Просмотр содержимого документа
«Воспитание семейных ценностей на уроках русского языка и литературы»
Воспитание семейных ценностей и развитие личности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиций устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родителей и детей, система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи и, наконец, современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.
Сейчас общество находится в огромной зависимости от телевидения и Интернета. Все образцы, мелькающие на экране, вплетаются в детское сознание, отражаясь в нём и отчасти формируя его. Очевидно, приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательной функции приводит духовно неполноценных молодых людей, что надрывает корни благосостояния и стабильности российского общества. Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
-восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака;
-творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя русского языка и литературы. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Анализируя литературу о семейном воспитании, можно сделать вывод о том, что усилиями писателей было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Семейное воспитание основывалось на важнейших принципах, присущих большинству русских семей: ее самобытности, прочности, теплоте отношений между всеми ее членами, общности духовных интересов. В литературе тех лет отмечалось, что все необходимое для жизни и блага человека, высокие нравственные качества зарождаются в нормальной семье, будущность ребенка – в руках семьи. Семья понималась как колыбель человеческой цивилизации, хранительница общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей, семейное воспитание связывалось с развитием дарований человека.
На уроках русского языка полезно использовать тексты, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. При знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Пословицы о поговорки отражают все главные жизненные ценности, в том числе и взаимоотношения в семье. Ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, его национальная история, быт, мировоззрение и семейные уклады.