kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие функциональной грамотности как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе процесс обучения   должен  формировать жизненные позиции ученика, так как заказ общества – яркая,  творческая личность. Человек должен стать творцом своей деятельности. А  задача учителя - будить  творческую мысль каждого ученика, «питать» ее свежей  струей родника, помочь найти шаги в творчестве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы»

Развитие функциональной грамотности как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы


Моисеева Я.П., русский язык и литература

МБОУ СОШ№4, станица Полтавская, Красноармейский район, Краснодарский край


Писатель дарит людям книги, художник – картины, музыкант - песни. Но самое огромное счастье - воспитать на Земле Человека, сильного, мудрого, самостоятельного.

В современном обществе процесс обучения должен формировать жизненные позиции ученика, так как заказ общества – яркая, творческая личность. Человек должен стать творцом своей деятельности. А задача учителя - будить творческую мысль каждого ученика, «питать» ее свежей струей родника, помочь найти шаги в творчестве.

Я работаю в школе с 2003 года. Вот уже 16 лет каждый день с радостным ожиданием встречи с моими учениками вхожу в класс и говорю: «Здравствуйте, ребята».

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала детей, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые чувства, воспитывать и обучать, исходя из запросов и интересов. В своей деятельности стараюсь придерживаться правила: «Обучая, воспитывай - воспитывая, обучай».

Третий год работаю над проблемой «Развитие функциональной грамотности как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы». Выбор данной темы актуален. Педагоги в последние годы испытывают большую тревогу и озабоченность из-за того, что читательская культура подрастающего поколения значительно снизилась. Я считаю, что идея формирования читательской самостоятельности и коммуникативных навыков учащихся является значимой.

Понятие ФГ впервые появилось в конце 60-ых годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. ФГ в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, ФГ становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, политической, экономической деятельности, а также обучению в течение всей жизни.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования позволяет оценить результативность учебного процесса с точки зрения социально-экономических и культурных факторов. Оценивание успехов обучающихся осуществляется в контексте коллаборативного (совместного) решения проблем, которое определяет, как учащийся взаимодействует с другими для урегулирования социального процесса и обмена информацией, формируя коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, следовательно, её формированию следует уделять пристальное внимание: она влияет на учебную успешность, от неё зависит эмоциональное благополучие в классном коллективе, она является ресурсом эффективности и благополучия школьника в будущей взрослой жизни.

Что же подразумевает под собой понятие “коммуникативная ”?

Во - первых, это способность вступать в общение с целью быть понятым.

Во - вторых компетенция - умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.

В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Процесс формирования коммуникативной компетенции невозможен без использования интерактивных методик, применение которых направлено на обучение во взаимодействии всех обучающихся в форме сообучения и взаимообучения. В своей работе на уроках литературы использую как простые интерактивные методики, так и сложные. Как говорится в русской пословице: «В умной беседе - ума набираться (набраться), а в глупой - свой потерять (растерять)», об нужно помнить, организовывая среду взаимодействия учащихся.

Уроки литературы как нельзя лучше подходят для этой цели: формирования коммуникативной компетенции через развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

Для привлечения интереса к теме урока я использую универсальный приём «Фантастическая добавка».

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Задание дается на пару. Например, представить ситуацию, когда Малыш из одновременного произведения Стругацких попадает на Землю. О чем бы вы ему рассказали? Что показали?

Стратегия “Вопросительные слова”.

 Очень хорошо подходит прием «Вопросительные слова» использую для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Приём “Создай паспорт” используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

На уроке литературы в 6 классе при изучении пьесы-сказки А.Н. Островского детям было предложено создать паспорт Снегурочки. Это задание давалось группе.

Мы все знаем, что современные школьники неохотно читают, а если читают, то с трудом понимают прочитанное. Исходя из этого, в своей практике использую вопросы и задания, основанные на таксономии Блума, при составлении которых учитывается уровни понимания прочитанного. Ученикам предлагаются задания сначала для парной работы, в конце процесса изучения текста учащиеся объединяются в группы, чтобы объединить и улучшить идею или выбрать лучшую идею или идеи.

Например, при изучении системы образов помещиков в поэме «Мертвые души» ученики по двое выполняют задания из учебного листа. Объединяются в группу из 4 человек, сравнивают свои ответы, контролируют себя по модельному листу, а затем получают общее для вновь созданной группы задание: составить герб помещика, образ которого они исследовали. Таким образом, в новой группе ребята вступают в дискуссию, соглашаются или отстаивают свое мнение, генерируют новые идеи, готовят итоговое выступление, развивается функциональная грамотность.

Мною разработаны задания по таксономии Блума к разделу «Неороманизм» в курсе литературы 8 класса. Предлагаю вашему вниманию такой лист. В нем вопросы по произведению «Песнь о Соколе» А.М. Горького. Эти вопросы ребята рассматривают в паре, затем объединяются в микрогруппы, сверяют с модельным ответом. Далее ученики выбирают лучшее сказочное продолжение отрывка, обосновывая свою точку зрения. Ответ рождается в процессе обсуждения. Как говорил один из великих: «Позиция необщения - это позиция неправильная», дети не всегда это понимают, поэтому роли в группе распределены, и каждый участник маленького коллектива осознает свою ценность в диалоге.

«Самая главная формула успеха - знание, как общаться с людьми»- говорил Теодор Рузвельт. Таким образом, применение стратегий активного обучения приведет к перемещению акцентов обучения с предметных знаний на применение их в реальных жизненных ситуациях, т.е. будет достигнута цель формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.

Анализируя свой опыт педагогической деятельности, могу сказать, проведенная мною работа привела к хорошим результатам. Ребята осознанно относятся к изучению литературы, потому что полученный багаж знаний помогает им при сдаче экзаменов. Выпускники успешно сдают ОГЭ по русскому языку и литературе. Мои ученики являются студентами факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, факультета русского языка и литературы Павлодарского государственного педагогического института.



Литература

1. Anderson, L. W., Krathwohl, D. R. (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing. - New York: Longman. 2000.
2. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman., 1994.

3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.

4. Загашев И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.

5.Финкельштейн, Э.Б .Теоретические основы активных методов обучения. – М.,2002.

6. Дайана Халпер, Психология критического мышления.

7. http://www.fp.education.tas.gov.au

8. http://www.uwsp.edu

9. www.nestafuturelab.org

10. http://www.nwlink.com




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моисеева Яна Павловна

Дата: 20.04.2020

Номер свидетельства: 547258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проблемы формирования функциональной грамотности  личности в образовании. "
    ["seo_title"] => string(76) "probliemy-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-lichnosti-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "198783"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428467670"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства