kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В помощь учащимся "Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пройдемся по структуре сочинения и  сформулируем основные тезисы:

1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.

II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.

III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.

2. Во введении также можно порассуждать:

a. Об эпохе;

b. Вспомнить факты из биографии писателя;

c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.

3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.

4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.

5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).

6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В помощь учащимся "Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе"»

Помогает литература человеку познать себя?

Для направления «Год литературы»


Введение

  • "Чтение - вот лучшее учение" - говорил А.С. Пушкин. Действительно, чему учит литература?

  • Литература способна помочь человеку узнать что-то новое, чему-то научиться, найти решение своих проблем, она может успокоить и утешить. Но самое главное - с помощью литературы можно познать самого себя.

  • Не зря тема отношения человека к книге затрагивается в стольких шедеврах русской и мировой литературы.

 

Основная часть

Так где же мы можем найти пример того, для чего человеку нужна литература?


  • В известном романе русского писателя Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" главный герой - Раскольников - приходит к очищению от прошедших бед и воскрешается не только благодаря любви, но и с помощью священной книги - Евангелия.

  • В популярном во всём мире романе "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса главный герой, всю жизнь читавший рыцарские романы, которых скопилось уже слишком иного, осознал себя отважным рыцарем, который должен совершить подвиг ради прекрасной дамы.

  • Какова книга, таков и читатель. Главные персонажи произведения "Отцы и дети" И.С. Тургенева тоже любят книги и находят в них себя. Например, Николай Петрович Кирсанов, влюблённый в искусство, находит удовольствие в чтении Пушкина, а Евгений Базаров ценит научную литературу. 

  • Отношение к книгам может показать и всю человеческую натуру. В комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова один из главных лиц "века минувшего" - Фамусов - не слишком и лестно отозвался о книгах: "Собрать все книги бы да сжечь!". Это абсолютно точно передаёт нравы и симпатии "фамусовского общества".

 

Заключение

  • Очень важно помнить, что книга очень много говорит о её читателе.

  • Не стоит забывать, что книга может помочь в трудных жизненных ситуациях, дать совет, научить чему-то.

  • В первую очередь, литература учит нас жить.

  • Книги - это многовековой опыт.





Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?

Для направления «Год литературы


Введение

  • Человеку всегда будет интересен другой человек. Его жизнь, его история.

  • Мы читаем литературу в первую очередь для того, чтобы с помощью пусть даже и вымышленных персонажей больше постичь себя, свою жизнь.

 

Основная часть

Тем лучше будет, если мы возьмем не самого однозначного персонажа. Обратимся к образу Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Уместны будут и Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"), и Евгений Онегин (А.С. Пушкин "Евгений Онегин"), и Лука (М.А. Горький "На дне"), и Воланд (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита").


  • Не все люди, которых мы встречаем в своей жизни, бывают нам интересны, не всех мы принимаем. Точно также не принимаем мы и некоторых героев литературных произведений, нам бывают понятны причины их поступков, но часто существует что-то такое, что отталкивает.

  • Что мы можем принять в человеке, который совершил тяжелейший из всех грехов людских - убийство другого человека? Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" убивает старуху-процентщицу для того, чтобы проверить свою теорию. Суть которой заключается в том, что все люди делятся на 2 разряда: твари дрожащие, и те, кто право имеют.

  • Я понимаю мотив Раскольникова, ведь Алёна Ивановна (старуха-процентщица) действительно человек жалкий, которая своими действиями, своей жадностью, довела многих до отчаянного положения. 

  • Но какими бы великими идеями и замыслами не был окутан человек, он ни в коем случае не должен выступать топором в судьбах других людей. 

 

Заключение

  • Не от хорошей жизни Раскольников пошёл на такой шаг, он действительно избавил многих, таких же как и Родион, от необходимости возвращать долги.

  • Мы сколь угодно можем осуждать тот образ жизни, который вела старуха-процентщица, но каждый из нас должен уметь решать как ему жить, чтоб не быть в конфликте со своим внутренним миром.

  • Можно понять Раскольникова, но право на убийство ни одно нормальное общество, ни один нормальный человек - принимать не должен.







Жизнь - это поединок?

Для направления «Путь


Введение

  • Что есть жизнь? Прочитав произведения Лермонтова, действительно задумываешься, что вся жизнь - один сплошной поединок, борьба? Но вот с чем? За что? Для чего?

  • Творчество М.Ю. Лермонтова даёт нам повод задуматься над этим вопросом и помогает найти ответы.

 

Основная часть

В творчестве М.Ю. Лермонтова очень сильны тенденции к романтическому направлению, поэтому основной мотив его творчества - борьба с чем-то, что трудно или вообще невозможно победить, борьба двух противоположностей, их столкновение.

  • Во всем известном стихотворении "Парус" М.Ю.Лермонтов показывает нам борьбу лирического образа со спокойной, умиротворённой жизнью во имя счастья, которое ждёт его в буре. Он ищет злого ветра, ищет гигантских волн, которые принесут ему, наконец, радость настоящей жизни.

  • Наиболее показательно тема поединка, борьбы, раскрыта в поэме "Мцыри". В этом произведении борьба с диким зверем, со стихией приносит герою такое счастье, какое не сравнить со спокойным "заточением" в монастыре. 

  • Всё произведение М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" проникнуто мотивом поединка.

  • В главе "Бэла" главный герой - Печорин - сходится в поединке с местным князем, чтобы похитить его дочь - Бэлу. И, кажется, он сделал это не от великой любви, а от интереса, азарта, сможет ли он победить в этом небольшом, но очень важном сражении.

  • В главе " Княжна Мэри" Печорин опять же от своей скуки начинает ухаживать за княжной, что неумолимо подводит его к дуэли с Грушницким. И эту дуэль он выигрывает, но опять же не из благородных побуждений, а от какой-то неистребимой тоски и скуки.

  • В довольно символичной для этого произведения главе "Фаталист" М.Ю.Лермонтов на примере Вулича, главного персонажа главы, показывает поединок с самой судьбой. Все выстрелы дают осечку или промах, но Печорин утверждает, что Вулич сегодня умрёт. Так от судьбы не убежишь, поединок Вулича с судьбой был проигран - на улице его зарубают шашкой.

 

Заключение

  • Произведения М.Ю.Лермонтова пропитаны мотивом поединка, так как он является один из основополагающих в романтическом направлении.

  • Для М.Ю. Лермонтова главный поединок - это борьба с однообразием, тоской, пустотой обыденной жизни, удовольствие приносят лишь волнения и события.0

Зачем человек бросает вызов судьбе?

Для направления «Путь»


Введение

  • Судьба - это совокупность всех событий и обстоятельств.

  • Способен ли слабый человек бросить вызов судьбе?

 

Основная часть

Чтобы совершить плавный переход от введения к основной части, начнем с того, что в романе "Герой нашего времени" изображен человек сильный, который не отстраняется от событий, не бежит от проблем.

Ещё можно вспомнить поэму "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, где герой не боится ничего, а идёт вперёд и только вперёд.


  • Что объединяет между собой главных героев лермонтовских произведений "Мцыри" и "Герой нашего времени"?

  • Григорий Печорин и герой поэмы бросают вызовы судьбе. Обоим не страшны ни осуждения, ни даже опасность погибнуть.

  • За 3 дня Мцыри постиг больше счастья, удовольствия, больше узнал жизнь, чем за все предыдущие года. Только благодаря тому, что он бросил вызов судьбе, он умирает спокойно, героически и с достоинством. Ему не стыдно за отведенные судьбой дни.

  • Григорию Печорину тягостно от того, что приносит людям несчастья. А ведь он просто человек, который действует. Он проверяет на прочность не только себя, но и других людей. Поэтому получается, что он оказывается сильнее своих оппонентов. 

 

Заключение

  • Говорят, сильного человека от слабого отличает то, насколько много допустил серьезных ошибок в своей жизни.

  • Если ты не ошибался, значит не рисковал, значит не бросал вызовы судьбе.

  • Поэтому человек бросает вызовы судьбе, чтобы проверить самого себя, понять "чего я стою".



Список литературы для написания итогового сочинения

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение. Дата проведения: 2 декабря 2015.

Время

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,

  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

  • А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Дом

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,

  • И.А. Гончаров «Обломов»,

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,

  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

Любовь

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,

  • И.А. Бунин «Чистый понедельник».

Путь

  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени»,

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

  • А.П. Чехов «Ионыч»,

  • М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Год литературы в России

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),

  • Джек Лондон «Мартин Иден».

 

Для ленивых и любознательных составил список небольших рассказов и повестей.



Время

  • Э. Хемингуэй «Старик и море»,

  • А.П. Чехов «Ионыч»,

  • И.А. Бунин «Окаянные дни»,

  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

 

Дом

  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,

  • Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на Ёлке»,

  • А.П. Чехов «Ванька».

 

Любовь

  • А.П. Чехов «Тоска»,

  • А.П. Чехов «Душечка»,

  • В.Г. Распутин «Уроки французского»,

  • К.Г. Паустовский «Телеграмма».

 

Путь

  • А. Никитин «Хождение за три моря»,

  • Д. Лондон «Любовь к жизни»,

  • Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»,

  • А.П. Платонов «Усомнившийся Макар».



ВРЕМЯ

Сколько поговорок вы вспомните, в которых упоминается слово "время"? Их масса. Первая, которая приходит на ум, — "Время лечит". Оно заживляет, но, увы, не омолаживает. Выше уже обозначено, с каких позиций вам, возможно, придется рассуждать, поэтому мы попробуем сейчас коротко пробежать по некоторым озвученным произведениям.

В "Отцах и детях" время поделило героев на 2 лагеря: тех, чья "песенка спета", говоря словами Базарова, и тех, кому предстоит прожить еще не один десяток лет. Время здесь беспощадно. Николай Петрович старается быть на одной волне со своим любимым сыном, постоянно занимаясь самообразованием, однако с горечью понимает, что мировоззрение и мироощущение разнятся, хоть и сказывается здесь давление Базарова.
Когда Тургенева спрашивали, почему он уготовил именно такой финал для своего героя — Евгения Базарова, то он ответил, что для него еще не пришло время, слишком рано он появился, слишком мало сторонников и людей, которые были бы способны поддержать его, поэтому никакой другой участи автор придумать не смог. Время выступило барьером для главного героя, именно он один смог его преодолеть, тогда как все остальные, кто был с ним, предпочли остаться наблюдателями.

Три тысячи шестьсот пятьдесят три дня — именно столько провел в сталинских лагерях Иван Шухов, герой повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". В основу повествования легло описание всего лишь одного дня, непродолжительные 18 часов, в которых отразилась жизнь тысяч людей, беззащитных и бесправных. В мире сталинских лагерей свои правила и законы, время здесь — наказание, оно течет медленно и совершенно однообразно, ему нет ни начала, ни конца. К десяти годам, которые получал среднестатистический зек ГУЛАГа, могли легко прибавиться дополнительные 5-10 лет. Поэтому для всех сюда попавших жизнь делилась на до и после...



ДОМ

Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле). Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной традиции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами. Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать».

Дополнительная литература для подготовки к итоговому сочинению

Перечень дополнительной литературы, которая поможет вам подготовиться к написанию итогового сочинения

1. Энциклопедия литературных произведений. – М.: Вагриус, 1998.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. – М.: Высшая школа, 1998.

4. Кормилов С.И. Поэзия Лермонтова. – М., 1998.

5. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (любое издание).

6. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей – М., 1972.

7. Домашнев А.И., Шишкин И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста.

8. Скубачевская, Л. А. ЕГЭ. Литература. [Текст]: Универсальный справочник / Л.А.Скубачевская, Т.В. Надозирная. – М.: ЭКСМО, 2011. – 400 с.

9. Бугров, Б.С. Русская литература XIX–XX веков [Текст]: учебное пособие для поступающих в вузы / Б.С.Бугров, М.М.Голубков. – в 2-х т. – М.: МГУ, 2013. – 576 с. (электронная версия).

 

"Всегда ли любовь делает человека счастливым?"

Одно из самых высоких чувств, которое только может испытать человек - это любовь. Она способна сделать человека счастливым, подарить ему надежду и силы жить дальше. И нет, наверное, на свете человека, который не был бы "окрылён" любовью, не чувствовал бы приподнятого настроения духа. Но всегда ли любовь сулит человеку безграничное счастье?

Данным вопросом задавались философы, ученые и писатели всех времен и народов. И у каждого был свой, более или менее схожий с другими, ответ. Однако соглашались они лишь в одном - любовь может стать причиной не только счастья, но и душевной боли, страданий, трагического конца. Я также разделяю эту позицию.

Обратимся к роману известного немецкого писателя И.В. Гёте "Страдания юного Вертера". В произведении молодой человек по имени Вертер пишет письма своему другу Вильгельму. Помимо описаний своих повседневных забот и приходящих в голову мыслей, Вертер всё чаще упоминает о некой девушке, дочери окружного начальника, Лотте. Она становится предметом любви и обожания для Вертера. Конечно, нельзя не радоваться вместе с героем зародившемуся чувству, нельзя не переживать с ним душевные метания и бессонные ночи. Однако нельзя и забывать о главной проблеме, поднятой Гёте - проблеме несчастной, неразделённой и трагичной любви. Писатель находит и причину этого явления. Её точно сформулировал российский литературовед Ю. Архипов: "Только кажется, что пресловутая мука любви бывает от неразделённости. Мука в том, что само блаженство любви уже одной своей превосходящестью напоминает о смерти...Словно бы втягивается в блаженство смерти как в омут". Этот "омут" поглотил и несчастного Вертера, который не смог справиться с переполнявшими его чувствами к Лотте. В итоге главный герой кончает жизнь самоубийством.

Другим примером того, как любовь может принести гибель, является повесть Н. Карамзина "Бедная Лиза". Карамзин описывает историю девушки - крестьянки Лизы, полюбившей молодого обеспеченного дворянина Эраста. В чём же трагизм отношений героев? Прежде всего в сочетании фальшивости чувств Эраста и искренности чувств Лизы. Во-вторых, молодой человек обманул Лизу. Когда ложь обнаружилась, девушка не смогла совладать с "бурей" чувств в её сердце. Этот переход от безмерного счастья к ужасу и разочарованию был слишком резок, быстр. Ю. Архиповал так же писал о том, что смерть собирает свою жатву среди невольников запредельного накала чувств. Лиза была тем самым невольником. Финалом произведения является её самоубийство.

В качестве заключения хотелось бы ответить на вопрос о предназначении любви высказыванием Ф. Ницше: "Горечь содержится даже в чаще лучшей любви". Любовь порой ранит глубже, чем мы можем себе представить, может душевно искалечить человека. Наша главная задача и, по моему мнению, задача писателей, найти способ этого избежать.

ПЛАН

«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.



Пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:

1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.

II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.

III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.

2. Во введении также можно порассуждать:

a. Об эпохе;

b. Вспомнить факты из биографии писателя;

c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.

3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.

4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.

5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).

6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
В помощь учащимся "Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе"

Автор: Напиральская Елена Ивановна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Выступление из опыта работы"Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста" "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-iz-opyta-raboty-tiematichieskii-podkhod-pri-podghotovkie-k-sozdaniiu-sobstviennogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "187513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426523497"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Выступление по теме "Приёмы работы с текстом по определённой проблематике" "
    ["seo_title"] => string(83) "vystuplieniie-po-tiemie-priiomy-raboty-s-tiekstom-po-opriedielionnoi-probliematikie"
    ["file_id"] => string(6) "186378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426337664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства