.

Географические открытия русских землепроходцев. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов.

Общая характеристика присоединения Якутии к России. Присоединени – неизбежный исторический процесс. Возникновение селений, городов, появление транспорта. Приобщение к земледелию, развитие культуры: письменность, образование, медицина.

Основные понятия: ясак, аманат, колонизация, тойон, сын боярский, воевода, острог, батыя.

IV. Якутия в составе Российской империи в XVIII веке

Якутский тойонат. Зависимость якутов от своих тойонов. Царская политика сотрудничества с тойонами. Первая поездка якутских представителей к царю в Москву: Мазары Бозеков, НоктоНикин, Трека Орсукаев (1676 г.). Вторая поездка: Мазары Бозеков, ЧюкаКапчиков, Чугун Бодоев (1680 г.). Первая ясачная комиссия. С. Сыранов. Поездка в Москву (1768 г.). А.Аржаков – тойон, голова Борогонского улуса. Его поездка в Санкт-Петербург с «Планом о якутах» (1789 г.).

Аграрные и ясачные реформы. Перепись населения Якутии. «Соболино-лисья» система распределения земли.Работа ясачной комиссии. Система двойной эксплуатации народа: царизма и местного тойонства. Столкновения с чукчами.

Христианизация Якутии. Начало массового крещения якутов в конце 60-70-х гг. XVIII в. Архиепископ Иннокентий.

Распространение земледелия. Огневая и переложная системы земледельческого хозяйства.

I и II Камчатские экспедиции. Экспедиция под руководством В. Беринга (1725-1730 гг.). А.И. Чириков. Я.И. (Якоб Иоганн) Линденау.

Культура народов Якутии в XVIII веке. Фольклор: олонхо, тойук, сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Ысыах – праздник наступления лета. Посуда (из дерева и бересты). Одежда (из обработанных оленьих и жеребячьих шкур, из соболиных, рысьих, лисьих шкур).Культура эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей.

Основные понятия: христианизация, ысыах.

V. Якутская область в I-й половине XIX века

Государственное управление и хозяйство якутов. Преобразование Якутского округа в Якутскую область. Структура областного управления Якутии. Деление Якутской области на округа.

Степная дума – первый опыт якутского самоуправления. «Устап об управлении инородцев». М.М. Сперанский. И.Е. Мигалкин. Степная дума Якутского округа, ее функции.

На службе Отечеству. Участие якутов в военных действиях: в Отечественной войне 1812 г., в обороне Севастополя во время Крымской войны.

Декабристы в якутской ссылке. Н.Ф. Заикин, А.В Веденяпин. А.А. Бестужев-Марлинский, М.И. Муравьев-Апостол, Н.А. Чижов, А.Н. Андреев, З. Чернышев, М.А. Назимов, Н.С. Бобрищев-Пушкин, С.Г. Краснокутский, П.Ф. Выгодовский. Вклад декабристов ав развитие культуры народов Якутии.

Классная система землепользования. Разделение на пять классов. Василий Манчары – народный герой Якутии.

Основные понятия: инородцы, Якутская Степная дума, классная система землепользования.

VI. Якутия во II-й половине XIX века

Аграрные отношения и скотоводство. Первые якутские города. Численность городского населения. Занятия и быт якутов. Основные виды повинностей: отработочная, продуктовая, денежная. Кузнечное дело якутов.

Ленские золотые прииски. Витимо-олекминские золотые прииски. Якутские купцы.

Политические ссыльные в Якутии: старообрядцы, провинившиеся вельможи, некоторые участники пугачевского восстания, религиозные сектанты-скопцы, польские повстанцы, народники, участники первых рабочих кружков и союзов, польские социалисты и другие революционеры. Вилюйский узник Н.Г. Чернышевский.Политссыльные социал-демократы. «Монастыревская трагедия».

К.Г. Неустроев (Урсик) – первый якутский революционер.

Научное изучение Якутии. Шергинская шахта. А.Ф. Миддендорф, Р.К. Маак. Сибиряковская экспедиция. И.И. Майнов, Н.А. Виташевский, В.М. Ионов, Э.К. Пекарский, В.Ф. Трощанский, В.Л. Серошевский.

Культура Якутии в XIX веке. Образование. Просвещение и медицина. КэттиМарсден – английская сестра милосердия. Открытие гарнизонной, духовной, церковно-приходских, казачьей школ. Публичная библиотека. Изучение якутского языка. А.Я. Уваровский.

Основные понятия:ВСОРГО, этнография, кыстык, сайылык, «Монастыревская трагедия», народничество.

VII. Якутия в начале XX века

Социально-экономическое положение Якутии в начале XX века. Перепись 1917 г. Животноводство и сельское хозяйство. Товарное производство, торговля и денежное обращение. Административное устройство Якутской области 1899 г. Положение бедноты. Распределение населения по уездам. Численность и национальный состав населения. Расселение населения Якутской области по округам.

Развитие торгового капитала. Якутск – крупный центр торговли на северо-востоке России. Развитие водного транспорта. Оймяконский купец Н.О. Кривошапкин. Меценатство. Н.Д. Эверстов, П.И. Захаров, Г.В. Никифоров (Манньыаттаахуола), М.Г. Васильев – известные якутские меценаты.

«Романовка» - вооруженный протест якутских политссыльных.

События революции 1905-1907 гг. в Якутии. Революционные демонстрации, забастовка почтово-телеграфных служащих. «Союз якутов».

Ленский расстрел. Положение рабочих приисков. Забастовка Апрелевского и Андреевского приисков. Экономические требования рабочих. Кровавые события.

Якутская интеллигенция. А.Е. Кулаковский (Ексекюлях). В.В. Никифоров (Кюлюмнюр). Г.В. Ксенофонтов. С.А. Новгородов. Иеронимах Алексий (Алексей Оконешников). Г.Н. Слепцов. П.Н. Сокольников. Губернатор И.И. Крафт.

Инородческий съезд 1912 года. Участие якутян в первой мировой войне. 42 якутский полк. И. Андросов, М. Хоютанов, Ф. Слепцов, В. Коробейников, В. Федулов.

Февральская революция 1917 г. в Якутске. Свержение царской власти. Создание и деятельность ЯКОБ (Якутский комитет общественной безопасности. «Якутский трудовой союз федералистов». Газета «Якутский голос».

Основные понятия: «Романовка», «Союз якутов», Ленский расстрел, ЯКОБ.


ИСТОРИЯ ЯКУТИИ (1917 – 2003)

I. Установление советской власти и гражданская война в Якутии

(лето 1918 – осень 1922)

«Красный» переворот 1 июля 1918 г. Начало гражданской войны в Якутии. Установление советской власти в Якутске. Первые мероприятия новой власти. Меры по укреплению органов новой власти.

Контрпереворот противников советской власти. Раскол в исполкоме Якутского совета. Ноябрь 1918 г. – распространение власти адмирала А.В. Колчака.

Свержение колчаковской администрации. Восстановление власти Советов. Репрессии против главных руководителей колчаковского режима. Формирование нового состава ревкома (М.К. Аммосов, Х.А. Гладунов, П.А. Ойунский). Политика «военного коммунизма».

Образование Якутской АССР. Проект Положения об образовании ЯАССР. 27 апреля 1922 г. – образование ЯАССР. Создание единой системы органов государственной власти.

Новое обострение вооруженной борьбы. Ликвидация повстанчества. Создание корнетом В.А КоробейниковымНельканского вооруженного отряда. Повстанческое вооруженное движение. Прибытие красных отрядов в Якутию. К.М. Котрус. Н.А. Каландаришвили. К.К. Байкалов. И.Я. Строд. Новый состав президиума губбюююро РКП (б). И.Н. Барахов. С.Ю. Широких-Полянский.

Основные понятия:Центросибирь, Наркомнац, корнет, есаул, ЧОН.



II. Обновление на началах НЭПа

(осень 1922 – 1928)

Переход к мирной жизни. Или снова война? Выборы в наслежные и улусные Советы. I Якутская областная конференция. Разгром войск А.Н. Пепеляева.

НЭП и сельское хозяйство. Проведение земельной реформы. Меры по восстановлению денежного обращения. Положительные социально-экономические результаты НЭПа.

Первые шаги в развитии промышленности. Электрификация. Добыча золота. Ленский водный путь. Строительство грунтовой дороги. Первый пароход и первый самолет.

Общественно-политическая обстановка. «Тунгусское восстание». Якутские «конфедералисты». П.В. Ксенофонтов. Смена партийно-советского руководства Якутии.

Культура и новая власть. I съезд учителей Якутии. Культурно-просветительская работа. Создание общества «Саха омук». Издание произведений А.Е. Кулауовского, А.И. Софронова, П.А. Ойунского, А.А. Иванова-Кюндэ, С.Р. Кулачикова-Элляя, Д.К. Суорун-Омоллона. Якутский драматический театр. Научное изучение Якутии.

Основные понятия: десятина, Тоз, ВСНХ, концессия, акционирование, ликпункты, красный уголок.

III. От НЭПа к административно-командной системе

(1929 – июнь 1941)

В русле ускоренной индустриализации. Трест Якутзолото. Закладывание основы промышленности местного значения. Ликвидация частных предприятий. Добыча угля. Развитие водного, наземного и воздушного транспорта.

«Сплошная коллективизация». Создание кооперативов. Массовая коллективизация и ликвидация кулачества как класса. Создание МТС. Кампания по «выявлению и искоренению кулачества».

Под властью тоталитаризма. Ужесточение политического режима. «Чистка партии» от инакомыслящих и «классово чуждых». Принятие Конституции ЯАССР. Выборы в Верховный Совет СССР, РСФСР и ЯАССР. Репрессии против интеллигенции.

Жесткая политизация культуры. Расширение сети народного образования. Изменения в социально-культурной сфере. Создание Союза писателей, художников, музыкантов. Произведение якутских писателей. Фольклор. Искусство. Театральное искусство. Музыка.

Основные понятия:коллективизация, кулачество, МТС, «инакомыслящий».

IV. Участие народов Якутии в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг.

Якутия в начале войны. Добровольческое движение об отправке на фронт. Участие якутян в разгроме фашистов под Москвой и в других зимних операциях.

На коренном переломе войны. Вторая массовая мобилизация в армию. Участие якутян в битвах и сражениях войны: в Сталиградской битве, Курской битве, Харьковском сражении, Ржевско-Вяземской и Демянской операциях, прорыве блокады Ленинграда.Ф.К. Попов, К.К. Карпов и другие.

На завершающем этапе войны. Участие якутян в Ясско-Кишиневской операции, освобождении Болгарии, Венгрии и других государств, Берлинской операции, боях с Японией.

Доблестный труд в тылу. Рыболовство. Пушнозаготовка. Сельское хозяйство. Сбор средств на постройку танковых колонн. Негативные социально-демографические изменения. Доблесть и героизм якутян.

V. Якутия в условиях послевоенного развития советского общества и попытки его либерализации (1946 – 1964)

Промышленность: новые горизонты. Комплексная экспедиция Южной Якутии. Обнаружение угольных и газовых месторождений. Кимберлитовые трубки. Создание треста «Якуталмаз». Золотодобывающая промышленность. Добыча олова. Автомобильный и воздушный транспорт.

Сельское хозяйство: проблемы и попытка реформ. Трудности колхозов. Строительство мелких электростанций. Подготовка руководящих кадров колхозов. Реорганизация МТС. Урезывание личных подсобных хозяйств.

От сталинской диктатуры к номенклатурной власти. Борьба против «космополитов» и «отступников». Кампания борьбы с «национализмом». Политика насильственной депортации в Якутии. Монополизация общественно-политической жизни. Партийные, комсомольские, профсоюзные организации и Советы.

Культура в условиях идеологического давления и «оттепели». Переход к всеобщему семилетнему образованию. Расширение сети среднего специального образования. Открытие ЯГУ. Создание Якутского филиала АН СССР. Здравоохранение. Развитие литературы. Театр. Музыка. Искусство.

Основные понятия: «космополиты», депортация, монополизация, «оттепель».

VI. Якутия в условиях назревания кризиса советского общества

(1965 – 1984)

Якутия – горнорудный регион страны. Алмазо и золотодобывающая промышленность. Добыча угля. Вилюйская ГЭС, Якутская ГРЭС. Водный, автомобильный и воздушный транспорт.

От колхозного производства к совхозному. Рост численности рабочих совхозов. Обеспечение сельского хозяйства специалистами. Малоэффективность сельского хозяйства.

Социально-демографическая ситуация. Миграционные процессы. Рост численности рабочего класса. Изменение этнической ситуации. Урбанизация. Низкий уровень средней продолжительности жизни. Экологические проблемы.

Всевластие партийно-советской номенклатуры. Органы государственной власти. Профсоюзы. Отчуждение населения от реальной власти. Застойные процессы в общественно-политической жизни.

В общем русле советской культуры. Всеобщее среднее образование. Укрепление связи школы с производством. ЯГУ – крупный учебный и научный центр. Якутский филиал СО АН СССР. Культурно-просветительная работа. Музейное дело. Литература. Сценическое искусство. Музыка. Изобразительное искусство.

Основные понятия: совхоз, миграция, урбанизация, номенклатура.


VII. Якутия в годы «перестройки» и крушения советской политической системы (1985 – октябрь 1993)

Экономика: в поисках пути выхода из застоя. Политика «перестройки». Переход к рыночным отношениям. Приватизация. Массовое раздробление бывших совхозов на мелкие крестьянские хозяйства. Развал предприятий промышленности местного значения. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства.

Демократизация общественно-политической жизни. Реформы по «всестороннему совершенствованию социализма» («перестройка»). Гласность. Общество «Саха кэскилэ», союз «Саха омук», общественно-политический клуб «Радикал», «Народный фронт». Первый президент РС(Я) М.Е. Николаев. Распад СССР. Становление структуры политической системы. 1993 г. – принятие новой Конституции РФ.

Новые тенденции в культуре. Народное образование. ВУЗы. Создание АН РС(Я). Создание Республиканского Дома народного творчества. Литература. Театральное искусство. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство.

VIII. Якутия в условиях постсоветской политической системы

(октябрь 1993 – 2003)

Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации. Изменения несоответствий в Конституции РС(Я). Первые выборы в Государственное Собрание Республики (Ил Тумэн). Символы РС(Я). Взаимодействие между различными ветвями государственной власти РФ и ее субъекта – РС(Я). Внешнеэкономические связи с другими странами.

Экономические реформы: ход и проблемы. Формирование смешанного типа экономики. Продолжение приватизации. Акционерная компания Саханефтегаз. Создание новой банковской системы. Структурная перестройка экономики. Решение проблем строительства железной дороги. Аграрная реформа. Снижение производства всех видов сельхозпродуктов. Сокращение численности населения.

Социальная политика. Социальная поддержка слабозащищенных, нетрудоспособных слоев населения. Внимание на обеспечение стабильного финансирования учреждений социальной сферы. Создание рабочих мест для трудоспособного населения. Ухудшение социально-экономических условий сельского населения. Внутренняя миграция населения. Некоторые позитивные изменения в социальной сфере.

Культура на пути возрождения и развития. Перемены в сфере образования. Расширение системы высшего образования. Развитие науки. Создание Академии духовности РС(Я). Литература. Изобразительное искусство. Театр. Кинематограф. Традиционная культура народов республики. Расширение культурных связей.

Основные понятия: Ил Тумэн, приватизация, акционерная компания.

IX. Якутия в начале XXI века

Президент РС (Я) Штыров В.А. Политические реформы. Конституция РС (Я). Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Государственные символы РС (Я). Экономика и социальная сфера республики. Президент РС (Я) Борисов Е.А.



Во время дистанционных занятий предусматриваются различные формы контроля и самостоятельной работы учащихся:

  • изучение ресурсов;

  • выполнение различных видов заданий (работа по вопросам и заданиям; выполнение тестов; заполнение рабочей тетради: работа с документами,составление логических схем, заполнение таблиц, схем, кроссвордов, ребусов, решение проблемных задач; сообщения, защита рефератов, проектов, презентаций…).

Для заполнения рабочей тетради используется рабочая тетрадь по истории Якутии (с древнейших времен до 1917 г.) /О.Ф. Козаева; Якут. Финанс. - экон. колледж им. И.И. Фадеева – фил. ФГОУ ВПО «Акад. бюджета и казаначейства М-ва финансов Рос. Федерации». – Якутск: Компания «Дани АлмаС», 2009. – 100 с.

Учебные занятия могут сопровождаться экскурсиями, посещением музеев, просмотрами кино и спектаклей.

Также за рамками учебных часов планируется занятие по научно-исследовательской работе с учащимися по краеведению.




Распределение учебных часов по разделам курса:

(представленный вариант носит рамочный, рекомендательный характер).


История Якутии (с древнейших времен до 1917 г.), 35 ч.


Тема урока

Кол.

часов

Дата


Примечание

план


факт

I. Первобытное общество на территории Якутии (2 ч.)

1

Якутия в каменном веке

1




2

Эпоха палеометаллов

1




II. Происхождение народа саха (2 ч.)

3

Гипотезы о происхождении народа саха

1




4

Ючкурыканы – наши тюрские предки

1




III. Присоединение Якутии к Российской империи (4 ч.)

5

Народы Якутии в эпоху Тыгына

1




6

Колонизации Якутии

1




7

Географические открытия русских землепроходцев

1




8

Общая характеристика присоединения Якутии к России

1




IV. Якутия в составе Российской империи в XVIII веке (7ч.)

9

Якутский тойонат

1




10

Аграрные и ясачные реформы

1




11

Христианизация Якутии

1




12

Распространение земледелия

1




13

I и II Камчатские экспедиции

1




14

Культура народов Якутии в XVIII в.

1




15

Культура народов Якутии в XVIIIв.

1




V. Якутская область в I-й половине XIX века (5 ч.)

16

Государственное управление и хозяйство якутов

1




17

Степная дума – первый опыт якутского самоуправления

1




18

На службе Отечеству

1




19

Декабристы в якутской ссылке

1




20

Классная система землепользования

1




VI. Якутия во II-й половине XIX века (6 ч.)

21

Аграрные отношения и скотоводство

1




22

Ленские золотые прииски

1




23

Политические ссыльные в Якутии

1




24

К.Г. Неустроев (Урсик) – первый якутский революционер

1




25

Научное изучение Якутии

1




26

Культура Якутии в XIX веке

1




VII. Якутия в начале XX века (8 ч.)

27

Социально-экономическое положение Якутии в начале XX века

1




28

Развитие торгового капитала

1




29

«Романовка» - вооруженный протест якутских политссыльных

1




30

События революции 1905-1907 гг. в Якутии

1




31

Ленский расстрел

1




32

Якутская интеллигенция

1




33

Инородческий съезд 1912 года

1




34

Февральская революция 1917 г

1




35

ПОЗ по курсу

1





35 ч.




История Якутии (1917 - 2003), 35 ч.

Тема урока

Кол.

часов

Дата

Примечание

план

факт

I. Установление советской власти и гражданская война в Якутии

(лето 1918 – осень 1922), 5 ч.

1

«Красный» переворот 1 июля 1918 г. Начало гражданской войны в Якутии

1




2

Контрпереворот противников советской власти

1




3

Свержение колчаковской администрации. Восстановление власти Советов

1




4

Образование Якутской АССР

1




5

Новое обострение вооруженной борьбы

1




II. Обновление на началах НЭПа

(осень 1922 – 1928), 5 ч.

6

Переход к мирной жизни. Или снова война?

1




7

НЭП и сельское хозяйство

1




8

Первые шаги в развитии промышленности

1




9

Общественно-политическая обстановка

1




10

Культура и новая власть

1




III. От НЭПа к административно-командной системе

(1929 – июнь 1941), 4 ч.

11

В русле ускоренной индустриализации

1




12

«Сплошная коллективизация»

1




13

Под властью тоталитаризма

1




14

Жесткая политизация культуры

1




IV. Участие народов Якутии в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг., 4 ч.

15

Якутия в начале войны

1




16

На коренном переломе войны

1




17

На завершающем этапе войны

1




18

Доблестный труд в тылу

1




V. Якутия в условиях послевоенного развития советского общества и попытки его либерализации (1946 – 1964), 4 ч.

19

Промышленность: новые горизонты

1




20

Сельское хозяйство: проблемы и попытка реформ

1




21

От сталинской диктатуры к номенклатурной власти

1




22

Культура в условиях идеологического давления и «оттепели»

1




VI. Якутия в условиях назревания кризиса советского общества

(1965 – 1984), 5 ч.

23

Якутия – горнорудный регион страны

1




24

От колхозного производства к совхозному

1




25

Социально-демографическая ситуация

1




26

Всевластие партийно-советской номенклатуры

1




27

В общем русле советской культуры

1




VII. Якутия в годы «перестройки» и крушения советской политической системы (1985 – октябрь 1993), 3 ч.

28

Экономика: в поисках пути выхода из застоя

1




29

Демократизация общественно-политической жизни

1




30

Новые тенденции в культуре

1




VIII. Якутия в условиях постсоветской политической системы

(октябрь 1993 – 2003), 5 ч.

31

Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации

1




32

Экономические реформы: ход и проблемы

1




33

Социальная политика

1




34

Культура на пути возрождения и развития

1




35

Якутия в начале XXI века

1





35


Ожидаемый результат обучения

Для учащихся:

  • в конце обучения курса учащиеся должны владеть базовыми знаниями в области краеведения: исторического прошлого и настоящего родного края;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Якутии, достижениям культуры;

  • должны владеть знаниями и навыками исследовательской работы, позволяющими принимать участие в школьных, городских, республиканских и всероссийских мероприятиях (викторинах, конференциях, конкурсах, олимпиадах…);

  • овладеть мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

  • осознать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



Для учителя:

  • воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое, за свой народ;

  • разработка занятий (поурочные планы, презентации…) и дистанционного курса;

  • внедрение новых технологий обучения в работе с учащимися через Сетевую школу управления образования (sns.yaguo.ru);

  • личностный и профессиональный рост.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Учебные пособия:

  1. «История Якутии» (с древнейших времен до 1917 г.). Н.И. Васильев; 1-е изд. – Якутск: Бичик, 2004. – 152 с., ил.

  2. «История Якутии» (1917 – 2003). Авт.–сост. В.И. Пестерев и др.; Под ред. М.М. Хатылаева. – 2-е изд., доп. – М.: Омега –Л, 2005. – 229 с., с илл.

  3. Рабочая тетрадь по истории Якутии (с древнейших времен до 1917 г.) /О.Ф. Козаева; Якут. Финанс. - экон. колледж им. И.И. Фадеева – фил. ФГОУ ВПО «Акад. бюджета и казаначейства М-ва финансов Рос. Федерации». – Якутск: Компания «Дани АлмаС», 2009. – 100 с.


Учебное оборудование и компьютерная техника:


  1. Блок системный с клавиатурой и мышкой.

  2. Монитор.

  3. Мультимедиа-проектор.

  4. Слайд-проектор.

  5. Интерактивная доска.

  6. Телевизор.


Использованные источники информации:


  • Интернет-источники:

http://www.outdoors.ru/region/yakut/yak11.php

  • http://www.yakutskhistory.net/

  • http://fatalita.diary.ru/p181894764.htm?oam

  • http://www.ethnomuseum.ru/geografiya-sibiri

  • http://zaimka.ru/borisov-tygyn/

  • http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dezhnev_si.php

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%28%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%29

  • http://www.emaproject.com/lib_view.html?id=pb00001811#p2|6|n

  • http://olonkholand.ru/o-yakutii/ob-olonkho

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  • http://videolain.tmweb.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/staduhin-mihail-vasilevich

  • http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=483450&language=1

  • http://kyndeli.narod.ru/peaple_otes_aleksiy.htm

  • http://ilin-yakutsk.narod.ru/2001-2/72.htm



  • ЦОР:

Презентации:

  • «Анализ и исследование найденных останков неизвестного ископаемого»;

  • «Присоединение Ленского края к русскому государству»;

  • «Традиционная культура народа саха»;

  • «Русские землепроходцы»;

  • «История седла моего прадедушки»;

  • «Мои знаменитые земляки»;

  • Тренажеры «Проверь себя».

Фильмы:

  • http://www.youtube.com/watch?v=jGXng4QrN1Q

  • http://www.youtube.com/watch?v=0pRq-blwG-8

  • http://www.youtube.com/watch?v=3oWGuy6lQ24&feature=youtu.be

  • http://www.youtube.com/watch?v=j2o0DmQjK3w



  • Рекомендуемая литература для учителя и учащихся:

  1. Алексеев А.А. Забытый мир предков. - Якутск, 1993.

  2. Алексеев А.А. Песенно-танцевальное искусство эвенов Верхоянья. - Якутск, 1991.

  3. Алексеев А.Н. Древние культуры Якутии. - Новосибирск, 1994.

  4. Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII-XVIII вв. на Северо-Востоке Якутии. - Новосибирск, 1996.

  5. Алекссев А.Н. Петроглифы Олекмы. - Иркутск, 1987.

  6. Антонов Н.К. Наследие предков. - Якутск, 1994.

  7. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа. - Новосибирск, 1985.

  8. Археологические памятники Якутии: Бассейны Алдана и Олекмы. - Новосибирск, 1994.

  9. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск, 1966.

  10. Багдарын Сюльбэ. Топонимика Якутии. - Якутск, 1985.

  11. Бахрушин С.В. Исторические судьбы народов Якутии: Сборник статей “Якутия”. - Л.,1927.

  12. Бахрушин С.В., Токарев С.А. Якутия в XVII в. - Якутск, 1953.

  13. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVII-середина XIX вв. ). - М., 1956.

  14. Башарин Г.П. История животноводства в Якутии второй половины XIX-начала XX вв. - 1962.

  15. Башарин Г.П. История земледелия в Якутии (XVII в.-1917 г.). Т.1. - Якутск, 1989; Т.2. 1990.

  16. Башарин Г.П. Некоторые вопросы историографии вхождения Сибири в состав России. - Якутск, 1971.

  17. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. - Якутск, 1994.

  18. Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Ч.1. - Л., 1934.

  19. Борисов М.Н. Преобразование быта на Крайнем Севере. - Якутск, 1975.

  20. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии. Ч.1. - Якутск, 1957; Ч.1. кн.2. - 1958; Ч.2, кн.2. - 1962.

  21. Василевич Г.М. Эвенки. - Л., 1969.

  22. Васильев Н.И. «История Якутии» (1917 – 2003). – Якутск: Бичик, 2004.

  23. Всеякутские съезды Советов: Документы и материалы 1922-1937. - 1972.

  24. Гоголев А.И. История Якутии (обзор исторических событий до нач.XX в.): Монография. Якутск, 2005 . 

  25. Гоголев А.И. Якутия: Век ХХ (1917-2000 гг.): Монография. Якутск, 2001.

  26. Гоголев А.И. Мифологический мир якутов: божества и духи покровители. - Якутск, 1994.

  27. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирование культуры). - Якутск, 1993.

  28. Гоголев З.В. Социально-экономическое развитие Якутии (1917 - июнь 1941). - Новосибирск, 1972.

  29. Гоголев Н.А. Осуществление ленинских идей электрофикации в Якутии. - Якутск, 1971.

  30. Горохов С.Н. Ысыах. Якутская коллекция в Британском музее. - Якутск, 1993.

  31. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993.

  32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

  33. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов (XVII-XIX вв.). - М., 1977.

  34. Диков Н.Н. Древние костры Камчатки и Чукотки. - Магадан, 1969.

  35. Дьяконов А.Л. Пушной промысел в Якутии конца XVIII - середина XX века. - Новосибирск, 1990.

  36. Зыков Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XVII-начало XX вв.). - Новосибирск, 1989.

  37. Иванов В.Н. Историческая мысль в России XVIII- середины XIX вв. о народах Северо-Востока Азии. - М., 1989.

  38. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов (XVII век). - Якутск, 1966.

  39. Иванов В.Ф. Письменные источники по истории Якутии XVII века. - Новосибирск, 1979.

  40. Иванов В.Ф. Социально-экономические отношения в Якутии (конец XVII- нач.XIX вв.). - Новосибирск, 1992.

  41. Избеков Д.Д. Якутяне в боях за Родину. - Якутск, 1966.

  42. Избеков Д.Д. Золотые звезды. - Якутск, 1963.

  43. Из истории политической ссылки в Якутии. - Якутск, 1977.

  44. История Якутской АССР. Т.1. - М.-Л.; Т.2. - М., 1957; Т.

  45. Ионова О.В. Город Якутск. - Якутск, 1951.

  46. Ковлеков С.И. Сельское хозяйство Якутии (1946-1970 гг.). - Якутск, 1992.

  47. Ковлеков С.И. Социалистическое соревнование в Якутии (1935-1958 гг.). - Якутск, 1988; (1959-1988 гг.) - 1992.

  48. Коллективизация сельского хозяйства Якутской АССР 1928-1940 гг. - Якутск, 1978.

  49. Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии. - Новосибирск, 1994.

  50. Ксенофонтов Г.В. Урангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т.1. в 2-х книгах, 1992.

  51. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. ( Публикации 1928-1929гг.) - Якутск, 1992.

  52. Ксенофонтов Г.В. Эллейада. - Якутск, 1987.

  53. Кулаковский А. Якутской интеллигенции. - Якутск, 1992.

  54. Культурная революция в Якутии. Сб. документов. - Якутск, 1968.

  55. Культурная жизнь в Якутской АССР. 1917-1975. Хроника. - Якутск, 1981.

  56. Кустуров Д.В. Жизнь, ставшая легендой: Документальный очерк о Герое Советского Союза Ф.М. Охлопкове. - Якутск, 1980.

  57. Летопись полувека. 1922-1972. Год за годом - пятьдесят лет ЯАССР. - Якутск, 1972.

  58. Линденау Я.И. Описание народов Сибири ( первая пол. XVII в. ): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. -Магадан, 1983.

  59. Макаров Г.Г. Образование Якутской АССР. - Якутск, 1957

  60. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч.2. - Якутск, 1980.

  61. Макаров Г.Г. Северо-Восток России: 1921-1922 гг. - Якутск, 1988.

  62. Макаров Д.С. Максим Аммосов. - Якутск, 1992.

  63. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1. - М.-Л., 1937.

  64. М. К. Аммосов и проблемы развития производственных сил Республики Саха (Якутия). - Якутск, 1994.

  65. Мостахов С.Е. Русские путешественники - исследователи Якутии (XVII - начало XX вв. ). - Якутск, 1982.

  66. Мостахов С.Е. Сподвижники путешественников и исследователей. - Якутск, 1966.

  67. Мочанов Ю.А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. - Новосибирск, 1994.

  68. Мочанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга (археологический возраст памятника) и проблемы внетропической прародины человечества. - Якутск, 1988.

  69. Мочанов Ю.А., Федосеева С.А., Алексеев А.Н. и др. Археологические памятники Якутии. Бассейны Алдана и Олекмы. - Новосибирск, 1983.

  70. Национальные отношения в регионах страны: история и современность. Ч.1-2. - Якутск, 1992.

  71. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. Книга для учащихся. - М., 1990.

  72. Никитин Н. И. Землепроходец Семен Дежнев и его время. — М., 1999.

  73. Николаев И., Ушницкий И. Центральное дело (хроника сталинских репрессий в Якутии.). - Якутск, 1992.

  74. Николаев М.Е. Арктика боль и надежда России. М., 1994.

  75. Новгородов А.И. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Якутии. - Новосибирск, 1969.

  76. Образование Якутской АССР (1917-1923 гг.). Сб. документов. - Якутск, 1982.

  77. Окладников А.П. Ленские древности. Вып. 1-3. - Якутск-М.-Л., 1945-1950.

  78. Освободительное движение в России и якутская политическая ссылка. (XIX- начало XX вв.). Ч.1-2. - Якутск, 1990.

  79. Пестерев В. И. Исторические миниатюры о Якутии. — Якутск, 1993.

  80. Пестерев В. И. Страницы истории Якутии в документах, леген­дах, мифах. — Якутск, 2000.

  81. Петров Д.Д. Якутяне на фронтах Великой Отечественной войны Советского Союза. - Якутск, 1965.

  82. Петров Д.Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Ч.1. - Якутск, 1979; Ч.2. - 1992.

  83. Петров П.У. Революционная деятельность большевиков в якутской ссылке. - М., 1964.

  84. Региональные особенности межнациональных отношений на Северо-Востоке России. - Якутск, 1994.

  85. Республики в составе Российской Федерации: Государственность и политика. - Якутск, 1993.

  86. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII - нач.XX в.). - Якутск, 1961.

  87. Сафронов Ф.Г. Древний и средневековый Северо-Восток Азии. - Якутск, 1993.

  88. Сафронов Ф.Г. Якуты: Мирское управление в XVII - начале XX вв. - Якутск, 1987.

  89. Серошевский В.Л. Якуты. - СПб., 1896; М., 1993.

  90. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX - начало XX вв.). - Якутск, 1989.

  91. Современные социально-культурные процессы в городах Севера. - Якутск, 1985.

  92. Соколов М.П. Якутия по переписи 1917 г. Вып.1-2. - Иркутск, 1925.

  93. Софронеев П.С. Якуты в первой половине XVII века. - Якутск, 1972.

  94. Сыроватский А.Д. Становление якутской организации комсомола (1920-1925 гг.). - Якутск, 1975.

  95. ТеккиОдулок. На Крайнем Севере: Исторический очерк о юкагирах. - Якутск, 1959.

  96. Токарев С.А. Общественный строй якутов в XVII-XVIII вв. - Якутск, 1945.

  97. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. - М., 1940.

  98. Троев П.С. Иван Худяков в верхоянской ссылке. - Якутск, 1980.

  99. Троев П.С. Ишутинцы в якутской ссылке. - Якутск, 1988.

100. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. - М.,1969.

101.Федосеева С.А. Ымыяхтахская культура Северо-Востока Азии. - Новосибирск,

1980.

  1. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири (XVII - начало XIX вв.). - Якутск, 1978.

  2. Федоров М.М. История правового положения народов Восточной Сибири в составе России. - Иркутск, 1991.

  3. Федоров М.М. Памятник обычного права якутов 1824 г. - Якутск, 1991.

  4. Хамимуллин А.Г. Легендарный Максим. - Алма-Ата, 1988.

  5. Хатылаев М.М. Золотопромышленность Якутии. - Якутск, 1972.

  6. Хатылаев М.М. Промышленное развитие Якутии в 1946-1960 гг. - Якутск, 1992.

  7. Хатылаев М.М. История Якутии (1917-2000). / Учебное пособие. Якутск, 2001. 

109. Хроника авиации Якутии (1921-1987)/Сост. Пестерев В.И. Новосибирск, 1997.

110.Черосов А. А. Эн тереебутноруотунбылыргытынбилэгин дуо? — Якутск, 1971.

111.Через толерантность к взаимопониманию и миру. - Якутск, 1994.

  1. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. - Якутск, 1992.

  2. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. - Якутск, 1991.

  3. Эргис Г.У. Исторические предания якутов. - М.-Л., 1960.

  4. Этногенез народов Севера. - М., 1980.

  5. Юкагиры. - Новосибирск, 1975.

  6. Яковлев В.Ф. Коновязь Сэргэ. Ч.1-2. - Якутск, 1990-1993.

  7. Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975.

  8. Якутия и Россия: История и перспективы содружества народов. - Якутск, 1992. 





































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тестовые задания

Тест №1 «Первобытное общество на территории Якутии»

1. Как называется наука, изучающая историческое прошлое че­ловечества по вещественным источникам?

а) антропология;

б) археология;

в) этнография;

г) геральдика.

2. Во времена какой культуры каменного века вымерли мамонты?

а) сумнагинской;

б) дюктайской;

в) сыалахской;

г) белькачинской.

3. Какое занятие первобытных людей привело к возникнове­нию земледелия?

а) охота:

б) скотоводство;

в) собирательство;

г) изготовление керамических изделий.

4.Люди эпохи палеолита изготавливали орудия труда и оружие:

а) из камня;

б) из дерева;

в) из металла;

г) из кости.

5. В какую эпоху на территории Якутии существовала ымыяхтахская культура?

а) мезолита;

б) палеолита;

в) раннего неолита;

г) позднего неолита.

Ключи к тестам:

Тест №1

Задания

Ответы

1

б

2

а

3

в

4

а

5

г


Тест №2 «Происхождение народа саха»

1. К тюркским народам относятся:

а) буряты;

б) китайцы;

в) эвенки;

г) уйгуры.

2. Государство курыкан называлось:

а) каганат;

б) ханство;

в) ил;

г) империя.

3. Письменность курыкан была:

а) рунической;

б) клинописной;

в) иероглифической;

г) алфавитной.

4. Когда был разгромлен Уйгурский каганат?

а) в 647 г.;

б) в 720 г.:

в) в 815 г.;

г) в 840 г.

5. Какое событие произошло в 647 г.?

а) образование Тюркского каганата;

б) посольство курыкан в Китае;

в) переселение курыкан на север;

г) похороны Бумын-кагана.

Ключи к тестам:

Тест№2

Задания

Ответы

1

г

2

в

3

а

4

г

5

б



Тест №3 «Присоединение Якутии к Российской империи»

1. Город Якутск основал:

а) И. Галкин;

б) П. Бекетов;

в) П. Головин;

г) А. Добрыньский.

2. Ясак — это:

а) денежная единица;

б) родовой старейшина;

в) дань пушниной;

г) служилый человек.

3. Год основания г. Якутска:

а) 1631 г.

б) 1632 г.

в) 1633 г.

г) 1634 г.

4. Восстание якутов в 1642 г. произошло из-за:

а) перенесения Ленского острога;

б) переписи мужского населения;

в) насильного крещения местных жителей;

г) жестокого обращения с инородцами.

5. Экспедиция Семена Дежнева состоялась в:

а) 1641-1659 гг.;

б) 1652-1655 гг.;

в) 1700-1721 гг.;

г) 1643-1649 гг.

6. На Камчатку совершил поход землепроходец:

а) В. Атласов:

б) М. Стадухин;

в) Е. Хабаров;

г) М. Ребров.

7. Отметьте изменения, произошедшие в жизни якутского народа после присоединения к России:

  1. Начало производства железных изделий.

  2. Прекращение межплеменных столкновений.

  3. Укрепление традиционных верований.

  4. Начало земледелия.

  5. Превращение местной знати в часть царской администрации.

  6. Продажа в рабство соплеменников.

  7. Уход якутов на окраины Якутии.

Ключи к тестам:

Тест№3


Задания

Ответы

1

б

2

в

3

б

4

б

5

а

6

а

7

2, 4, 5


Тест №4 «Якутия в составе Российской империи в XVIII веке»

1. Первую поездку якутских тойонов к царю возглавил:

а) С. Сыранов;

б) М. Бозеков;

в) Ч. Бодоев;

г) А. Аржаков.

2. «План о якутах» А. Аржакова предусматривал:

а) назначение исправников из якутов;

б) предоставление дворянских прав тойонам;

в) освобождение от уплаты ясака;

г) создание якутского представительства в Москве.

3. Руководителями I Камчатской экспедиции были:

а) С.Дежнев и М. Стадухин;

б) В. и М. Г.Трончищевы;

в) Ф. Врангель и Ф. Мзтюшкин;

г) В. Беринг и А. Чириков.

4. В каких местах Якутии наиболее развилось хлебопашество?

а) в Амге;

б) в Вилюйске;

в) в Олекминске;

г) в Чурапче.

5. Кырыымпа — это музыкальный инструмент:

а) духовой;

б) щипковый;

в) ударный;

г) смычковый.

Ключи к тестам:

Тест №4

Задания

Ответы

1

б

2

б

3

г

4

а

5

г













ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Примерные темы рефератов


  1. Героический эпос якутов.

  2. Мифы и легенды якутского народа.

  3. Белая вера айыы.

  4. Шаманизм.

  5. Эллэй Боотур и Омогой Баай.

  6. Эпоха кыргыса.

  7. Тыгын.

  8. Колонизации Якутии.

  9. Русские землепроходцы и путешественники.

  10. Культура народов Якутии.

  11. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов.

  12. На службе Отечеству.

  13. Декабристы в якутской ссылке.

  14. Политические ссыльные в Якутии.

  15. К.Г. Неустроев (Урсик) – первый якутский революционер.

  16. Якутяне в Великой Отечественной войне.

  17. Великая Отечественная война в истории моей семьи

  18. Герои Отечественной войны (об участниках Великой Отечественной войны – наших земляках)

  19. Все для фронта, все для победы (о тружениках тыла).

  20. Символика Республики Саха (Якутия).

  21. Моя родословная.

  22. Знаменитые люди Якутии (революционеры, политики, представители культуры, ученые…).











ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Словарь исторических терминов

Аманат — заложник.

Анимизм — вера в существование душ и духов.

Батыя — холодное оружие якутов с длинным древком.

Буржуазия — собственник средств производства при капитализме.

Воевода — военачальник, правитель города или провинции.

Гильдии — сословные купеческие корпорации. С 1807 г. уста­новлены три гильдии. К I принадлежали купцы с капиталом свыше 50 тыс. рублей, ко II — свыше 20 тыс. руб., к III —свыше 8 тыс. руб. С 1863 I. установлены две гильдии.

Духоборы — секты духовных христиан, отвергающие православ­ные обряды и таинства, священников, монашество. Возникла во II пол. XVIII в. За неподчинение властям и отказ от военной службы преследовались царским правительством.

Дьяк — начальник канцелярии, помощник воеводы.

Епархия — в православных церквях административно-террито­риальная единица во главе с архиереем.

Заболонь — тонкий белый слой, находящийся непосредственно под корой сосны и лиственницы.

Инородец — все русские подданные неславянского происхождения.

Инородная управа — административно-хозяйственные органы ме­стного самоуправления. Созданы Уставом об управлении инород­цами от 22 июля 1822 г.

Исправник — глава уездной (окружной) полиции в Якутской области, назначался губернатором.

Каган — титул главы государства у древнетюркских народов.

Колонизация — заселение и хозяйственное освоение окраинных земель страны и основание поселений за ее пределами.

Коч — плоскодонное однопалубное судно.

Кулут— раб у якутов.

Локомобиль — передвижная или стационарная паросиловая ус­тановка из объединенных в один агрегат паровой машины и котла.

Матриархат — общественное устройство в раннем периоде перво­бытного общества, где счет происхождения и наследования ведется по материнской линии.

Меценат — богатый покровитель наук и искусств.

Народники — сторонники народничества — идеологии и движе­ния разночинной интеллигенции в России во II пол. XIX в.

Олонхо — якутский народный героический эпос.

Острог — деревянное укрепление на пограничных рубежах Рос­сийского государства.

Патриархат — преобладающая роль мужчин в обществе. Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества.

Петроглифы — наскальные изображения.

Пищаль — тяжелое ружье или орудие.

Собирательство — одна из форм присваивающего хозяйства на первых стадиях общественного развития; собирание готовых видов пиши: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т.д.

Сороки — связки соболиных шкур по сорок штук.

Струг — парусно-грсбное плоскодонное деревянное судно сот­весными бортами и заостренными оконечностями (длиной до 45 м). Применялись в России для плавания по рекам в XI—XVIII вв.

Сыны боярские — мелкие феодалы, которые имели дворянские звания.

Тойон — родоначальник якутского племени.

Трайбализм — межплеменная рознь.

Тын — забор, частокол.

Улус — административно-территориальная единица Якутии.

Хамначчитбатрак, слуга.

Христианизация — обращение местного населения в христиан­скую веру.

Целовальник — казначей. Слово «целовальник» означает, что человек целовал крест, присягал на верность парю.

Челобитная — письменная просьба.

Шерт — присяга с заклинаниями, сопровождавшаяся магичес­кими обрядами.

Ысыах— праздник наступления лета.

Этногенез — зарождение, возникновение народа (этноса).

Этнография — наука, изучающая бытовые и культурные особен­ности пародов мира, проблемы их происхождения и расселения.

Ясак — налог пушниной, которую платили народы Сибири.

Ясырь — пленный, превращенный в домашнего раба.







ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Программа музейных занятий

(филиал Дом-музей «Якутская ссылка» Якутского государственного

объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского)

для учащихся старшего звена (9 – 11 классы)

1. Административное устройство и управление Якутским краем.

  • Административное управление: уезд-провинция-область-губерния.

  • Рост политического влияния Якутска в освоении Дальнего Востока: от казачьего острога до форпоста Северо-Восточной части Российского государства.

2. Якутская область как место ссылки.

  • «Тюрьма без решеток». История возникновения ссылки в Ленском крае.

  • О чем помнит Старый город. Лекция с экскурсией по Дому-музею Ярославского, Дому-музею Аммосова, Дому-музею «Якутская ссылка».

3. Вклад религиозно-ссыльных в распространение земледелия и нетрадиционных видов хозяйствования в Якутии.

  • История появления религиозных ссыльных в Якутском крае – старообрядцы, духоборы, скопцы.

  • Основные занятия и уклад жизни религиозных сектантов. Продвижение земледельческой культуры и нетрадиционных ремесел.

4. Уголовная ссылка: взаимовлияния и противоречия.

  • Деятельность улусных глав за прекращение уголовной ссылки. Е.Д. Николаев, В.В. Никифоров и др.

5. Роль политических ссыльных в развитие народов Якутии.

  • «Первый интеллектуальный десант в Якутии» (Декабристы).

  • Вклад польских представителей национально-освободительного движения в научное изучение Якутии (Э.К. Пекарский, А.Л. Чекановский, И.Д. Черский, В.Л. Серошевский, Н.А. Виташевский и др.).

  • Народничество в политической истории Якутии (Д.А. Юрасов, П.И. Войнаральский, И.А. Худяков, М.С. Ольминский, В.Ф. Горин-Галкин, В.Г. Богораз-Тан, В.Г. Короленко и др.).

  • Роль видных представителей якутской ссылки в политическом развитии Якутии (С.Ф. Котиков, Г.И. Петровский, Г.К. Орджоникидзе, Е.М. Ярославский и др.).

  • Вклад известных вооруженных протестов политссыльных Якутии в общий процесс активной политической жизни России – «Монастыревка» и «Романовка».

  • Прогрессивная роль политссыльных в развитие народов Якутии.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа дистанционного курса "История Якутии"

Автор: Семенова Наталья Николаевна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Реализация возможностей этнокультурного воспитания условиях городской школы» "
    ["seo_title"] => string(86) "riealizatsiia-vozmozhnostiei-etnokul-turnogho-vospitaniia-usloviiakh-ghorodskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "100072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402362498"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства