kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по написанию сочинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации учитель может испрьзовать при подготовке к сочинению как на уроке, так и на факультативном занятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по написанию сочинения»

Требования к сочинению:



Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.



Сочинение должно быть основано на знании текста.



Сочинение должно демонстрировать знание произведений по выбранной теме.



В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.



В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.



Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).



Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.



Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.



Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.



Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!



Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.





Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.



Виды тем по литературе:



Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.



Итак, различают следующие виды тем:



проблемные,



сопоставительные,



обзорные,



темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,



анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),



анализ эпизода,



сочинение по цитате,



смешанные,



свободные.



Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". Например:



"Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души";



"Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина";



"Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?"



Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.



Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.



Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например:



Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети".



В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.



Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.



Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:



"Образ Петербурга в русской лирике серебряного века".



"Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир".



"Темное царство" в драме А.Островского "Гроза".



"Москва и москвичи в изображении М.Булгакова".



Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.



О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.



Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:



Мастерство Л.Толстого в изображении истории.



Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника".



Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.



Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.





Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов - и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой - вы изберете как ведущий.



Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по "житейскому опыту", а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.



Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:



Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.



Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.



Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.



Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.



Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.





Написание сочинения - одна из самых важных и сложных задач в вашем обучении.



Рассмотрим значение слова "сочинение": в его состав входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". То есть, сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.









Содержание

Обращение к историко-культурному контексту

Включение литературных параллелей и /или ассоциций

Направленность на раскрытие предложенной темы

Направленность на обсуждение темы или её формулировки

Наличие информации о содержании произведения (сюжет, основные персонажи и т.п.)

Наличие цитат из анализируемого произведения

Наличие комментариев к цитате, её включённость в ход рассуждений

Обращение к художественной форме и/или деталям

Наличие формулировки тезиса

Наличие доказательств хотя бы одного тезиса

Отсутствие фактических ошибок

Форма

Наличие вступления

Наличие заключения

Использование книжной лексики, филисофских понятий

Использование литературоведческих терминов

Присутствие необходимых (ключевых) понятий

Использование синонимических средств

Отсутствие общих фраз

Употребления слов (в т.ч. понятий и терминов) в соответствии с их лексическими значениями.

Наличие логической связи между частями ответа

Использование образов и риторических фигур

Наличие сложных синтаксических конструкций

Отсутствие ошибок в построении предложения

Отсутствие стилистических ошибок.

Тематическое направление «Вопросы, заданные человечеству войной»

  • Осознание войны на страницах художественных произведений. Каким увидели солдата, быт и суровые военные будни? (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Нужны ли женщины на войне, ведь война – «мужское дело»? (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Война – экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Кто-то в плену становился героем, кто-то – предателем. Всегда ли человек может противостоять обстоятельствам? От чего это зависит? (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Как война влияет на человека? Можно ли в условиях войны оставаться человеком? (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Человек на войне, противоестественность, бесчеловечность, жестокость войны. (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Влияние войны на судьбы людей. (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Между жизнью и смертью (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

(на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Дети и война (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • "По ком звонит колокол"(на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Значение войн для государства и для человека (на материале произведений русской и мировой литературы).

  • «Война гуляет по России, а мы такие молодые» (Д. Самойлов)(на материале произведений русской и мировой литературы).

  • Трагедия войны (на материале произведений русской и мировой литературы).

Сочинения

Человек на войне: противоестественность, бесчеловечность, жестокость. (на материале произведений русской и мировой литературы)

Тема войны традиционна для отечественной литературы. Начиная со «Слова о полку Игореве», русские писатели создали ряд ярких образов человека в центре военных событий.

Обращусь к произведениям 20 века, изобразившим трагедию Великой Отечественной войны. О литературе, которая описывает это событие, можно говорить бесконечно. Но в своей работе я хотела бы рассмотреть не многогранный подвиг русского народа на страницах книг, а историю простого мальчика. И это неслучайно. На мой взгляд, в нашем возрасте ещё тяжело понять войну со стороны взрослого человека. Нам намного легче поставить себя на место своего ровесника.

В произведении Владимира Богомолова «Иван» представлена история маленького разведчика.

Когда-то Лев Толстой говорил, что дети похожи на увеличительные стекла зла, и это, видимо, можно понимать так: через детей зло виднее, даже то зло, что прикидывается малым, простительным.

Иван Буслов, разведчик, лазутчик, был «совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти- одиннадцати лет», хотя, как пишет автор, по угрюмому и сосредоточенному выражению лица и морщинам ему можно было дать и все тринадцать. Нет, не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага описал Владимир Богомолов, хотя мог бы… Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда.

Я не знаю более волнующего эпизода, чем бесконечная, медленная, душераздирающая переправа через реку. Несмотря на тревогу и сомнения (стоило ли подвергать ребенка такому риску?), сопровождающие его офицеры заворожены этой унылой пугающей красотой. Но ребенок, одержимый смертью, ничего не замечая, выпрыгивает на берег: он идет к врагу

Мальчика в рассказе редко называют Ванюшей. Взрослые - боевые офицеры - как бы даже стесняются Ивана, потому что они сильные, вооруженные, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, на вершок от смерти. Об Иване говорят, что ему « ненависть душу жжет». Наверное, этот мальчик видел и пережил то, что не поддается словам.

Владимир Богомолов не описывает катастрофы счастливого детского мира, он старается показать нам последствия и чувство ненависти, потому что у этого мальчика на руках была убита сестренка полутора лет. Нацисты убили Ивана в тот момент, когда они убили его мать и уничтожили жителей его деревни. Разговаривая с Иваном, взрослые чувствуют, что этот ребенок в чем-то старше их.

Конечно, значение образа Ивана в литературе можно оценить по-разному. Хотя я бы назвала его своеобразным символом войны. На мой взгляд, именно этот герой олицетворяет дух того времени. Вы только подумайте, сколько детей оказалось в такой же ситуации. Они потеряли родных. В их душе действительно вспыхнул огонь ненависти, хотя как могла попасть туда даже искорка, ведь ребенок – это цвет жизни. Это все война, которая искалечила жизни не только физически, но и духовно.

(433слова)










Человек — крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Начиная со «Слова о полку Игореве», отечественная литература, описывая военные события, создала ряд жизненных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

С интересом прочитала повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Она представляет собой дневниковые записи молодого бойца лейтенанта Керженцева.

Подобно Л.Н. Толстому, В. Некрасов считает войну ненормальным явлением, противоестественным человеку состоянием. Автор сам участник Великой Отечественной войны и описывает события правдиво, реалистично. Интересен эпизод, где вместе со своим героем автор переживает потрясение от увиденного. Он вспоминает картину: убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. «И это было страшнее всего, что я видел», - пишет Керженцев.. Это для него страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног. Ведь минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.

Писатель осмысливает войну философски, он видит её бесчеловечность, он видит людей, которые постепенно привыкают к этому. С точки зрения В.Некрасова, это самое страшное, когда война становится бытом. Эта мысль очень актуальна в наше время, когда для многих государств война становится обыденным состоянием. К войне нельзя привыкать, потому что агрессия, отчаяние, безысходность, господство силы – разрушают гармонию внешнего и внутреннего мира человека.

Трагедию войны автор видит и в бездарности руководства, когда люди становятся «пушечным мясом».

С любовью пишет он о героях Сталинграда, истинных патриотах, по словам одного из которых, нельзя обольщаться рассуждениями о патриотизме: «Геройство геройством, а танки танками».

Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» интересна и современна, поскольку относится к тем книгам о войне, которые формируют патриотизм, чувство долга, любовь к ближнему, умение находить свое место и призвание в любых жизненных обстоятельствах, а также учит принимать верное решение, которое не противоречит общечеловеческим ценностям. Но больше всего меня потрясла в ней переданная автором идея бесчеловечности войны.

(294 слова










Любая экстремальная ситуация ставит человека в крайне сложные условия и

заставляет его проявить самые значительные и глубинные свойства характера;

в борьбе доброго и злого начал души побеждает сильнейшие, а совершаемый

человеком поступок становится итогом и следствием этой борьбы.

Лучшие книги о революции и гражданской войне, которыми являются

“Разгром”, “ Тихий Дон”, “Конармия”, “Дни Турбиных”, “Белая Гвардия” до сих

пор многочитаемы, востребованы, представляют не только интерес, но и

содержат воспитательные аспекты по формированию у молодежи гуманизма,

патриотизма, чувства долга, любви к ближнему, политической зоркости, умение

находить свое место и призвание в любых жизненных обстоятельствах,

способности принимать верное решение, которое не противоречит

общечеловеческим моральным ценностям.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рекомендации по написанию сочинения

Автор: Псарева Татьяна Алексеевна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рекомендации к написанию сочинения по литературе по теме: "Человек и природа" "
    ["seo_title"] => string(88) "riekomiendatsii-k-napisaniiu-sochinieniia-po-litieraturie-po-tiemie-chieloviek-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "171687"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423714737"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Проект "Обучение написанию сочинений в начальных классах по системе Л.В.Занкова" (из опыта работы). "
    ["seo_title"] => string(106) "proiekt-obuchieniie-napisaniiu-sochinienii-v-nachal-nykh-klassakh-po-sistiemie-l-v-zankova-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "119088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413312955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методические рекомендации по обучению младших школьников написанию сочинений"
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskiieriekomiendatsiipoobuchieniiumladshikhshkolnikovnapisaniiusochinienii"
    ["file_id"] => string(6) "274137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452338895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методические  рекомендации для работы над сочинением на  ЕГЭ по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-raboty-nad-sochinieniiem-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419270647"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока на тему Обучающее сочинение по опорным словам "Осенний парк" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obuchaiushchieie-sochinieniie-po-opornym-slovam-osiennii-park"
    ["file_id"] => string(6) "153840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421075158"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства