Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного чтения
Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного чтения
Осебенностью ребенка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия, необычное богатое детское воображение, фантазия, потребность выдумывать и соченять.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного чтения»
Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества
Ефимцова Т.В.
учитель школы № 21 станицы Ахметовской Краснодарского края
Будь терпелив в в ожидании чуда и
будь готов для встречи с ним в ребёнке.
Ш. А. Амоношвили
Одна из целей учителя начальных классов состоит в том ,чтобы каждый ученик к концу IV класса мог свободно высказаться на любую предложенную тему . И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели.
Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в помощники ученика. Ведь личность ребенка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Ещё, работая с семилетками ,я убедилась в том, что на уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому ребенку почувствовать , что, как и все остальные, он способен и что у него тоже есть своя « искорка». В этом содержатся большие возможности для развития литературного творчества учащихся.
Если детям предложить что-то новое ,необычное , они раскрепощаются , становятся целеустремленными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные ,необычные приемы обучения.
Несомненно, нужно лучше знать детей, которые пришли в 1 класс. Поэтому на один из первых уроков к нам в класс приходит Буратино с большой сумкой почтальона, из которой мы вынимаем письмо и читаем :
«Здравствуй, первоклассник!
Как ты живешь и учишься?
Что ты делаешь после уроков?
Расскажи о своем любимом занятии.
Напиши мне об этом или нарисуй.
Буратино
У всех детей это письмо вызывает большой интерес , поэтому каждый день в сумку Буратино опускаются конверты. Дети живо откликаются на просьбу Буратино, и сумка быстро наполняется письмами. Так я узнала о том, как они живут, что делают, чем интересуются.
Один из уроков речи мы посвящаем чтению писем . Дети читают, рассказывают, показывают рисунки и даже свои фотографии. Сколько интересного они узнали друг о друге, как учатся слушать друг друга! Так начинается наше путешествие в страну « Волшебница речь»
Почему волшебница? Да потому , что она может нас развеселить и огорчить , заставит помечтать и поразмышлять . Она делает человека добрее , умнее, смелее. Речь вводит нас в мир прекрасного русского слова. Знакомство со словом происходит во время поэтических минуток или просто в минуты отдыха. Дети узнают известных писателей, поэтов. Звучат произведения А. Пушкина, С. Есенина, В. Бианки, К. Чуковского и многих других.
Красота слова воспринимается детьми лучше при соответствующем эмоциональном настрое. Это достигается с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя или аудиозаписи. При чтении пейзажной лирики особенно эффективны концерты Вивальди и Моцарта, симфоническая музыка П. Чайковского, презентации с изображением живописных видов природы. Главное здесь- соединить все умело, гармонично, так, чтобы дети прониклись настроением автора художественного произведения, пропустили его через себя. Есть замечательные слова В.Сухомлинского: «Не забудьте поразить чувство ученика тогда, когда вы хотите укоренить что-либо в его уме» .Мы часто говорим: «Я помню это потому, что это поразило меня в детстве».
Так, при прослушивании стихотворения С. Есенина « Поет зима, аукает» основная часть детей не одобрила отношения поэта к природе и назвала стихотворение холодным , серым, зиму злой, жестокой. Но один из учеников сказал, что зима здесь красивая и стихотворение это можно петь, и тут же на уроке запел. Эта импровизация тоже произвела впечатление на детей.
Высокий эмоциональный тонус – это не украшение урока, а необходимое условие , особенно при развитии литературного творчества. Такие ситуации могут « разбудить» даже самых флегматичных детей. У ребенка возникает творческий порыв, и он может выплеснуть желаемое , как говорится, на одном дыхании.
Но добиться отклика в душе ребенка –это полдела. Вторая и основная задача- научить школьника ярко, красочно рассказать о переживаемом.
Как-то в 1 классе я спросила детей : «Как вы думаете, писать стихи, сказки, рассказы –это легко?» Многие ответили, что, наверное, трудно, но интересно, как они получаются. « А вы бы хотели научиться писать стихи, сказки, рассказы?»-продолжила я. Желающих оказалось много .Вот здесь я и решила воспользоваться желанием детей разгадывать секреты Волшебницы речи.
Элементы этих « разгадок» вводятся еще на уроках в период обучения грамоте , когда дети выделяют гласные и согласные звуки. Особое внимание уделяется правильному и четкому произнесению согласных звуков. Читая слоги-слияния , дети дополняют их до полного слова или, наоборот, подбирают к слогу слово, оканчивающееся на него. Приводится игра
«Слоговой аукцион»:
ба-барабан, банан, басня, бабушка
са-оса, небеса, чудеса, голоса.
Выигрывает тот, кто называет слово последним.
Но подобрать слова, где слышится тот или иной звук или слог,- это одно, а сочинить скороговорку со слогом- более интересно, хотя и трудно. Дети тренируются в правильном произношении звука, в том числе в сочетании с другими звуками в словах.
При этом подбирается такой материал, который обеспечивает усвоение норм литературного произношения и ударения . Таким материалом могут быть игра «Доскажи словечко»:
Пчёлка, милая пчела,
Ты бы меду мне …..( дала)
Белка спряталась в дупло,
Там и сухо и …..(тепло).
Папа, мама, брат и я
Вот и вся моя …..(семья).
Или другая игра.
Исчезли слова :август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
……выпал жаркий, жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
…..пропал у пони,
……вянут на газоне.
А мартышка не страдает,
…..уплетает.
При знакомстве с трудным в произнесении для младших школьников звуком [р ] дети дали характеристику звуку , затем прочитали слоги :ра, ро , ре, ри, ры. Подобрали слова со слогом ра в конце : игра, гора, нора, пора…
Даю задание сочинить «чистоговорку». Многие дети слышат это слово впервые, пытаются объяснить его смысл. Оказалось, что оно непростое, в нем спрятались два слова: чисто и говори.В нашей чистоговорке будет повторятся слово игра,потому что в этом слове есть звук [ р].Можно менять окончание.
ра-ра-ра-начинается игра
ре-ре-ре-весело в игре
ру-ру-ру-я люблю игру
В результате коллективной работы у многих появляется желание сочинить свою чистоговорку. И вот уже звучат чистоговорки:
ра-ра-ра-вот высокая гора
ра-ра-ра-у горы нора
ре-ре-ре-лиса живет в норе
ру-ру-ру-посмотри в нору.
( Известно, что в 1 классе учатся дети с дефектами речи. Чистоговорки им тоже помогут).
Потом детям предлагается самостоятельно сочинить чистоговорку дома .Для меня было приятной неожиданностью , когда все ученики принесли свои первые сочинения , например:
Чу-чу-чу-маму я лечу
Ча-ча-ча-вызову врача ши-ши-ши-мы не малыши
Шо-шо-шо-это хорошо
Ша-ша-ша-наша песня хороша
Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха , а это уже основа стихосложения.
Часто на уроках использую разнообразные игры. Вот, например, игра: «Кто больше подберет рифм к словам ?»:ребенок, лужок, синичка. Дети подобрали следующие рифмы:
теленок тигренок лисенок
снежок дружок кружок прыжок
певичка невеличка птичка
А можно предложить задание на уроке литературного творчества сочинить с этими словами четверостишие. Вот какие стихи сочинили второклассники:
Выпал снежок,
Засыпал лужок.
Заяц-дружок сделал прыжок
На первый снежок.
В лесу жила синичка
Маленькая птичка.
Собою невеличка,
Веселая певичка.
Так дети раскрывают один из секретов Волшебницы речи-рифму.
Но самое интересное для ребят-это работа с книжками- самоделками, каждая из которых изготовлена с любовью и выдумкой. Есть книжки в форме елочки, грибка, клубнички, домика, портфельчика и т.д. Каждая книжка имеет свое название , которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
Например, у Тани(она очень любит кошек) книжка « Котик вам расскажет» имеет силуэт котика. У Жени (любит путешествия) «Веселый поезд»: странички книжки –вагончики.
В этих книжках дети записывают произведения только собственного сочинения .Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные , но большинство ребят тянутся к своей работе, пытаются проявить себя.
И как не согласиться со словами Ш. А. Амоношвили « Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе , самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли , дай им возможность почувствовать себя в нем властелином»