kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие личности школьника посредством игровых технологий обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой описание опыта работы по теме "Развитие личности школьника посредством игровых технологий обучения" (теория и практика). 

Объект  рассмотрения: процесс развития личности школьника. Предмет  исследования: игровые  технологии  обучения. Цель  исследования: разработка системы уроков-игр,  направленных  на  развитие личности   школьника.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности школьника»

Описание опыта работы

учителя

русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 3» г. Коряжмы

Кучумовой Елены Васильевны






Развитие личности школьника

посредством игровых технологий обучения.


Введение


Актуальность.


Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно, пренебрежительно: «Вы играете, как дети малые», то глубокомысленно цитируем пушкинское: «Что наша жизнь? Игра…»

В последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Игра - это процесс моделирования, когда объединяются вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития.

Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обуславливают настоятельную потребность активного включения игровых технологий в жизнедеятельность школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное развитие, формирование навыков учебной деятельности.

В чём же заключается актуальность использования в современных условиях игровых технологий? Каким образом они способствуют развитию личности школьника? Назовём главные преимущества игровых технологий:

  • организуя игру, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности школьников и удовлетворить естественную тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, поскольку известно, что подростки любят играть и занимаются этим с удовольствием;

  • эти уроки побуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному предмету;

  • они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой;

  • игра даёт возможность школьнику ощутить себя субъектом обучения;

  • она позволяет ребятам научиться слушать и слышать друг друга, приобрести навык групповой работы, достойно не только выигрывать, но и проигрывать;

  • игра способствует развитию памяти и воображения школьников, расширяет кругозор, требует от игроков умения логически мыслить;

  • в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве;

  • как показывает практический опыт, лишь знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Система уроков - игр развивает навыки самообразования, готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию.

И всё же педагоги признают, что развитие личности школьника отстаёт от всё возрастающих требований жизни.

Из отмеченного выше вытекает проблема исследования:

Какова система уроков-игр, которая даёт широкие возможности для развития личности школьника?


Обозначенная проблема характеризуется следующими противоречиями:

  • между социальной потребностью во всесторонне-развитой личности выпускника современной школы и недостаточным уровнем развития его личности;

  • между необходимостью развития личности школьника и его недостаточной научно-теоретической разработанностью;

  • между потенциальными развивающими возможностями уроков русского языка и литературы и отсутствием педагогических условий реализации такого потенциала.


Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.


Объект рассмотрения: процесс развития личности школьника.

Предмет исследования: игровые технологии обучения.

Цель исследования: разработка системы уроков-игр, направленных на развитие личности школьника.


Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. на основе анализа педагогической литературы определить содержание понятия «игровые технологии»,

2. изучить положительный опыт педагогов по проблеме исследования,

3. разработать систему уроков-игр, способствующих развитию личности школьника,

4. разработать методические рекомендации по использованию опыта.


Гипотеза исследования: система уроков – игр будет способствовать развитию личности школьника, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:

  • соответствие психолого-педагогического замысла игры возрастным особенностям и возможностям учащихся;

  • соответствие замысла игры нормирующим её правилам и непосредственному содержанию;

  • наличие сюжета, занимательности и соревновательности как главных признаков игры;

  • продуманность критериев оценки игры, способов определения и поощрения победителя (победителей).




За методологическую основу исследования приняты:

    • теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина);

    • теория активизации учебной деятельности школьника (Т. И.Шамова, Маркова);

    • теория деятельностного подхода к анализу педагогического процесса (Кузьмина Н.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.);

    • теория оптимизации процесса обучения (Бабанский Ю.К., Загвязинский В.И.).


Для решения поставленных задач использованы методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогических и программно-методических

материалов по русскому языку и литературе и заявленной теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме, анкетирование, беседы, наблюдение, анализ, обобщение, метод изучения продуктов профессиональной деятельности.


Этапы исследования.


1. Подготовительный: посвящён изучению и анализу методической литературы, педагогического опыта, изучению учебно – развивающих возможностей урока, разработке моделей содержания и структуры уроков-игр, подготовке дидактических материалов.


2. Экспериментальный: посвящён внедрению игровых технологий в практику работы, отслеживанию их эффективности.


3. Аналитический: посвящён получению, обработке и систематизации полученного материала, обобщению результатов эксперимента и коррекции содержания и структуры уроков – игр.


Экспериментальная база: МОУ «СОШ № 3»


Прогнозируемый результат.

  1. Разработана система уроков-игр, направленных на развитие личности школьника.

  2. Разработана модель содержания и структуры уроков в игровой технологии.

  3. Отобраны, педагогически обоснованы и внедрены формы, методы и приёмы работы в данной технологии.

  4. Разработаны методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.




Глава 1. Теоретическая интерпретация опыта.

По определению Г. К. Селевко (»Современные образовательные технологии»), игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • Как элементы более обширной технологии;

  • В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве ее средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр (см. Приложение.)

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.познавательные, воспитательные, развивающие;

3.репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Цели и задачи игровых технологий:

  • Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе своего народа;

  • Выявление и развитие природных задатков и креативного потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

  • Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства;

  • Воспитание целеустремленности, предприимчивости и ответственности в деловых отношениях;

  • Развитие и формирование навыков коммуникации (развитие человека, как личности, возможно только в общении).

Глава 2. Практическая.

Одно из главных требований к использованию игровых технологий- соответствие замысла игры возрастным особенностям и возможностям учащихся. Как реализуется данное требование? Подбирая игру, следует учитывать возраст учеников, их психологические особенности, интеллектуальный и эмоциональный уровень. Например, на уроках в 5 классе можно поиграть с ребятами в мяч («Буква заблудилась», «Угадай звук», «Подбери слово», «Цепочка», «Кто больше?» и др.), ведь именно в игре с мячом лучше усваивается материал. Дети очень любят эту игру, в такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.

Также большим успехом у детей пользуется игра, в которой принимает участие Незнайка. Здесь даже пассивные, несмелые ученики помогают Незнайке составить словосочетание или предложение, найти ошибку, допущенную или не замеченную им.

Для учащихся постарше используются игры более сложного уровня: «Крестики-нолики», «Эстафета», «Сходство и противоположность», «Обмен», «Орфографическое лото», «Инсценировка», «Стоп-кадр», «Пирамида» и др.

Второе главное требование к использованию игровых технологий - соответствие замысла игры нормирующим ее правилам и непосредственному содержанию. Как реализуется это требование? Чем больше человек знакомится с окружающим миром, взаимоотношениями людей, героями книг, тем глубже он познает себя. Оценка товарищей, самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить все хорошее помогают ребенку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре.

Правила эти таковы:

  • Играй честно.

  • Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

  • Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.

  • Научи других тому, что умеешь сам.

  • Учись у других.

  • Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.

  • Играют все.

Следующее требование – наличие сюжета, занимательности и соревновательности как главных признаков игры. В основу игровых приемов педагог обычно кладет привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и состязательности и т. д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

И последнее требование к использованию игровых технологий - продуманность критериев оценки, способов определения и поощрения победителя (победителей).

В начале любой игры педагог должен ознакомить детей с критериями оценки. Например, на литературной игре по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мною были выдвинуты следующие критерии:

  • знание текста;

  • правильность и аргументированность ответов;

  • ораторское искусство;

  • творческие способности.

В любой игре есть победитель (победители), и учитель должен заранее продумать их поощрение. Это может быть хорошая оценка в журнале, грамота, диплом или какой-то приз.

Большинство педагогов сегодня имеют достаточно обширный игровой арсенал: предметные журналы и газеты, методические пособия, Интернет и др.

Я использую на своих уроках следующие разработки:

  • Путешествие в страну Глаголию;

  • Праздник русского языка «Язык мой - друг мой»;

  • Лингвистическая игра для 6-8-х классов;

  • Познавательные игры по русскому языку «Грамоте учиться - всегда пригодиться» и «Словарь-это вселенная в алфавитном порядке»;

  • Урок-игра «Русские народные загадки»;

  • Литературная викторина «Кто много читает, тот много знает»,

  • Литературная игра по сказкам Р. Киплинга «Книги джунглей»;

  • Праздник книги;

  • Праздник русской народной сказки;

  • Литературный турнир по теме «Древняя Русь»

  • Занимательный материал: кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, логогрифы, метаграммы, анаграммы… и многое другое.

Но важно, чтобы педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных игровых приемов и адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать игровые программы в соответствии с потребностями образовательной практики и особенностями развития своих учеников.

Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением, и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры.

Мною разработаны и проведены следующие игры:

  • Путешествие в страну Родная Речь;

  • Конкурс знатоков русского языка;

  • Интеллектуальная игра «Знаем ли мы родной язык?»;

  • Повторение по темам: «Причастие», «Глагол», «Имя числительное» и др.;

  • Путешествие в страну Литературию;

  • Конкурс эрудитов «Путешествие в веках»;

  • Игра «Счастливый случай» по повести «Дубровский»

  • Литературные игры по темам:

«Фольклор», «Пословицы и поговорки»;

А.С.Пушкин «Сказки», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Руслан и Людмила»;

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница»;

Н.С.Лесков «Левша»;

В.Г.Распутин «Уроки французского»;

И.С.Тургенев «Муму»;

В.А.Жуковский «Спящая красавица»;

Х .К.Андерсен «Сказки» и другие.



Глава 3. Результативность.

Наблюдается положительная динамика роста коллектива учащихся, включающихся в творческую работу по предмету. Различные виды игровой деятельности побуждают детей к творчеству: они сочиняют сказки, стихи, загадки, им хочется стать «писателями», своими руками сделать книжки-малышки, то есть появляется потребность творить. Повышается интерес школьников к урокам русского языка и литературы: они самостоятельно готовят доклады, рефераты, составляют викторины, лингвистические задачи, кроссворды, ребусы и др. Расширяется кругозор учеников, повышается их познавательный интерес к предмету, то есть идет процесс интеллектуального развития учащихся.


Глава 4. Заключение.

Таким образом, игра-это такая форма деятельности учащихся на уроке, когда с помощью различных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала, способствует развитию памяти и воображения школьников.

Организуя игры, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности детей, удовлетворить естественную тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, поскольку известно, что ученики любят играть и занимаются этим с удовольствием.

Такие уроки побуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. Они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Именно игра позволяет школьнику ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.



Глава 5. Библиография.

1.Азаров Ю. П. Игра и труд.- М., 1973.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1987.

3. Баев П. М. Играем на уроках русского языка.- М.,1989.

4. Газман О. С. и др. В школу- с игрой.- М.,1991.

5. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности.- Л., 1983.

6. Дьячкова О. А. Игры школьников.- Учпедгиз, 1955.

7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере.- М., 1988.

8. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье.- М., 1992.

9. Игры - обучение, тренинг, досуг…( Под ред. В. В. Петрусинского.)- М., 1994.

10. Кондрашов В. Н. Грамматические игры и загадки.- Кострома., 1961.

11. Кэрролл Л. Логическая игра.- М., 1991.

12. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М., 1983.

13. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.- М., 1990.

14. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М.,1996.

15. Самоукина Н. В. Организационно - обучающие игры в образовании.-М., 1996.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.

17. Спиваковский А. С. Игра- это серьезно.- М., 1981.

18. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках.- М., 2003.

19. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня.- М., 1992.

20. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры.- М., 1994.

21. Шмаков С. А. Культура- досуг- ребенок.- М., 1994.

22. Эльконин Д. Б. Психология игры.- М., 1979.

23. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании школьника.- М., 1974.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие личности школьника посредством игровых технологий обучения.

Автор: Кучумова Елена Васильевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiiekachiestvavynoslivostiposriedstvomigrovykhpiedagogichieskikhtiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "289030"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454705710"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства