kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление из опыта работы"Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста

(выступление из опыта работы)

 Аннотация.

    В выступлении содержится небольшой теоретический подход к теме,  её актуальность, а также практические формы работы  при подготовке к созданию собственного текста. Приведены примеры блоков систематизации  материала для использования в качестве аргументов при написании сочинений. Материал выступления рассчитан на учителей – практиков.   Выступление.

 Нет ничего могущественней слова…  Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не каждый  способен  использовать в своей жизни  замечательный дар, данный во владение человеку – это хорошо развитую устную и письменную речь. … Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».

         Умеем ли мы говорить? Умеем ли мы письменно общаться? Умеет ли говорить современное молодое поколение? Эти вопросы не праздные. «Умение говорить» складывается в результате общения и мышления. Всякий современный человек сегодня должен уметь вступить в дискуссию, аргументировано  доказать правильность высказанного суждения, применить в речи богатство лексики русского языка, не загрязняя его заимствованными словами.

        Научить ребенка говорить прекрасным русским языком, используя все богатства языка – задача нелёгкая, но постоянно пополняя словарный запас учащихся на уроках, поясняя лексическое значение слова и применение его в текстах определённого стиля речи, можно привить вкус к хорошей речи. Нужно и можно убедить учащихся в том, что говорить, и уж тем более, писать красиво, грамотно, без жаргона здоровее для нашего мозга

       Как показывает практика, ученики, хорошо усвоившие орфографию и пунктуацию, испытывают  большие трудности при создании собственного текста, не знают, с чего начать, как развивать мысль, какие привести аргументы, как  их прокомментировать. При слове «сочинение» проявляют явное неудовольствие. Часто оказываются неинтересными собеседниками, не умеют поддержать беседу, диалоги, дискуссии.  Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное, эстетическое, творческое – в большой мере зависит от окружающей речевой среды. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратить­ся в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Со­здание на уроке русского языка атмо­сферы совместной творческой деятель­ности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текс­том. Постепенно она приобретает ис­следовательский характер, что опреде­ляется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформу­лированы эти задания, какова после­довательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что иссле­дование особенностей употребления языковых средств в тексте как рече­вом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текс­тов и заданий, включение каждо­го урока в продуманную систему работы — это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие уча­щихся, в основе которого — совершен­ствование, развитие чувства языка (языковой интуиции).

         Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала, интеллектуального уровня учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

   Меняются формы, задания  итоговой аттестации в 9, 11 классах. Работа с текстом должна не только оставаться важной, но и подняться на новый уровень. Тексты (научные, публицистические, художественные) есть на разных предметах.  Учащиеся затрудняются выбрать главное, много второстепенного конспектируют, в результате запоминают плохо, а через некоторое время вообще забывают. И ещё одна очень важная проблема: изолированно изучают предметы, не могут примеры из одного предмета перенести в другой. Это особенно заметно в старших классах при  подборе аргументов. А требования экспертов к написанию сочинения  всё возрастают. Что делать? Приходится искать новые методы, формы, системы работы.

   Исследование начинается с учителя. Выбирая дидактический  материал к уроку, всегда исхожу из его ценности с точки зрения воспитания. Бывает так, что заменяю тексты учебника. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие лич­ности: о культуре памяти, об отноше­нии к прошлому, настоящему и буду­щему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текс­та, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика осо­бенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства.

                 С 7 класса ввожу такие формы урока или элементы:

  • Тематические пятиминутки
  • Тематические консультации
  • Тематические  чтения
  • Тематические тетради
  • Тематические уроки

Тематические пятиминутки проводятся в начале или в конце урока. Разучиваем стихотворение или  цитату,  беседуем по прочитанному. Или  приглашаю ученика из другого класса выступить по определённой теме, каким исследованием он занимался. Например,  исследовательская работа «История одного стихотворения» подходит по теме «Война и память». Вести из семьи (интервью родителей, результаты анкетирования, совпало ли мнение родителей и твоё по основной мысли, например, стихотворения и др.)

Тематические консультации

Проводятся перед сочинением за две недели. Обзор литературы. Рекомендации. Яркие примеры. Выступления учащихся по теме (исследование текстов, свои найденные примеры)

Тематические  чтения.

Час тихого чтения по теме. Чтение вслух (распределено на неделю). Остановка на интересном. Эпизод по теме.

Тематические тетради

Запись по темам (тематические странички)

Тематические уроки

Занятие полностью посвящено теме.

Практический пример по определённой теме.

 Какие можно подобрать тексты? Учащиеся помогают (использую возможности учебных проектов),  работая индивидуально, по группам.

  • Работа с разными словарями
  • Стихотворные тексты
  • Прозаические тексты
  • Публицистика (изучается с 7 класса)
  • Мудрые мысли
  • Цитаты из стихотворений

Тематический блок «Родина» (папка)

  1. Материалы словарей ( толковый, синонимов, этимологический)
  2. Текст песни «С чего начинается Родина?»
  3. Пословицы и поговорки
  4. Стихи (З.Александрова «Родина»,  А.Жигулин  «О Родина!», Т.А.Дрозд «Родина моя, моя Россия» (об Очёре)
  5. А.Т.Твардовский «О Родине большой и малой», Ю.Яковлев «Что значит Родину любить?», В.Песков «Отечество»
  6. Высказывания  (Н.Смирнова, Н.Добролюбова, Л.Леонова, А.Толстого и других)
  7. Цитатник (А.Блок, С.Есенин)

   Тематический блок «Война и память» (папка)

  1. Стих А.Сафонова «Война» (Очерский поэт)
  2. Рассказ Е.Носова «Живое пламя»
  3. В.П.Астафьев «Вербное воскресенье» (рассказ)
  4. Б.Васильев «Экспонат №» (рассказ)
  5. Произведения А.Твардовского, Б.Екимова, В.Быкова
  6. Цитатник

Тематический блок  «Образ матери» (проблема  взаимоотношений и др. )

  1. Легенды В.А.Сухомлинского
  • «Был у матери единственный сын…»
  • «Две матери»
  1. Пословицы
  2. В.П.Астафьев «Записка»
  3. Публикации из газеты «Очёрский край»
  4. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и другие произведения
  5. Цитатник

Практическая значимость темы определяется следующим:

  1. Разработана программа систематизации материала
  2. Предлагается система упражнений
  3. Отобран дидактический материал в виде текстов разных стилей по одной теме
  4. Выявлены внутрипредметные и межпредметные связи
  5. Призвана оказать помощь учителю и ученику при отработке навыков создания собственного текста
  6. Имеет познавательный и воспитательный аспект

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы"Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста" »

Тематический подход при подготовке к созданию собственного текста

(выступление из опыта работы)

Аннотация.

В выступлении содержится небольшой теоретический подход к теме, её актуальность, а также практические формы работы при подготовке к созданию собственного текста. Приведены примеры блоков систематизации материала для использования в качестве аргументов при написании сочинений. Материал выступления рассчитан на учителей – практиков. Выступление.

Нет ничего могущественней слова… Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не каждый способен использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку – это хорошо развитую устную и письменную речь. … Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».

Умеем ли мы говорить? Умеем ли мы письменно общаться? Умеет ли говорить современное молодое поколение? Эти вопросы не праздные. «Умение говорить» складывается в результате общения и мышления. Всякий современный человек сегодня должен уметь вступить в дискуссию, аргументировано доказать правильность высказанного суждения, применить в речи богатство лексики русского языка, не загрязняя его заимствованными словами.

Научить ребенка говорить прекрасным русским языком, используя все богатства языка – задача нелёгкая, но постоянно пополняя словарный запас учащихся на уроках, поясняя лексическое значение слова и применение его в текстах определённого стиля речи, можно привить вкус к хорошей речи. Нужно и можно убедить учащихся в том, что говорить, и уж тем более, писать красиво, грамотно, без жаргона здоровее для нашего мозга

Как показывает практика, ученики, хорошо усвоившие орфографию и пунктуацию, испытывают большие трудности при создании собственного текста, не знают, с чего начать, как развивать мысль, какие привести аргументы, как их прокомментировать. При слове «сочинение» проявляют явное неудовольствие. Часто оказываются неинтересными собеседниками, не умеют поддержать беседу, диалоги, дискуссии. Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное, эстетическое, творческое – в большой мере зависит от окружающей речевой среды. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратить­ся в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Со­здание на уроке русского языка атмо­сферы совместной творческой деятель­ности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текс­том. Постепенно она приобретает ис­следовательский характер, что опреде­ляется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформу­лированы эти задания, какова после­довательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что иссле­дование особенностей употребления языковых средств в тексте как рече­вом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текс­тов и заданий, включение каждо­го урока в продуманную систему работы — это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие уча­щихся, в основе которого — совершен­ствование, развитие чувства языка (языковой интуиции).

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала, интеллектуального уровня учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Меняются формы, задания итоговой аттестации в 9, 11 классах. Работа с текстом должна не только оставаться важной, но и подняться на новый уровень. Тексты (научные, публицистические, художественные) есть на разных предметах. Учащиеся затрудняются выбрать главное, много второстепенного конспектируют, в результате запоминают плохо, а через некоторое время вообще забывают. И ещё одна очень важная проблема: изолированно изучают предметы, не могут примеры из одного предмета перенести в другой. Это особенно заметно в старших классах при подборе аргументов. А требования экспертов к написанию сочинения всё возрастают. Что делать? Приходится искать новые методы, формы, системы работы.

Исследование начинается с учителя. Выбирая дидактический материал к уроку, всегда исхожу из его ценности с точки зрения воспитания. Бывает так, что заменяю тексты учебника. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие лич­ности: о культуре памяти, об отноше­нии к прошлому, настоящему и буду­щему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текс­та, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика осо­бенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства.

С 7 класса ввожу такие формы урока или элементы:

  • Тематические пятиминутки

  • Тематические консультации

  • Тематические чтения

  • Тематические тетради

  • Тематические уроки

Тематические пятиминутки проводятся в начале или в конце урока. Разучиваем стихотворение или цитату, беседуем по прочитанному. Или приглашаю ученика из другого класса выступить по определённой теме, каким исследованием он занимался. Например, исследовательская работа «История одного стихотворения» подходит по теме «Война и память». Вести из семьи (интервью родителей, результаты анкетирования, совпало ли мнение родителей и твоё по основной мысли, например, стихотворения и др.)

Тематические консультации

Проводятся перед сочинением за две недели. Обзор литературы. Рекомендации. Яркие примеры. Выступления учащихся по теме (исследование текстов, свои найденные примеры)

Тематические чтения.

Час тихого чтения по теме. Чтение вслух (распределено на неделю). Остановка на интересном. Эпизод по теме.

Тематические тетради

Запись по темам (тематические странички)

Тематические уроки

Занятие полностью посвящено теме.

Практический пример по определённой теме.

Какие можно подобрать тексты? Учащиеся помогают (использую возможности учебных проектов), работая индивидуально, по группам.

  • Работа с разными словарями

  • Стихотворные тексты

  • Прозаические тексты

  • Публицистика (изучается с 7 класса)

  • Мудрые мысли

  • Цитаты из стихотворений

Тематический блок «Родина» (папка)

  1. Материалы словарей ( толковый, синонимов, этимологический)

  2. Текст песни «С чего начинается Родина?»

  3. Пословицы и поговорки

  4. Стихи (З.Александрова «Родина», А.Жигулин «О Родина!» , Т.А.Дрозд «Родина моя, моя Россия» (об Очёре)

  5. А.Т.Твардовский «О Родине большой и малой», Ю.Яковлев «Что значит Родину любить?», В.Песков «Отечество»

  6. Высказывания (Н.Смирнова, Н.Добролюбова, Л.Леонова, А.Толстого и других)

  7. Цитатник (А.Блок, С.Есенин)

Тематический блок «Война и память» (папка)

  1. Стих А.Сафонова «Война» (Очерский поэт)

  2. Рассказ Е.Носова «Живое пламя»

  3. В.П.Астафьев «Вербное воскресенье» (рассказ)

  4. Б.Васильев «Экспонат №» (рассказ)

  5. Произведения А.Твардовского, Б.Екимова, В.Быкова

  6. Цитатник

Тематический блок «Образ матери» (проблема взаимоотношений и др. )

  1. Легенды В.А.Сухомлинского

  • «Был у матери единственный сын…»

  • «Две матери»

  1. Пословицы

  2. В.П.Астафьев «Записка»

  3. Публикации из газеты «Очёрский край»

  4. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и другие произведения

  5. Цитатник

Практическая значимость темы определяется следующим:

  1. Разработана программа систематизации материала

  2. Предлагается система упражнений

  3. Отобран дидактический материал в виде текстов разных стилей по одной теме

  4. Выявлены внутрипредметные и межпредметные связи

  5. Призвана оказать помощь учителю и ученику при отработке навыков создания собственного текста

  6. Имеет познавательный и воспитательный аспект










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пьянкова Наталья Сергеевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства