Просмотр содержимого документа
«Тексты для интегрированных уроков»
Текст № 1.
Интегрированный урок истории, русского языка и литературы
в 5 классе.
Тема: Веков связующая нить (интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе).
Может использоваться для интегрированного урока по предметам: история, литература, русский язык.
В нем исторические, речевые ошибки (неверно употреблены мифологизмы) и пунктуационные (пропущены знаки препинания или лишние). Вам необходимо исправить все эти ошибки.
Работаем в группе.
Текст с ошибками
Когда греческие войны одержали победу они с паническим страхом решили вернуться домой. На привале, устроившись удобнее, они легли, и быстро заснули в прокрустовом ложе. Войны надеялись что дома их ждет Троянский конь.
Текст №2.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ
«Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (З) Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.
(4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.
(5)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (6)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (7)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас - это самоубийство, поэтому решил отступать. (8)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
(9)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (10)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.
(11)Французские полки таяли в безбрежных русских просторах, силы дробились (12)А русские, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.
(13)Наконец-то наступил миг решающей битвы под Москвой! (14)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (15)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.
(16)... Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (17)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (18)Послышались оскорбительные угрозы.
(19)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев ? (20)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (21)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда на то, что когда-нибудь беспристрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.
(По В. Лаптеву)
история:
-Роль личности в истории - один из самых противоречивых вопросов, который пытаются решить политики, историки, философы, писатели, художники. Все по-разному отвечают на него.
Наша задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть аспекты проблемы личности в истории.
Литератур, русский язык:
2.Анализ текста.
1) Чтение текста.
Работу начнем с чтения текста известного публициста, педагога Лаптева Владимира Витальевича. Чтобы чтение было активным, отметьте в тексте ключевые предложения или фразы, в которых отражены основные вопросы, которые ставит автор.
2) -Определите тему текста (о чем текст?)
-Кто такой Барклай де Толли?
-Что вызвало удивление? (отступление по приказу Барклая)
-Интересно, это исторический факт или домыслы публициста?
3) -Давайте уточним содержание текста. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
А) Барклай де Толли решил отступать, так как считал сражение несвоевременным и обреченным на поражение;
Б) честь полководца противилась отступлению, но иного пути к победе главнокомандующий не видел;
В) старый солдат раскаивался в позорном отступлении;
Г) вместо славы победного сражения Барклай де Толли получил приказ об отставке и оскорбительные угрозы.
4) -Какова идея текста (что автор хотел сказать читателям?)
5) -Определите стиль и тип речи этого текста:
А) публицистический, рассуждение;
Б) публицистический, рассуждение и повествование;
В) художественный, повествование;
Г) художественный, повествование и описание.
-Особенностью рассуждения в публицистическом стиле является прямое выражение авторской позиции по отношению к тому, о чем он говорит. В повествовании авторская оценка чаще выражена косвенно, поэтому нужно быть внимательными к тексту.
6) -Какое высказывание искажает смысл текста?
А) великих людей, искренне служивших народу, не всегда по достоинству оценивают;
Б) решение об отступлении было единственно верным, но далось полководцу нелегко;
В) отставку Барклай де Толли расценил как унижение и оскорбление личного достоинства;
Г) старого солдата утешила вера в правоту и надежда на справедливый суд истории.
Текст№3
урок русского языка и истории в 9 классе
тема : «Сложноподчиненные предложения и их употребление в тексах».
Из книги «Земля и люди» я узнал о существовании колоний, но для меня все колониальное заключалось в корице, которой сдабривали на Страстной неделе пасху, и в черных блестящих рожках, вкус которых я узнал, побывав на сельской ярмарке.
Рос я среди крайнего дворянского оскудения, хотя назвать наше семейство нищим, конечно, было нельзя, потому что у нас было небольшое хозяйство и малочисленная дворня, были кучер, староста, стряпухи, няньки, были собаки, лошади, овцы, коровы.
Он рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе.
Он моментально рассудил что пока его видят только три немца ему нет никакого расчёта первому лезть в драку а достигнув ближайшей рощи где немцев быть может нет он имеет шанс спастись даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.
Задание:
Записать предложения под диктовку, расставить знаки препинания и построить схему.