Просмотр содержимого документа
«Статья Использование технологии проектного обучения на уроках литературы»
»
Статья
Использование технологии проектного обучения на уроках литературы
Задачи учителя современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому неободимо помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Технология «Метод проектов» основывается на концепции деятельного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов .
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому учитель может:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Проектная технология личностно - ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей
1. Организация проектной деятельности на уроках литературы
Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
2.Правила успешной проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
3. Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
4. План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
5. Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
1Проект: «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве».
Группа художников изучает книгу Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве и культура Древней Руси», ищет материал о художниках, иллюстрировавших поэму (В.А. Фаворский, В.Г. Перов, В.А. Носков), выполняет работу по подбору иллюстраций и сравнению, анализу образа Ярославны на разных полотнах. Кроме того, члены группы сами иллюстрируют эпизоды «Слова о полку Игореве», составляют экскурсию по этим иллюстрациям, занимаются словесным рисованием.
Группа музыкантов собирает материал о творчестве А.П. Бородина и его опере, исследует сюжет «Слова о полку Игореве», летописи и оперы, сравнивает, отвечает на вопрос: почему они не совпадают.
Группа литературоведов на основании изученных статей Л. А. Дмитриева, И.А. Фогельсона и других исследует «тёмные места» в «Слове о полку Игореве», сравнивает переводы этого памятника В. А. Жуковским, К.Д. Бальмонтом, Н.А. Заболоцким, показывает значение роли художественных переводов для читателя.
Результат работы: выставка рисунков, презентация, сборник рецензий
2 Проект: «По страницам великой жизни Л.Н. Толстого»
Формируются 4 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: комментаторы, архивисты, искусствоведы, смекалистые.
Группа комментаторов создает хронологическую таблицу жизни и творчества.
Группа архивистов анализирует дневниковые записи и пишет аналитическую статью.
Группа искусствоведов готовит рассказ о портретах писателя (работы И.Е. Репина, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского).
Группа смекалистых составляют викторину или тест о Л.Н. Толстом.
Результат работы: таблица, статья, презентация, викторина.
3Проект: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
Формируются 5 групп, исходя из интересов и возможностей учащихся: историческая, лингвистическая, творческая, интеллектуальная, ИКТ.
Группа историков собирает информацию о казаках, о Запорожской Сечи, о современном казачестве и готовит об этом сообщения.
Группа лингвистов составляет словарь устаревших и непонятных слов из повести.
Группа творческая готовит иллюстрации к повести различных художников, краткий рассказ о каждом из них, сами иллюстрируют отдельные эпизоды, защищает свои рисунки.
Группа интеллектуалов готовит проблемные вопросы по всей повести, итоговую викторину.
Группа ИКТ создает презентации о биографии Гоголя и о героях повести «Тарас Бульба».
Результат работы: сообщения, словарь устаревших слов, выставка рисунков, презентация, викторина.
4 Проект: «Н.В. Гоголь «Ревизор».
Формируются 6 групп, исходя из интересов и возможностей учащихся: историческая, театральная, ИКТ, художники-декораторы, интеллектуальная, лингвисты.
Группа историков готовит рассказ об исторической обстановке в России во время написания пьесы.
Группа театральная готовит заочную экскурсию в театр.
Группа ИКТ создает презентацию о героях комедии.
Группа художников-декораторов воссоздает детали одежды героев, рисует декорации к действиям.
Группа интеллектуалов готовит итоговую игру и тест по комедии.
Группа лингвистов создает словарь устаревших и непонятных слов из комедии.
Результат работы: сообщения, словарь устаревших слов, выставка рисунков, презентация, викторина.
5 Проект: «Образ малой родины в современном искусстве»
3 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: художники, лирики, композиторы.
Группа художников собирает информацию об орских художниках, подбирает стихи к их картинам; оформляет выставку рисунков, презентацию.
Группа лириков готовит выразительное чтение стихов об Орске, презентацию об орских поэтах; оформляет выставку сборников стихотворений орских поэтов. Группа композиторов собирает информацию об орских композиторах, делает видеофильм о достопримечательностях города Орска.
Результат работы: презентации, выставка рисунков, выставка сборников стихотворений орских поэтов, видеофильм о достопримечательностях города Орска.
5.Проект: «Портрет: словом и кистью» проводится после изучения в 9 классе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Формируются 2 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: литературоведы, искусствоведы.
Группа литературоведов изучает информацию о портрете в литературоведении, выявляет особенности образа главных героев поэмы «Мертвые души» в системе образов поэмы; роли художественной детали как средства создания образа.
Группа искусствоведов изучает информацию о видах портрета в живописи, знакомится с портретной живописью Д.Г. Левицкого, с историей создания картин, интересными фактами из жизни изображенных людей, делает искусствоведческий анализ.
Результат работы: буклет, презентация
Список использованной литературы
Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – Москва, 2007. – 157 с.
Полякова Т. Н. Метод проектов в школе. — М.,2011. – 77 с.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. — Ярославль: Академия развития, 2008. – 255