Одна из главных целей литературного образования в школе – формирование толерантной и поликультурной личности.
Средства достижения этой цели – освоение базовых основ культуры. Поиск совместно с учащимися лучших образцов духовной культуры, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы учителя.
Предметом внимания и изучения в искусствоведении является органическая взаимосвязь отдельных видов искусства. Этот процесс имеет большое значение и для школьного изучения литературы. Взаимодействие литературы с изобразительным искусством, музыкой, театром привлекает пристальное внимание и учителя литературы. Особенно возрос интерес к использованию произведений смежных видов искусства в последние годы, когда учителю предоставлено право выбора методов и приемов обучения в период глубоких социальных перемен в структуре общества, обострившихся проблем воспитания молодежи. Как никогда возросла необходимость особенно взвешенных, рациональных и прагматичных подходов для решения острейших практических вопросов.
Искусство является одной из форм общественного сознания и типом эстетической деятельности, оно подчиняется не только общим для всех форм общественного сознания законам, но и законам эстетики, а также специфическим законам художественной деятельности. При применении произведений смежных видов искусства на уроках литературы необходимо опираться на них, как на раскрывающие существенные и необходимые связи, возникающие в процессе эстетической деятельности и художественного творчества, социального бытия, восприятия и развития искусства.
Литература формирует взгляд на мир, объединяет людей разных наций пониманием общечеловеческих ценностей. Основная общеобразовательная задача предмета – формирование самостоятельной читательской культуры, подготовка квалифицированного читателя, который обладает художественным вкусом, то есть способен извлекать эстетический смысл из художественного текста, испытывать наслаждение при встрече с подлинным искусством и отторгать произведения, художественно несовершенные, которых в настоящее время немало.