kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации к написанию сочинения по литературе по теме: "Человек и природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит рекомендации к написанию сочинения по литературе для 11 класс. Рекомендации касаются темы "Человек и природа". Презентация сосчтоит из 10-ти слайдов, на которых учащиеся могут найти полезные советы по работе над сочинением. Даны примерные темы сочинений, дан список произведений, в которых раскрывается данная тема. Для учащихся подобраны цитаты, эприграфы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к написанию сочинения по литературе по теме: "Человек и природа" »

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе При написании сочинения по литературе следует помнить: • объем сочинения 4-5 страниц; • суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; • почерк должен быть разборчивым; • соблюдать поля; • на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения; • выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков; • на черновике составить план (переносить в чистовик не надо),

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе

При написании сочинения по литературе следует помнить:

• объем сочинения 4-5 страниц;

• суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

• почерк должен быть разборчивым;

• соблюдать поля;

• на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо),

удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;  • строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; • не сбиваться на пересказ текста;  • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения ;

удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика; • строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; • не сбиваться на пересказ текста; • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения ;

• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);  • если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);  • то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;  • главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен); • если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.); • то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.; • главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;  • привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;  • рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы. В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом. Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек).

• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; • привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять; • рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы. В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом. Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек).

Примерные темы по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» • «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте) • «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель) • «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте) • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой) • Красота природы • Природа в жизни человека • «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)  

Примерные темы по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

• «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

• «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)

• «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

• «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)

• Красота природы

• Природа в жизни человека

• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)  

• Поэзия родной природы  • Роль природы в жизни человека  • Благодарная природа и неблагодарный человек  • «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме) • Природа - главный помощник человека  • Борьба человека за чистоту окружающего мира  • «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)  Читать далее:  http://sochinenie11.ru/vopros/105-temy-po-napravleniyu-chelovek-i-priroda-v-otechestvennoy-i-mirovoy-literature.html

• Поэзия родной природы • Роль природы в жизни человека • Благодарная природа и неблагодарный человек • «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме) • Природа - главный помощник человека • Борьба человека за чистоту окружающего мира • «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов) Читать далее:  http://sochinenie11.ru/vopros/105-temy-po-napravleniyu-chelovek-i-priroda-v-otechestvennoy-i-mirovoy-literature.html

Цитаты, эпиграфы 1.В тебе величье моего народа, Его души бескрайние поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя!  (Вс. Рождественский) 2.Все мы дети природы, Лежим в колыбели вселенной.  (Се Бинсинь) 3.Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа.  (А. П. Чехов) 4.И разлюбив вот эту красоту, Я не создам, наверное, другую.  (Н. Рубцов) 5.И я познаю мудрость и печаль,  свой тайный смысл доверят мне предметы.  Природа, прислонясь к моим плечам,  объявит свои детские секреты.  (Б. А. Ахмадуллина)

Цитаты, эпиграфы

1.В тебе величье моего народа,

Его души бескрайние поля,

Задумчивая русская природа,

Достойная красавица моя!  (Вс. Рождественский)

2.Все мы дети природы,

Лежим в колыбели вселенной.  (Се Бинсинь)

3.Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа.  (А. П. Чехов)

4.И разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую.  (Н. Рубцов)

5.И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты.  (Б. А. Ахмадуллина)

6.Люди, которые не любят природы, — не любят и жизни, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания.  (Л. Н. Андреев)  7.Нам кажется, что мы умней природы. Самообман, не более того.  (Н. Доризо)  8.Не то, что мните вы, природа...  (Ф. И. Тютчев)  9.Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.  (Н. Г. Гарин-Михайловский)  10.Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым че­ловеком тот, кто жесток с животными.  (А. Шопенгауэр)  11.Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.  (Б. Паскаль)  12.Чтобы себя и мир спасти,  Нам нужно, не теряя годы,  Забыть все культы  И ввести  Непогрешимый культ природы.  (В. Федоров)

6.Люди, которые не любят природы, — не любят и жизни, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания.  (Л. Н. Андреев) 7.Нам кажется, что мы умней природы. Самообман, не более того.  (Н. Доризо) 8.Не то, что мните вы, природа...  (Ф. И. Тютчев) 9.Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.  (Н. Г. Гарин-Михайловский) 10.Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым че­ловеком тот, кто жесток с животными.  (А. Шопенгауэр) 11.Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.  (Б. Паскаль) 12.Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы И ввести Непогрешимый культ природы.  (В. Федоров)

13.Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях.  Александр Радищев  14.Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.  Александр Герцен  15.Управлять природой можно лишь подчиняясь ей.  Фрэнсис Бэкон  16.Бог хитёр, но не злонамерен. Природа скрывает свои секреты за счёт присущей ей высоты, а не путём уловок.  Альберт Эйнштейн  17..Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.  Федор Достоевский  18..Быть может, Бог и сотворил пустыню для того, чтобы человек улыбался деревьям.  Пауло Коэльо  19. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

13.Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях. Александр Радищев 14.Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. Александр Герцен 15.Управлять природой можно лишь подчиняясь ей. Фрэнсис Бэкон 16.Бог хитёр, но не злонамерен. Природа скрывает свои секреты за счёт присущей ей высоты, а не путём уловок. Альберт Эйнштейн 17..Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Федор Достоевский 18..Быть может, Бог и сотворил пустыню для того, чтобы человек улыбался деревьям. Пауло Коэльо 19. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

Произведения С.Т.Аксаков «Буран» И.А.Бунин «Антоновские яблоки»  В.П.Астафьев «Царь – рыба» Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» В. Распутин «Прощание с Матёрой» Ф. Абрамов 

Произведения

С.Т.Аксаков «Буран»

И.А.Бунин «Антоновские яблоки» 

В.П.Астафьев «Царь – рыба»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

В. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ф. Абрамов  "Братья и сестры", "Две зимы и три лета", "Пути-перепутья«,  "Дом".

Ч. Айтматов «Плаха»

С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Г.Медведев «Чернобыльская тетрадь», «След инверсии»

Ю.Щербак «Чернобыль»

А.Варламов «Гора», «Байкал»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рекомендации к написанию сочинения по литературе по теме: "Человек и природа"

Автор: Морозова Елена Ивановна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-formirovaniie-osnov-ghrazhdanskoi-idientichnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "122732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414333002"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства