Просмотр содержимого документа
«Связь успешного и осмысленного чтения?»
Тюменцева Н.В.,
учитель ГБОУ Школа №1583 им. К.А.Керимова,
города Москвы
Связь успешного и осмысленного чтения?
В последнее время возникает множество интересных образовательных проектов, направленных на всестороннее развитие школьников. Этот вид деятельности охватывает самые разные сферы жизни и позволяет сформировать навыки, которые в дальнейшем будут практически применены учащимися или в более успешном освоении материалов школьной программы, или непосредственно в их будущей практической деятельности. Одним из важнейших навыков, который может сыграть образующую роль в жизни каждого ученика, является навык формирования читательской культуры личности. В связи с тенденцией некоторого снижения умения анализировать тексты, было создано множество проектов в сфере гуманитарных дисциплин.
Говоря об активностях, связанных с формированием читательских компетенций, нельзя не отметить два крупных проекта, в которых с каждым годом все больше школьников принимает участие: «Успешное чтение» и «Осмысленное чтение».
Проект «Успешное чтение» возник в 2011 году, изначально его деятельность была направлена на выявление приемов организации деятельности младших школьников с целью привлечения их к чтению художественной литературы. Об этом также свидетельствуют девиз проекта: «Читать – это модно. Чтобы становиться успешным, необходимо читать!»
Однако на практике проект охватил большую аудиторию: средние и старшие классы, учителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Особенно важно отметить привлечение к активному участию родителей: чтение литературы вместе с детьми, разработка иллюстративных материалов к прочитанным текстам и совместный анализ помогают сближению и укреплению семьи, что положительно сказывается на формировании позитивного читательского опыта.
Идея единения семьи и совместного времяпрепровождения нашла свое отражение в гимне проекта:
Услышав однажды,
Мы все без опаски в проект погрузились!
Читали, искали
И трижды, и дважды!
Рождая идеи,
О рифы мы бились!
Хорошее время для чтенья искали,
Семью собирая за книгой известной.
Со временем в ногу мы вместе шагали!
Реклама для книги, как музыка в песне!
Проект ставит своей задачей воздействовать на восприятие окружающего мира через чтение определенных текстов. Результаты его реализации крайне важны: он помогает преодолеть «кризис чтения», воспитывает гражданские чувства, активизирует личный читательский опыт школьников и позволяет повысить профессиональную компетентность учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
В основе реализации программы лежит подборка из рекомендуемой современной художественной литературы для учащихся разных возрастов, а также составление ими совместно с учителем, родителями или педагогом дополнительного образования «Портфеля читателя», в котором учащиеся отражают результаты анализа изученных текстов. Кроме «Портфеля читателя» существует множество других увлекательных рубрик для учащихся любых возрастов. Так, например, в рамках модуля «Книга на сцене»
учащиеся смогли выразить через кукольный театр свое представление
о героях многих произведений, а также принять участие в творческих мастерских и сыграть на сцене самостоятельно, переживая опыт разных героев. Дети учатся сопереживать героям и творчески подходить к осмыслению прочитанных текстов. Благодаря «Рекламе книги» школьники
получают первичное представление о том, как работает текстовая и визуальная информация в интернете. Например, подойдя к задаче творчески, дети создавали профили в социальных сетях для книг или отдельных героев, самостоятельно вели аккаунты и каналы, постепенно расширяя аудиторию подписчиков локально. Данный вид деятельности не только помог им провести время увлекательно, но и способствовал продуктивному анализу текстов с новой для них стороны.
Не менее творческой рубрикой проекта является «Read & Art», в рамках которой учащимися были представлены коллажи, фотографии, рисунки, интеллект-карты и иные виды творческой деятельности, направленные на развитие навыка анализа и пересказа произведения в новой форме.
В конце работы у учащихся получалась эстетичная интеллект-карта, отражавшая в предельно сжатых формах максимальный объем информации текста. Так, одним из результатов данной деятельности является приобретение навыка структурирования общих знаний и представлений о текстах. Стоит отметь, что данная рубрика также способствует формированию у учащихся познавательной активности и коммуникативных навыков.
Рубрика «Книга на уроке» включает активное использование межпредметной интеграции в привлечении учащихся к вдумчивому чтению лучших образцов литературы. Осуществляет приобщение к чтению книги через творческую самореализацию и реализует развитие навыков критического и рефлексивного мышления.
Описанные выше модули проекта охватывают младшую и среднюю школу, но и для учеников 9–11 классов в рамках проекта существует специальный модуль под названием «9 текстов для самоопределения». Как следует из названия модуля, тексты подобраны таким способом, чтобы помочь учащимся старших классов сформировать их представления о будущей специализации. Произведения этой рубрики связаны со школьной программой, но расширяют предметы ее изучения, тексты посвящены различным областям науки, что позволяет ребятам расширить кругозор в разных сферах деятельности, получить комплексное представление о разных научных направлениях.
Позже, в 2021 году, стартовал новый проект, реализуемый Городским методическим центром Департамента образования и науки Москвы, под названием «Осмысленное чтение». Деятельность данного проекта изначально направлена на школьников 5–11 классов (хотя есть отдельные модули, рекомендованные для учащихся 2–4 классов). Задача заключается в пошаговом формировании компетенций читательского навыка у учащихся. Проходя различные модули (их всего пять), ученики, как по ступенькам, учатся анализировать тексты на различных семантических и когнитивных уровнях восприятия текста. В отличие от проекта «Успешное чтение», тексты, рекомендованные для изучения во время уроков, намного меньше и обычно не художественной направленности. Как правило, тексты, которые подобраны для ознакомления учащимися, имеют социальную, политическую или культурную направленность (реже экономическую, правовую или естественно-научную), на их изучение отводится значительно меньше времени в связи с небольшим объемом, и разнообразие тематик позволяет привлечь к активному чтению наибольшее количество учащихся.
Задачи и практическая реализация проекта включают в себя: развитие навыка командной работы среди учащихся, развитие читательских компетенций на примерах реальных кейсов и текстов разных стилей, углубленное развитие навыка анализа текстов любой тематической и жанровой направленности, а также формирует читательскую культуру личности.
Так, деятельность двух проектов, хотя и несколько схожа, реализуется принципиально разными способами, но можно найти общее: в последние годы она становится все актуальнее, поскольку приоритетными задачами для школ в рамках гуманитарных предметов является формирование читательской компетенции, выработка устойчивого эмоционального интереса к отечественной литературе, а также усиление патриотических настроений среди школьников всех классов. Кроме того, эти проекты позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроках литературы или во время внеурочной деятельности, что также способствует улучшению качества образования и привлекает все большее число школьников к чтению, повышая уровень грамотности и эрудиции.