kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-исследование "«Серебряный век» русской поэзии и другие виды искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор этого мини-исследования адресует свою работу учителям литературы и школьникам, которых интересуют другие виды искусства: живопись и музыка поры, именуемой «серебряным веком», и предлагает собранные им материалы о художнике М.А. Врубеле, композиторах    А. Н. Скрябине, И.Ф. Стравинском, С. В. Рахманинове, чье творчество связано с Русским зарубежьем. Использовать данный материал можно на уроках литературы и во внеклассной работе, включив в содержание демонстрацию репродукций картин Врубеля, записи музыкальных произведений Скрябина, Стравинского, Рахманинова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-исследование "«Серебряный век» русской поэзии и другие виды искусства"»

Перепетайло Антонина Ефимовна,

учитель русского языка и литературы


«Серебряный век» русской поэзии и другие виды искусства


Аннотация

Автор этого мини-исследования адресует свою работу учителям литературы и школьникам, которых интересуют другие виды искусства: живопись и музыка поры, именуемой «серебряным веком», и предлагает собранные им материалы о художнике М.А. Врубеле, композиторах А. Н. Скрябине, И.Ф. Стравинском, С. В. Рахманинове, чье творчество связано с Русским зарубежьем. Использовать данный материал можно на уроках литературы и во внеклассной работе, включив в содержание демонстрацию репродукций картин Врубеля, записи музыкальных произведений Скрябина, Стравинского, Рахманинова.



«Серебряный век» русской поэзии!

Он отмечен феноменальными поэтическими талантами. Короткий, как одно мгновение, но такой яркий и плодотворный период русской поэзии и русского искусства в целом. Ибо отделить поэзию от музыки, а поэзию от живописи, архитектуры, театра, танца и т. д. невозможно. Эти прекрасные Музы, взаимодействуя и переплетаясь, обогащали друг друга.

Музыка в поэзии «серебряного века» - это выражение мировой гармонии. И ее нужно услышать.

Как-то, уже в конце жизни Анна Ахматова, вошедшая в поэзию по стопам Блока, сделала полушутливое признание:

Подумаешь, тоже работа -

Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за свое.

И, чье-то веселое скерцо

В какие-то строки вложив,

Поклясться, что бедное сердце

Так стонет средь блещущих нив.

«Подслушать у музыки» поэтам - символистам удалось многое. Художники также стремились уловить зовы вечной мировой музыки и показать музыкальность красок. Музыка во все времена окрыляла талант живописцев. И. Е. Репин при создании картины «Иван Грозный и его сын Иван» находился во власти мощного оркестрового звучания симфонической поэмы Н. А. Римского-Корсакова «Антар». К. Брюллов творил «Осаду Пскова» под впечатлением от знаменитого марша из оперы Дж. Мейербера «Гугеноты».

Свое музыкальное чутье художник Михаил Александрович Врубель замечательно умел передать в самом строе своих полотен и в их колорите.

По мнению символистов, Врубель был художником, отрекшимся от повседневности, художником-пророком. Служил искусству Михаил Александрович Врубель тридцать лет. Переступил порог Академии художеств в 1880 году, будучи уже обладателем диплома юридического факультета Петербургского университета. Известность пришла после демонстрации больших панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» в 1896 г. Его гениальная живопись воплотила в красках провозглашенные символистами «музыкальные начала» мировой гармонии. Профессор Л.А. Рапацкая, исследователь русской художественной культуры, считает, что «сюжеты в картинах художника кажутся не столь значительными, как их эмоциональное лирическое звучание». Многие герои Врубеля словно сошли с оперной сцены. Полотна «Царевна - Лебедь» и «Тридцать три богатыря» звучат как продолжение музыкальных картин оперы Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Султане», скульптуры «Волхова» и «Мизгирь» запечатлели героев его же опер «Садко» и «Снегурочка».

Программным произведением художника принято считать картину «Демон (сидящий)», созданную в 1890 г. На полотне изображен страдающий и скорбный дух, но при этом властный и величавый. Затем появились другие варианты образа: «Демон летящий» и «Демон поверженный». На всех этих картинах образ, полный символических обобщений, образ преображенной Вселенной. И вместе с тем гордый вызов миру и одновременно трагизм одинокой личности в ее порыве к свободе.

Таким образом, творчество М. А. Врубеля знаменовало собой рождение символистской «картины-симфонии», в которой переданы космичность мироощущения и полифония чувств.

Вызывает восхищение творчество композитора А. Н. Скрябина. С детства проявлял такую музыкальность и был таким впечатлительным и одновременно серьезным, что вызывал у всех изумление. Великий пианист А. Г. Рубинштейн был поражен одаренностью мальчика.

Учился Скрябин в московском кадетском корпусе, затем - в Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью. Много и настойчиво трудился, мечтая стать виртуозом. Это привело к полупараличу правовой руки. Но страстное желание играть, огромная сила воли вернули его к роялю.

Не просто складывались и семейные отношения. Две женщины определили его судьбу. Первая - его жена, Вера Ивановна Исакович, блестящая пианистка, исполнительница его музыки, мать своих детей.

Однако обыденная семейная жизнь не могла длиться долго. Скрябин не терпел обыденщины. Путь композитора пересекла неистовая Татьяна Федоровна Шлецер. Она была фанатичной почитательницей музыки Скрябина, проявляла повышенный интерес ко всему, что делал композитор. В результате Скрябин начал нуждаться в ее обществе, оставил семью и уехал в Париж, где его ждала Шлецер. Началась довольно беспокойная жизнь с длительными гастролями и заботой о хлебе насущном.

Жизнь Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года. Завершился путь музыкального гения, время мастера кончилось вместе с истечением срока русского символизма.

Трудно представить себе искусство «серебряного века» без творчества Игоря Федоровича Стравинского. Он родился в Ораниенбауме, близ Петербурга, в семье солиста Мариинского оперного театра. Родители готовили сына к юридической деятельности, однако судьба распорядилась иначе. Вообще это был необычайно целеустремленный и работоспособный человек, но весьма сложный во взаимоотношениях с людьми, переменчивый в своих симпатиях. Немаловажную роль в развитии музыкальных способностей юноши сыграли занятия композицией с Н. А. Римским-Корсаковым, которого он почитал всю жизнь как своего учителя.

Однако подлинным «духовным отцом» Стравинского все же был Дягилев. Именно он обратил внимание на уникальность молодого композитора, пестовал его талант, пропагандировал его музыку и гордился своим открытием. Благодаря Дягилеву Стравинский вошел в парижскую артистическую среду, был причислен к ее элите в период эмиграции.

Стравинскому было предложено написать музыку к балету «Жар-птица» на тему сказки о злом Кащее и падении его темного царства. Премьера балета (1910 г.) состоялась на сцене парижской «Гранд-оперы» и стала началом мировой славы композитора.

Через год - новая, не менее блистательная премьера балета «Петрушка».

Премьера третьего, не менее знаменитого балета Стравинского «Весна священная» (1913 г.) вызвала в Париже неслыханный скандал.

Спустя несколько лет «Весна священная», исполненная как симфоническое произведение, вызвала бурные овации слушателей.

За шесть десятилетий творческого пути им было создано около 150 произведений в различных музыкальных жанрах. И в каждом сказался оригинальный талант композитора, смелого новатора, неутомимого пролагающего собственные пути в искусстве.

Особого внимания заслуживает творчество Сергея Васильевича Рахманинова, также выпускника Московской консерватории, закончившего ее с золотой медалью.

Родившись в XIX столетии С. В. Рахманинов был сыном «серебряного века». Его музыка- это жажда духовного обновления, в чем-то схожая с взглядами поэтов- символистов. Подобно Левитану, Рахманинов был влюблен в каждую травинку на русской земле. И это вполне объяснимо. Композитор родился в родовом имении Семеново, находящемся к югу от легендарного Ильмень-озера в Новгородской губернии. Отец Рахманинова принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать была дочерью профессора, генерала, ректора кадетского корпуса. Родители были людьми музыкальными и рано заметили одаренность сына. С четырех лет будущий композитор начал учиться игре на фортепиано, а в 12 лет поступил в Московскую консерваторию. По ее окончании в качестве дипломной работы Рахманинов представил оперу «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»), которая при содействии П. И. Чайковского была поставлена на сцене Большого театра.

На дореволюционное время приходится расцвет композиторского дарования. Рахманинова. Он пишет самые разные сочинения: оперы, симфонии, сонаты, романсы, произведения духовной музыки. Мировую славу композитору принесли фортепьянные концерты. Наибольше известен среди них Второй. Это гениальная поэма о Родине, России, которую композитор навсегда покинул в декабре 1917 года. Разрыв с Родиной был для него огромной личной трагедией. В эмиграции в течение 10 лет композитор почти не сочинял, но интенсивно и успешно гастролировал. Ему рукоплескали Америка и Европа. Он приобрел славу одного из первых виртуозов мира «Божество в трех лицах», - так сказал о нем один из современников. Композитор, пианист, дирижер. Его мощная игра по своей силе могла равняться целому оркестру и производила колоссальное впечатление на слушателей.

Подводя итог всему, что прозвучало в этом небольшом исследовании, хочется сказать: искусство «серебряного века» не только творческое, но прежде всего духовное наследие. При этом наследие столь богатое, что и спустя десятилетия проявляется в разных видах искусства.

Голос «серебряного века» продолжал звучать в искусстве Русского зарубежья, обогатив западноевропейскую и американскую культуру XX века.
























Литература

Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. -М.,1976-г.1-2.

Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. -Л., 1968.

Друскин М. Игорь Стравинский, Л.: М., 1974

Житомирский Д. В.Скрябин// Музыка XX века,- М., 1977-Ч.1.- Кн.2.

Иванов Вяч. Вгзляд Скрябина на искусство// Памятники культуры: Новые открытия. 1983.- Л., 19985

Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи.

Пути развития русского искусства конца XIX- начала XX века/. Ред. Н. И.Соколова и В. В. Ванслов.- М., 1972

Рапацкая Л. А. Искусство « серебряного века», Москва, « Просвещение», « Влады», 1996 с.35

Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин- М., 1989

Русская поэзия начала XX века: Антология русской лирики первой четверти века. -М., 1991

Соколова О. И. Сергей Васильевич Рахманинов,- М., 1984


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мини-исследование "«Серебряный век» русской поэзии и другие виды искусства"

Автор: Перепетайло Антонина Ефимовна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства