kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.Автор акцентирует внимание на актуальной задаче развития текстовой деятельности, формирования навыков чтения и письма.В статье подчёркивается значимость обучения стратегиям чтения, в том числе, стратегиямпредтекстовой деятельности, организующим этап предчтения, благодаря которому результат осмысления текста очевиден.
Ключевые слова: стратегии чтения, стратегии предтекстовой деятельности, мозговой штурм, глоссарий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ »

Калинина Н.В.

Воспитание культуры чтения на уроках литературы.

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ



Аннотация.Автор акцентирует внимание на актуальной задаче развития текстовой деятельности, формирования навыков чтения и письма.В статье подчёркивается значимость обучения стратегиям чтения, в том числе, стратегиямпредтекстовой деятельности, организующим этап предчтения, благодаря которому результат осмысления текста очевиден.
Ключевые слова: стратегии чтения, стратегии предтекстовой деятельности, мозговой штурм, глоссарий.

Сведения об авторе:Калинина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 Барабинского района Новосибирской области.


По данным статистики, в число активно читающих книги россиян сегодня входит лишь 23% населения. Качество чтения учеников указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей, и как следствие, – бедность словарного запаса, невысокая языковая, речевая, читательская культура обучающихся. Снижается не только активность, но и объём чтения. Для преодоления негативных тенденций необходимо находить пути приобщения ребёнка к чтению, развития его как читателя, более разнообразные пути обучения учащихся работе с текстами различного содержания, характера и формата, необходимо понимать, что грамотное в широком смысле чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Чтение – процесс двусторонний. Необходимо заинтересовать, оставить эмоциональный след в душе ученика, поскольку ни одна форма проведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Пробудить эмоционально, приобщить к чтению помогают читательские конференции, презентации прочитанных книг, информационные карточки книг с рекомендациями для чтения, литературные игры, викторины, конкурсы. А как важно на уроке найти общую для всех интригующую страницу, которая с помощью ассоциативных связей ведёт к другой странице, к следующей и дальше – к новой главе, от эпизода к книге. Ребятам нравится приём - узелком тематических страниц сближать между собой книги. Например, тема дуэли встречается в романах: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир» и др. Как ведут себя герои накануне, каково их душевное состояние? Почему спокойны одни герои и истерзаны волнением другие, с чем это связано? Множество «почему», на которые любопытно ответить, полистав страницы книги.


Актуальная задача на современном этапе – развитие текстовой деятельности, формирование навыков чтения и письма. Данная задача нацелена на реализацию ФГОС, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития обучающихся.

Прежде всего необходимо создать такие условия, чтобы школьник хотел читать, понимал прочитанное, постепенно постигая более сложные литературные тексты, чтобы сформировалась его читательская компетентность, чтобы в итоге он стал человеком читающим, личностью, владеющей культурой чтения, испытывающей потребность в чтении. Это возможно через обучение стратегиям чтения, стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Стратегия чтения означает путь, программу действий читателя по обработке различной информации текста.

Стратегии предтекстовой деятельности организуют этап предчтения, благодаря которому легче читать и воспринимать текст. Появление данной стратегии связанос осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности.

Целью предтекстовой стратегии «Мозговой штурм» является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. По сути, «Мозговой штурм» - это набор ассоциаций, возникающих по поводу заявленной темы и требующих уточнения по мере освоения информации из текста.

Цель стратегии «Глоссарий» - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. В качестве варианта применения данной стратегии может быть предложен список слов-понятий с целью предположения, выделения тех из них, которые могут быть связаны с текстом.

Стратегия «Ориентиры предвосхищения» основана на предварительном чтении суждений, с которыми обучающиеся пробуют согласиться или не согласиться. Отмечаются суждения дважды, ещё раз после прочтения текста.

«Батарея вопросов» предполагает фронтальный характер работы, касается припоминания важной информации с помощью разноплановых вопросов.

Целью стратегии «Рассечение вопроса» является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия, разделения на смысловые группы.

«Иллюстрации содержания» - стратегия, связанная с визуальным восприятием текста через тематические изображения, иллюстрации, которые помогают определить сущность темы.

В русле поиска современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимания построение урока с использованием данных стратегий, а также приёмов педагогической техники А.А. Гина и технологии развития критического мышления, стимулирующих учащихся на самостоятельный поиск: «погружение», «отсроченная отгадка», «Лови ошибку», «Повтор с расширением», «Кластер», когда идеи группируются в определённые блоки и располагаются вокруг ключевого слова, «Чтение с остановкой».

Эффективные приёмы работы с текстом:

  1. «Карта алфавита» или «алфавит за«круглым столом».

  2. «Кластер».

  3. «Инсерт» (маркировочное чтение).

  4. «Мудрые совы».

  5. «Синквейн», «Эссе», «Письмо» и др.

  6. «Компрессия текста (свёртывание, сжатие информации)»: аннотация-краткий пересказ.

  7. «Составление плана».

  8. «Составление таблицы»:

  9. Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Вспомните всё, что вы знаете по указанной в тексте теме…

    Запишите вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения…

    Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы… Если информации недостаточно, найдите ответы в Интернете и других источниках.

  10. «Графические схемы при считывании текстовой информации».

  11. «Кроссворд», «Загадка», «Догадка по контексту».

  12. «Пирамида фактов» (выстраивание информации по степени значимости: детали - важные факты - основные знания).

  13. «Расширение словаря»: нахождение синонимов, терминологический словарь.

  14. «Паутина обсуждения» (Выдвигается суждение/ гипотеза – далее утверждается или отрицается – почему/ причины «за» и «против», «да» и «нет» - выводы).

  15. «Прогноз и впечатления».

  16. «Межпредметные связи текста».

  17. «Узелок на память» (организация текстовой информации для запоминания подобно узелкам).

  18. «Бортовой журнал» (конспектирование).

  19. «Мозаика».

19. «Совместный поиск».



Библиографический список

Стрелкова, Л.Ф.Технологии проблемного и развивающего обучения. Волгоград: Учитель, 2012 г.

Сметанникова, Н.Н.Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. М., «БАЛАСС» 2011 г.















Регистрационная карта

Фамилия, имя, отчество

Калинина Наталья Викторовна

Учёная степень, звание

-

Должность и место работы

Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области

Название статьи

«Современные стратегии чтения и способы работы с текстом»

Направление

Методика работы с текстом в школе и вузе

Электронный адрес

[email protected]

Адрес с почтовым индексом

632334, Новосибирская область, город Барабинск, ул.Коммунистическая, д.13, кв. 94




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Автор: Калинина Наталья Викторовна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Мастер – класс для педагогов «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-dlia-piedaghoghov-art-tierapiia-kak-sposob-sniatiia-aghriessivnosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "183372"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425836976"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Памятка "Разные виды работы с текстом""
    ["seo_title"] => string(39) "pamiatka_raznyie_vidy_raboty_s_tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "405730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491067929"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Текст как форма представления информации. Технологическая карта урока."
    ["seo_title"] => string(79) "tiekst-kak-forma-priedstavlieniia-informatsii-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "263917"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449611063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства