kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Воспитание любви к малой родине на основе краеведческого материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Воспитание  любви к малой родине на основе краеведческого материала" может помочь учителям в подготовке уроков литературного краеведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание любви к малой родине на основе краеведческого материала"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ № 174 имени И.П. Зорина

















Воспитание любви к малой родине

на уроках литературы

на основе краеведческого материала







Выполнила:

В.Н. Терентьева,

учитель русского языка

и литературы











Самара, 2018







Содержание



Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Воспитание любви к малой родине на уроках литературы на основе краеведческого материала – важнейшая тема патриотического воспитания…5 Глава 2. Урок внеклассного чтения в 7 классе на основе краеведческого материала по повести «Ташкент – город хлебный» А.С. Неверова «Есть на свете хорошие люди!»…………………………………………………………...14 Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

Приложение 1. Рисунки учащихся к повести А.С. Неверова

Приложение 2. Программа уроков внеклассного чтения по литературному краеведению



















































Введение

Методической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основным содержанием которого считаются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. [7, стр.16].

Одним из видов внеурочной деятельности учащихся является литературное краеведение – специфическая отрасль науки о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом ее рассмотрения» [7, стр.16].

«Познавая, отражая, оценивая действительность в ее живой исторической динамике, художественная литература обращается и к тому исторически сложившемуся, имеющему особый, неповторимый облик пространственному ее участку, который именуется краем, эстетически «открывает», осваивает его» [7, стр.27].

Проблемы литературного краеведения постоянно волнуют ученых, методистов и учителей. Академик Д.С.Лихачев считал необходимым «превратить краеведение в самостоятельную учебную дисциплину» [5, стр.28].

Л.А.Соловьева, автор пособия по факультативному курсу «Литературное краеведение», полагает, что «существование литературного краеведения – не излишество, а необходимый момент в процессе обучения и воспитания» [12, стр. 19].

Именно на уроках словесности, где мы говорим о местах, известных школьнику, любимых и близких, о писателях и поэтах, связанных с ними, воздействие поэтического слова возрастает. В этом особая значимость рассматриваемой темы.

Литературе самарского края посвятили научные труды такие маститые литературоведы, как Л.А.Финк, В.П.Скобелев, И.М.Машбиц-Веров. На основе программ по факультативному курсу «Литературное краеведение», написанным Л.А. Соловьевой, Л.Е. Никифоровой, я составила свою авторскую программу «Литература Самарского края». Рецензия на мою авторскую программу была написана кандидатом филологических наук, доцентом кафедры преподавания русского языка и литературы СИПКРО О.А. Камышевой и рекомендована для внедрения в практику учебного процесса.

Мы полагаем, что, наряду с программной литературой, учащиеся должны знать литературу родного края, иметь о ней достаточно полное представление. Школьное литературное краеведение способствует формированию патриотических убеждений, помогает в знакомом и близком увидеть приметы великой Родины, расширяет и углубляет знания о художественной литературе, которые для многих ограничиваются порой произведениями школьной программы.

Участие в литературном краеведении развивает мысль школьников, формирует навыки самостоятельного анализа художественного произведения, приучает к элементарным исследованиям литературоведческого характера.

Актуальность данной работы в том, что уроки литературного краеведения необходимы в современной школе, так как они воспитывают в учащихся действенную любовь к прошлому и настоящему своего края, гордость за свою малую родину, уважение к людям, ее прославившим, Уроки сориентированы на знание литературы родного края, на патриотическое восприятие ее содержания. «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирает в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получали отражение в великих произведениях литературы, посещать квартиры-музеи – значит любить ту землю, где ты родился, где вырос» [8, стр 47].

Цель этих уроков – привить интерес к литературному наследию самарского края, расширить читательский кругозор учащихся, прививать учащимся действенную любовь к прошлому и настоящему своего края, гордость за свою малую родину, уважение к людям, ее прославившим.

Задачи:

  1. познакомиться с самарскими писателями, поэтами, их произведениями; воспитывать гордость за литературу, культуру и искусство родного края, расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся;

  2. формировать тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для их самостоятельного чтения;

  3. приобщить учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; привлечь учащихся к посещению музеев, участию во встречах с писателями;

  4. готовить учащихся к участию в краеведческих викторинах, олимпиадах, научно-творческих конференциях.

Глава 1.Воспитание любви к малой родине на уроках литературы на основе краеведческого материала – важнейшая тема патриотического воспитания учащихся



Литература – учебник жизни. Ее воспитательная функция во все времена значима. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за нее, «сеет разумное, доброе, вечное». Воспитание патриотизма, любви к родине – одна из составных духовно-нравственного воспитания личности. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную творческую, художественную деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, среди которых:

1) патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

2) семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших;

3) труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

4) искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, этическое и эстетическое развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание можно осуществлять на основе краеведческого материала. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в воспитании юных, приобщить их к серьезным исследованиям писали в свое время В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, В.О. Ключевский и многие другие писатели, ученые, педагоги, философы, священнослужители.

Великий академик нашего времени Д.С.Лихачев говорил о необходимости превратить краеведение в самостоятельную учебную дисциплину. Оно является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта, имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности» [6, стр. 45].

Литературное краеведение не является школьной дисциплиной, но каждый учитель находит возможности вставить в учебную программу изучение произведений поэтов и писателей, чьи имена так или иначе связаны с Самарой.

Каковы же конкретные направления, задачи школьного литературного краеведения? Это поиск краеведческого материала и использование его на программных уроках, на уроках внеклассного чтения, в проведении экскурсий, викторин, олимпиад и научно-творческих олимпиад по краеведческой тематике.

Встречи с писателями и поэтами родного края, вовлечение учащихся в поисковую работу, например, ответы на вопросы краеведческой викторины, празднование юбилейных дат писателей-земляков, переписка со школьниками из сел, городов, где жили писатели, наши земляки, защита учащимися собственных рефератов - каждый из этих видов работ может быть самостоятельным направлением в краеведческой деятельности учителя и учащихся.

Основные образовательно-воспитательные задачи: познакомиться с самарскими писателями, поэтами, их произведениями, воспитывать гордость за литературу, культуру и искусство родного края, расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, формировать тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для их самостоятельного чтения.

Изучение программных произведений предполагает не только знакомство учащихся с фактами биографии писателя, но и особенностями времени, в которое он жил и творил, а также особенностями развития родного края.

Мы используем возможность приглашать на уроки тех самарских поэтов и писателей, чьи произведения изучаем. Перед учащимися выступали Владимир Бондаренко, Игнат Зорин, Евгений Астахов, Владимир Буртовой, Алексей Солоницын, Сергей Жигалов, поэтому в программу включены их произведения. Собран богатый материал по творчеству Алексея Николаевича Толстого и Александра Сергеевича Неверова, об их пребывании в Самарской губернии и литературном творчестве, поэтому изучение литературы Самарского края мы начинаем с творчества этих писателей.

Гипотеза: кругозор, развитие личного интереса учащихся, усиление мотивации к расширению литературно – художественного через осознание своего места в мире, что приведет к развитию интереса к краеведческой литературе, любви к чтению, гордости за родной край.

Методы исследования: художественная интерпретация изучаемых произведений, ставящая цель – «заразить чувствами читателя» (Л.Н.Толстой), читательская интерпретация, которая требует эмоционально-образного постижения литературного произведения, включения работы воображения, а не только осознания художественной формы и смысла текста.

Изучение произведений требует обращения к лексическим, бытовым, этнографичесим, историческим комментариям с привлечением произведений живописи, музыки, театра, кино. Открываем возможность для установления внутрипредметных связей.

Программа предлагает для чтения и разбора произведения разных жанров (сказки, рассказы, очерки, повести, стихотворения лирические и лиро-эпические).

Произведения, продолжая тему правдивости, добра, заставляют читателей размышлять не только об экологии души, но и об экологии природы, планеты, о любви к малой родине, природе.

Программа курса рассчитана на два года, строится по хронологическому принципу - от 19 века до наших дней. Учитываются интересы и возрастные возможности школьников, воспитательные задачи предмета.

Литературные произведения самарских писателей предполагается изучать как результат творческой деятельности, и поэтому целью литературного образования ставится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, включенность в сферу читательских интересов учащихся, увлекательность.

Программа определяет практическую направленность обучения. В 8-9 классах - от литературного чтения к обсуждению, анализу произведений с точки зрения их идейной значимости, сюжетно-композиционного единства, нравственно-философской проблематики, эстетической функции языковых средств и художественных деталей.

Курс “Литература Самарского края” предполагает рост эмоционально-эстетической культуры, литературно-творческих возможностей, накопления читательского опыта. Поэтому программа направлена на выработку у школьников следующих умений:

1) владеть навыками выразительного чтения;

2)воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство;

3) видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, к событиям;

4) выделять этическую, нравственную, эстетическую, философскую проблематики произведения;

5) определять жанрово-родовую природу произведения;

6) видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

7) самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения самарских писателей и их фрагменты соответственно уровню подготовки (8-9 кл.);

8) давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения), грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

9) выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого, исследовательского характера (отзыв о книге, экранизации произведения; рецензия, реферат).

В процессе работы над программой “Литература Самарского края” необходимо было собрать и изучить конкретный материал и впоследствии использовать его для развития школьников и их навыков вдумчивого чтения, осмысления и обсуждения текстов. Я не пытаюсь дать на занятиях глубокий литературоведческий анализ произведений, указанных в программе. Моя цель - сделать тот или иной текст “достоянием школьников”, вызвать к нему наибольший интерес, заставить о нем говорить, мотивировать собственное прочтение текста.

Программа апробирована мною в течение восьми лет. Сначала я вела факультатив по краеведческой литературе, потом стала работать над составлением программы. После ее утверждения учащиеся изучают «Литературу Самарского края» как региональный предмет.

Школьники продолжают литературное образование, достигают определенной начитанности, направленности чтения, у них складываются устойчивые читательские интересы. Методика занятий не отличается принципиально от обычных уроков, но здесь гораздо шире используются лекция, рассказ учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, наиболее интересующихся литературной историей родного края, встречи с писателями и поэтами Самарского края.

Материально-техническое обеспечение проекта: фотографии писателей и поэтов, видеосюжеты по материалам встреч авторов изучаемых произведений с учащимися, иллюстрации школьников к эпизодам книг, экспонаты литературного музея, рефераты, доклады, материалы к экскурсиям по литературным местам.

Я применяю такие формы уроков: литературное чтение, литературная конференция, урок-аннотация, урок-семинар, урок-диспут. Класс делю на группы учащихся, каждая получает свое задание: выбирает одно или несколько произведений и под моим контролем определяет круг вопросов, организующих чтение и анализ. Ребята пишут многообразные самостоятельные работы: сочинения, рецензии, рефераты.

Критериальный материал: творческие работы учащихся говорят о том, что программа обогащает их знания, расширяет кругозор, повышает читательскую культуру, способствует нравственному развитию, что очень важно в наше время, когда утрачиваются духовные ценности. У многих учащихся повысился интерес к литературе родного края. Об этом можно судить по результатам ежегодных семестровых зачетов. Ученики показывают хорошее знание текста изучаемых произведений, определяют их нравственно-философскую проблематику, правильно оценивают поступки героев. Ежегодно мои учащиеся становятся победителями районных краеведческих олимпиад. На конкурс школьники представляют рефераты, над которыми они работают в течение года. В сентябре ученики получают задание выбрать тему, автора, с биографией которого они будут знакомиться, чьи книги станут читать, вести дневниковые записи, о ком будут писать рефераты и защищать их на заседаниях школьного литературного музея.

Написание рефератов и их защита требует от ребят известных усилий по изучению литературных источников, систематизации собранного материала, несложных самостоятельных изысканий. Такая работа способствует формированию у школьников навыков самостоятельного анализа и публичных выступлений, умений аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Учащиеся, успешно защитившие рефераты, выступают на классных часах, по школьному радио, на собраниях перед родителями, ведут экскурсии в школьном литературном музее, участвуют в подготовке литературных вечеров.

В настоящее время учащиеся под моим руководством собирают материалы для музея школы о писателях и поэтах, жизнь и творчество которых связаны с нашим городом и областью. Наш музей экспонирует материалы о литературной жизни края, его культуре в прошлом и настоящем. Организаторам работы музея является его совет, в который входят старшеклассники, любящие литературу, стремящиеся знать ее шире школьной программы и имеющие склонность к исследовательской работе. Краеведы организовали встречи с писателями В. Буртовым, В. Бондаренко, И. Зориным, М. Толкачом, С. Жигаловым. Впереди много интересных встреч.

С чувством большой ответственности учащиеся берутся за дело. Надо следить за их поисками, отмечать малейшие успехи, советовать, направлять работу. Антон Л. и Андрей Д., прежде чем пригласить В.И. Буртового в школу, прочитали его книги, познакомились с критическими статьями о нем. Их рефераты о творчестве В. Буртового были отмечены как лучшие, так как сам писатель направлял работу старшеклассников.

Восьмиклассницы Даша К. и Маша А. приходят к пятиклассникам с книгой А.Н. Толстого «Детство Никиты», рассказывают о писателе, детских годах, проведенных на хуторе Сосновка, выразительно читают отрывки из книги, проводят викторины по этой повести. Краеведы готовят доклады, консультируют младших товарищей, идут как пропагандисты книг к учащимся 1-6 классов, составляют инсценировки отдельных глав прочитанных произведений и литературные монтажи. Особенно удались ребятам инсценировки по повести А.С. Неверова «Ташкент - город хлебный». Самодеятельные артисты со сцены рассказали слушателям, как Мишка Додонов добирался в Ташкент, как помогал Сережке, как продавал свой пиджак с Трофимом. Сильное впечатление произвела на зрителей литературно-музыкальная композиция о самарских поэтах, не вернувшихся с войны «Поэзия моя, ты - из окопа...»

Пропагандистская работа, которую ведут ребята в классах школы, прививает учащимся активность, чувство ответственности за порученное дело, стремление нести знания людям.

Трудно переоценить педагогическое значение литературно-краеведческой работы. Она является прекрасным средством воспитания нравственности, патриотизма, гордости за малую родину.

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что особенно важно, активность ученика. Именно эти цели – воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно – ставит перед собой каждый учитель.

Развить способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации – основной принцип инновационного обучения.

Особенно перспективным в этом направлении является метод проектов, который как нельзя лучше развивает у учащихся исследовательские способности, критическое мышление, активизирует творческую деятельность и, что самое главное, приобщает к самостоятельному поиску знаний.

Работа семиклассницы над проектом «Поэтизация детства в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» потребовала самостоятельного изучения биографии писателя, вдумчивого чтения повести, неоднократного прочитывания отдельных эпизодов книги, умения находить критическую литературу и отбирать нужный материал. Ученица выступала с сообщением и презентацией года на городских Аксаковских чтениях и заняла третье место.

Чтобы собрать материал о самарском писателе Е.И. Буртовом, учащиеся познакомились с писателем, пригласили его в школу, прочитали его книги, статьи, напечатанные в местных газетах, записали все высказывания его и о нем, сделали презентацию к проектам по его историческим романам. Сам писатель помогал юным исследователям в работе над проектами. Исторические произведения Е.И. Буртового, по которым ученики писали рефераты, достойны того, чтобы уделить им внимание на уроках литературного краеведения, потому что они учат молодое поколение любить Родину, гордиться своими предками.

Ученик 7 класса Самсонов Денис написал работу об утевском иконописце Григории Журавлеве. Как признался сам учащийся, к написанию проекта его подвигли рассказы учителя о талантливом художнике, встреча с самарским писателем А.С. Малиновским, земляком Журавлева, написавшим замечательную книгу о человеке-феномене. Денис занял 1 место на районных Кирилло-Мефодиевских чтениях, 1 место на городских и 2 место на областных чтениях. Со своей работой он выступил перед одноклассниками, перед учащимися младших классов. Впечатление было потрясаюшее.

В 7 классе после прохождения программного произведения Л.Н. Толстого «Детство» ребятам дается для самостоятельного домашнего чтения «Детство Никиты» А.Н. Толстого. После урока – обсуждения этой повести и знакомства с биографией писателя – земляка мы уже осознанно, будучи подготовленными, идем на урок-экскурсию в музей А.Н. Толстого.

Проходят у нас и уроки-встречи с живущими ныне самарскими писателями и поэтами: А.В. Громов, Е.И. Буртовой, С.А. Жигалов, М.М Веревкин. В этом году работники библиотеки № 25, с которыми учителя литературы нашей школы тесно сотрудничают, приглашали ребят на встречу с молодыми поэтами.

На уроках по поэзии периода Великой Отечественной войны звучат стихи самарских поэтов, погибших в это страшное время: Ивана Булкина, Захара Городисского, Леонида Кацнельсона, Андрея Петокки.

Накоплен достаточный материал о пребывании в Самаре Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н.Г. Гарина-Михайловского, а также о современных писателях: Е.Чернове, Е.Астахове, В. Буртовом, С. Жигалове.













































Глава 2. Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А.С. Неверова

«Ташкент – город хлебный»



Тема: Есть на свете хорошие люди!



Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством самарского писателя А.С. Неверова, расширить их представление о жизни страны в 20 годы прошлого столетия, о положении самарской деревни в эти трудные годы, дополнить знания о повести как литературном жанре.

Развивающая: выработать умение находить в повести главную мысль, четко ее формулировать, выявить и развить способности детей к выразительному чтению, инсценированию формировать навыки анализа прозаического текста, создать условия для развития связной устной речи учащихся;

Воспитательная: способствовать привитию учащимся тех нравственных ценностей, которым учат повесть А.С. Неверова, привить умение не отступать перед житейскими трудностями, быть хозяином своего слова, помогать товарищу.

Тип урока – познавательно-обучающий.

Оборудование: презентационный материал, выставка книг писателя, проектор.

Оформление: портрет А.С. Неверова, рисунки учащихся к повести, эпиграф к уроку: «Будь таких людей побольше, давно бы доехали!»



План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Новая тема:

  1. сообщение о жизни и творчестве писателя, презентация материала;

  2. инсценирование и пересказ отдельных эпизодов книги;

  3. аналитическая беседа;

  4. викторина по иллюстрациям к повести.

V. Обобщение. Оформление кластера.

VI.Подведение итогов. Рефлексия и самооценка учащимися своей деятельности.





Ход урока



  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

  2. Актуализация знаний. Вопросы для повторения. Какие события из истории Самары 20-х годов послужили основой для создания повести? Какие поэтические средства использует писатель для описания народного горя в книге? Какие беды претерпевает Мишка в пути?

Всюду Мишку подстерегает смерть. В дороге гибнет его спутник - одиннадцатилетний Сережка. Сутками приходится торчать на станциях, цепляться за подножки вагонов, дрожать от пронизывающего до костей ветра на вагонных крышах. Не удивительно, что временами на мальчика нападает злая тоска.

Что помогает Мишке выжить в этих страшных условиях? Мужицкое кряжистое упорство, практическая сметка, сноровка, хозяйская обстоятельность.

Какой наказ отец, умирая, дал сыну? Быть за хозяина. Мишка в ответе за мать и младших братишек.

Неверов рассказывает о борьбе людей за существование, выживание, о моментах взаимного озлобления, корысти, жестокости. Кажется, сама обстановка призвана способствовать развитию у человека, тем более у Мишки, только что вступающего в жизнь, худших черт. Но получается наоборот. В герое побеждает доброе, чистое, светлое.

Автор противопоставляет горю подростка, неудачам силу жизни, окрыляющую надежду, добрые побуждения и поступки встречающихся на пути людей. Как называется такой прием в литературе? В Мишке изначально заложена вера в людей. Как он размышляет об этом? «Увидят - мальчишка маленький едет, скажут: не троньте, товарищи, это Мишка голодающий. Какая в нем тяга?» Но одно дело - размышлять об этом, а другое - ощутить на себе. Обратимся к тексту. Сережка тяжело болен. Проходя мимо окон «немужицкого» поезда, Мишка просит чем-нибудь помочь хворому мальчишке. Как относятся к просьбе Мишки? Ему отвечают молчанием или грубым отказом. В эти горькие минуты герой испытывает разочарование, не верит в людей. «Умирай наш брат - никому не жалко», - горестно думает он, провожая взглядом уходящий поезд.

И в то же время в повести звучит радостный мотив, противоположный душевному состоянию героя: «Есть на свете хорошие люди!» Кто приходит на помощь Мишке? «Сестра милосердная» в беленьком платочке помещает больного Сережку в санитарный вагон, туда же пристраивает на время самого Мишку, делится с ним куском хлеба. Найдем эти страницы, выразительно прочитаем. Делаем вывод: эта поддержка оставляет в душе Мишки глубокий след. Он долго ощущает тепло протянутой чужим человеком руки, возрождается вера в человека.

Однако тучи вскоре опять сгущаются над головой Мишки. По недоразумению его ведут на допрос, украли мешок с бабушкиной юбкой, которую надо было обменять в Ташкенте на хлеб. Пареньком снова овладевает отчаяние. Как пишет об этом автор? «Легло большое человеческое горе на маленького Мишку, придавило, притиснуло. Упал лицом он между шпалами, вывернул лапти с разбитыми пятками и забился ягненком под острым ножом». Кто на этот раз приходит на помощь мальчику?

Кто такой товарищ Дунаев? Начальник таинственной «орта-чеки», которой мужики на станциях пугают друг друга. Какое участие он принял в судьбе Мишки? Ссылаемся на текст: «Этого мальчишку накормить надо и на поезд сунуть. Пускай проедет станции четыре». Каким Дунаев представляется Мишке? Герой книги относит Дунаева к числу хороших людей, что и сестра милосердия. Новая встреча углубляет у подростка понятие о человеческой доброте. (Повторяется тема: сравнение.)

Анализируем сцену беседы Мишки с работниками «орта-чеки». Мишка жадно хлебает суп из солдатского котелка. Дунаев почесывает ус. Он восхищен сидящим перед ним подростком: «Хороший ты мужик, Михайла Додонов». Взрослого человека привлекает героическое упорство, с каким «отчаянно» пробивается Михайла к желанной цели, чтобы спасти мать и братишек. В свою очередь восхищен беседой и скупой на внешнее проявление чувств Мишка. Он и перед поездкой надеялся на помощь в дороге. Встреча с Дунаевым укрепила эту надежду.

Еще долго ехать нашему герою, много невзгод ждет его впереди, и четыре станции - далеко не Ташкент, но на вопрос Дунаева: «Ну, как теперь? Доедешь?» - он, не колеблясь, отвечает: «Доеду!»

Обратимся к контрастной сцене с кондуктором вагона. Какое впечатление производит кондуктор? Черствый, равнодушный к чужому горю кондуктор, не случайно лишенный имени, совсем не похож на хороших людей, которые, по мнению Мишки, вправе распоряжаться на чугунке. И когда он бросает оскорбительную фразу: «Хлюст ты, видать!», мальчик в недоумении спрашивает: «А ты, дяденька, кто?» Ответа на этот вопрос в повести нет, да он и не нужен. И без того ясно, как изменился Мишка. Теперь Мишка все больше осознает, что преодолеть лишения нельзя одному. Надо ехать, опираясь на помощь других и помогая другим.

Рассказываем о новом спутнике Мишки, беспризорнике Трофиме. Что роднит Мишку с ним? С ним Мишку роднит истинная дружба, основанная на стремлении вместе побороть невзгоды.

Показываем сценку в исполнении учащихся «Как Мишка и Трофим продавали пиджак».

Мишка покупает на вырученные деньги каравай хлеба, прижимает его к сердцу, как святыню, истово крестится, прежде чем опустить нож в теплый хлебный мякиш. И первый ломоть давно не виданного, свежего и душистого, так дорого стоящего хлеба протягивает товарищу: «Держи за мое здоровье!»

Вспомним разговор Мишки с несчастным Сережкой: «Если хлеб мой жрать - ты первый ... И хлеба не дам больше, и уеду один от тебя».

Отмечаем контраст между тогдашним и изменившимся Мишкой. Зачитываем эпизод, в котором рассказывается, как Трофим и Мишка едут на крыше вагона. Подчеркиваем, что в этом эпизоде ярко показана сила дружбы, которая преодолевает и холод, и страх. Учащиеся выделяют слова: маленький двухголовый комочек слился в одну непреклонную волю, в одно стремление - сберечь себя во что бы то ни стало, жутко одному, но хорошо, не страшно двоим». Вспоминаем эпизод с мертвой женщиной с желтыми оскаленными зубами. С какой целью приведена эта жуткая сцена? Учащиеся отвечают, что даже мертвая женщина, лежащая рядом на крыше вагона, не пугает, а как будто подтверждает: «Так, ребята, так!» (Контраст)

Обращаемся к страницам, связанным с машинистом Кондратьевым. Каких-нибудь двое суток отделяют Мишку от цели путешествия, но именно в конце пути неудача следует за неудачей, исчезает былая цепкость и изворотливость Мишки, он становится жалким и беспомощным, как Сережка. И тут снова, уже в третий раз за свое путешествие, Мишка встречает хорошего человека. Учащиеся вспомнят, что это был машинист Кондратьев, рабочий человек. Он сажает Мишку на паровоз, угощает корочкой хлеба и кружкой кипятка.

Сопоставляем эту сцену с эпизодом, когда «добренькая» барыня бросает детям мосолки и корочки хлеба: «Так и прошибла Мишку эдакая досада - хлеб кидает, дура!» Мишка знает цену кусочку хлеба, понимает, с каким трудом он достается. «Финтифлюшка», - вспоминает мальчик отцовскую характеристику подобных женщин.

Подробно обсуждаем эту сцену. В этом эпизоде отразилось детское впечатление самого Неверова. Автор вспоминал, как купец Никифоров, в лавке которого он работал, бросал монеты в грязь и заставлял мальчишек, служивших у него, искать их. Спрашиваем у школьников, какое преломление нашел этот реальный факт в книге писателя. Здесь, в этой сцене, женщина бросает детишкам, как собачонкам, кусочки хлеба. Неверов вызывает этим у читателя чувство неприязни к этой барыне. Это совсем не те корочки, которыми накормил Мишку Кондратьев: «Не наелся Мишка, мало было ему черствой корочки, но не хлеб согрел его радостью, а добрая ласка, хорошая улыбка на лице у товарища Кондратьева. Сидел он будто дома на горячей печке, часто дремал, забывался, сонно ощупывая ножик в кармане, спокойно и радостно думал: « Какие хорошие люди!»

В его душе - радость, ликование. И сознание близости цели, и преклонение перед мужественным человеком, наконец, ребячья радость быть возле паровозной топки.

Обращаемся к сцене, в которой Мишка дарит свой ножик Кондратьеву за его сердечную ласку. Отмечаем, как духовно возвышается подросток. Тот самый Мишка, который когда-то вел строгий учет кусков, съеденных Сережкой, теперь от чистого сердца преподносит отцовский складной нож Кондратьеву. Это единственное, что у него осталось. Ташкент рядом, можно ножик обменять на хлеб. Ведь у мальчика больше ничего не осталось: бабушкина юбка украдена, пиджак продан. Звучит текст. Кондратьев дрогнувшим голосом просит не делать подарка, но «так горячо упрашивал Мишка, так ласково блестели у него глаза - отказаться было нельзя...» Учащиеся обобщают: Мишка выдержал испытание на стойкость, научился ценить поддержку хороших людей. Он сам стал хорошим человеком и, когда встретился с хмурыми, отчаявшимися мужиками, поделился с ними своей радостью.

О чем он рассказывает мужикам, как вселяет в них надежду? Автор называет его маленьким проповедником. Почему? Снова обращаемся к тексту: «Рассказывал Мишка спокойно, голосом уверенным, твердым, и сам от этого казался ростом выше. Мужики слушали внимательно, задние подвинулись ближе, а он стоял... как маленький проповедник, укрепляющий верой и бодростью на далекий неоконченный путь». В этой сцене все полно глубокого смысла: и то. что Мишка передает «эстафету» веры и бодрости другим, «чужим людям», и то, что он кажется от этого «ростом выше» и то, что мужики тянутся к нему.

Значителен вывод Мишки: «Будь таких людей побольше, давно бы все доехали». Этот вывод выражает правду любого времени.

Внимание учащихся обращаем на то, что А.С.Неверов, подробно повествующий о трудном пути Мишки в Ташкент, говорит о пребывании его там бегло, мимоходом. Почему? Это объясняется идейным замыслом произведения. Мишка привез из Ташкента нечто более ценное, чем пшеница. Он привез веру в людей, в будущее, в силу единения и братской взаимопомощи. Наш герой духовно вырос, освободился от многих своих недостатков, узнал правду жизни, научился преодолевать трудности и достигать поставленной цели.

В Лопатине, глядя на нищее, разоренное хозяйство, Мишка скажет: «Ладно, тужить теперь нечего, буду заново заводиться». Мы убеждаемся, что перед нами настоящий хозяин, возмужавший, серьезный, основательный.

Предлагаю пофантазировать, «продолжить» жизнь литературного героя. Как сложилась жизнь Мишки Додонова? В чем он нашел счастье?

Ответы на подобные вопросы показывают, насколько правильно понимают ребята проблематику повести «Ташкент - город хлебный».

Школьники любят составлять кроссворды, рисовать иллюстрации. Предлагаю составить кроссворд по повести Неверова и нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам.

IV.Обобщая, чему учит повесть самарского писателя А.С.Неверова, учащиеся составляют кластер.

V. Вывод: повесть самарского писателя А.С. Неверова учит жить по совести, быть послушными своим родителям, уважительными по отношению к старшим, добиваться поставленных целей, не отступать перед трудностями, учит совершать только добрые поступки, ибо добро облагораживает человека и доставляет душе радость; учит дорожить своей родиной и гордиться ею, воспитывает умение дружить, быть искренними и усердными, не ловчить и хитрить.

VI. В заключение учитель предлагает детям написать сочинение о Мишке Додонове, например, по теме «Чем привлекает меня Мишка?» Лучшие сочинения с разрешения учащихся зачитывает на следующем занятии.

















Заключение



Приступая к теме «Воспитание любви к малой родине на уроках литературы на основе краеведческого материала – важнейшая тема патриотического воспитания учащихся», я ставила перед собой цели: привить учащимся интерес к литературному наследию родного края, воспитать в них любовь к малой Родине, ее прошлому и настоящему. Что сделано для достижения этих целей?

  1. Составлена программа уроков внеклассного чтения на основе литературного краеведения.

  2. Учащиеся участвуют в написании рефератов, докладов, в создании проектов по творчеству самарских писателей, то есть вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность.

  3. Организуются встречи с самарскими писателями и поэтами.

Проведенный урок в 7 классе по повести А.С. Неверова «Ташкент – город хлебный» показал начитанность детей, умение выразительно пересказывать и инсценировать отдельные эпизоды, способность видеть хорошее и правильно оценивать недостойное. Учащиеся научились четко, лаконично формулировать главную мысль повести, приобщаясь к писательской мудрости. Способность к самостоятельному творчеству учащиеся продемонстрировали, написав сочинения.

Стали крылатыми слова Гете: «Если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину». В своей работе я исходила из мысли о большой научной, педагогической, общественной важности литературного краеведения. С нашим краем связано большое число писательских имен, больших и малых, изученных в большей или в малой степени. И развитие писательских судеб способствует совершенствованию духовной жизни Самарского края, воспитывает любовь к родной земле, гордость за нее.





















Список использованной литературы



  1. Беккер, Э.Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. М., 1962.

  2. Голубков, С.А. Литературное краеведение в школе. Куйбышев, 1981.

  3. Духан, Я.С. Роль литературного краеведения в работе над художественным текстом // Анализ литературного краеведения в школе. Л., 1972.

  4. Касимов, Н.Л. Литературно-краеведческий кружок в школе, М., 1963.

  5. Лихачев, Д.С. Теория эстетического воспитания школьников. Л., Наука, 1984

  6. Лихачев, Д.С. Прошлое – будущему. Л., Наука, 1985г.

  7. Лощинин, Н.П. Литературный музей и школа: Пособие для учителя. М., Просвещение.

  8. Машбиц-Веров, И.М. О творчестве писателей Средней Волги. Куйбышев, 1997.

  9. Милонов, Н.П. Историческое краеведение, М., 1969.

  10. Прессман,Л.П. Литературное краеведение в средней школе. Куйбышев, 1955.

  11. Скобелев, В.П. Путь Александра Неверова // Неверов А. Ташкент ─ город хлебный. Куйбышев, 1986.

  12. Соловьева, А.С. Литературное краеведение. Пособие для учителя. Самара, Из-во «Самарский университет», 1994.

  13. Травушкин, Н.С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук // Научные доклады литературоведов Поволжья. Астрахань, 1967.

  14. Финк, Л.А. Не стареет певучее слово // Финк Л. Живая память, Куйбышев, 1985.

  15. Храмков, Л.В. Введение в Самарское краеведение. Самара, 2003г.

20






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Воспитание любви к малой родине на основе краеведческого материала"

Автор: Терентьева Валентина Николаевна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Социально- краеведческий проект "Знатоки улиц родного города""
    ["seo_title"] => string(60) "sotsialnokraieviedchieskiiproiektznatokiulitsrodnoghoghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "313027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459426636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПО  ПРОЕКТУ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»"
    ["seo_title"] => string(102) "opisaniiepiedagogichieskogoopytaformirovaniienatsionalnogomirovozzrieniiapoproiektukraivkotoromiazhivu"
    ["file_id"] => string(6) "302360"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457149713"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПО  ПРОЕКТУ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»"
    ["seo_title"] => string(103) "opisaniiepiedagogichieskogoopytaformirovaniienatsionalnogomirovozzrieniiapoproiektukraivkotoromiazhivu1"
    ["file_id"] => string(6) "302361"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457149719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства