kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс»

02 - 04

02 – 04

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка




Рассмотрена и одобрена

на заседании методического объединения

Руководитель МО /Крылова Л.Н./

«27» _августа_ 2021 г.


«УтвержденО»

Приказ № 92/од от «01» сентября 2021 г.

Директор МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка /Курочкина Н.Н./








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса

«Родная литература (русская)»

для общеобразовательных организаций

с обучением на русском языке

для 5 класса А, Б







Составитель: учитель русского языка и литературы Заварыкина Г.Ю.










2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 «А», «Б» класса разработана в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Указом Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993),

  • Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
  • учебным планом Лицея;


Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» (Стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2010г.) с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» .



Место учебного предмета «Родная литература (русская)»

в учебном плане


Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка.

Учебный курс «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 5 классе изучается в объёме 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).



Планируемые результаты обучения

Освоение программы на ступени основной школы предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов:


  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.


Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.


К предметным результатам обучения родной литературе (русской) на ступени основной школы относятся:

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.


В конце пятого года изучения курса «Родная литература (русская)» в основной школе выпускник научится:

  • выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

  • представлять богатство русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

  • иметь представления о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

  • давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.




Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»


РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской (3 ч)

Москва в произведениях русских писателей

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы (6 ч)

Русский лес

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

А. В. Кольцов. «Лес».

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

Родные просторы Мордовии. И.Снежная. Стихотворение «Мордовия! Ты Родина моя!»

О. Титомир-Николаева. Стихотворение «Бескрайней степью вольные поля».


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч)

Праздники русского мира (6 ч)

Рождество

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

А. И. Куприн. «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома (5 ч)

Семейные ценности

И. А. Крылов. «Дерево».

И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (10 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Отечественная война 1812 года

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души (3 ч)

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках (2 ч)

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана (2 ч)

Родной язык, родная речь

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».


Обобщение– 1 ч.











Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)»


№ п/п

Раздел программы








Количество часов

Из них

Теоретическая часть

Практическая часть

Развитие

речи

Внеклассное чтение

1

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

12 ч

9

3

-

2

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

11 ч

8

3

2

-

3

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША


10 ч

8

2

1



-

4

Раздел 4. Обобщение


1 ч

1







ИТОГО


34 ч

26

8

3

2


















Календарно-тематическое планирование

программного материала учебного курса

«Родная литература (русская)»

для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса


Всего уроков – 34

Теоретическая часть – 26

Практическая часть – 8

Уроков внеклассного чтения – 2

Уроков развития речи – 3

Контрольных работ - 2


№ п/п


Раздел программы


количество часов





Из них

Тип занятия

Дата проведения

планируемая

фактическая

теоретическая часть

внеклассное чтение

развитие речи

1

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

12

9

2

-




1

1.1

Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

3




Урок чтения и изучения произведения



2

1.2

Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь».





Урок чтения и изучения произведения



3

1.3

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».





Урок чтения и изучения произведения



4

1.4

Города земли русской. Москва в произведениях русских писателей.

А.С.Пушкин. «На тихих берегах Москвы». .Ю.Лермонтов. «Москва! Люблю, как сын.

3




Урок чтения и изучения произведения



5

1.5

Л.Н.Мартынов. Стихотворение «Красные ворота».





Урок чтения и изучения произведения



6

1.6

А.П.Чехов. Рассказ «В Москве на Трубной улице».





Урок чтения и изучения произведения



7

1.7

Родные просторы. Русский лес.

И.С.Соколов-Микитов «Русский лес». А.В.Кольцов «Лес».

6




Урок чтения и изучения произведения



8

1.8

В.А.Солоухин. Стихотворение «Седьмая ночь без перевала».





Урок чтения и изучения произведения



9

1.9

В.А.Рождественский. Стихотворение «Берёза».





Урок чтения и изучения произведения



10

1.10

Вн.чт. Родные просторы Мордовии. И.Снежная. Стихотворение «Мордовия! Ты Родина моя!»



1


Урок внеклассного чтения



11

1.11

Вн.чт. О. Титомир-Николаева. Стихотворение «Бескрайней степью вольные поля».



1


Урок внеклассного чтения



12

1.12

Контрольная работа по разделу «Россия-Родина моя».





Урок контроля



2

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

11

8

-

2




13

2.1

Праздники русского мира. Рождество.

Б.Л.Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

6




Урок чтения и изучения произведения



14

2.2

В.Д.Берестов. Стихотворение «Перед Рождеством».





Урок чтения и изучения произведения



15

2.3

А.И.Куприн. Рассказ «Бедный принц».





Урок чтения и изучения произведения



16

2.4

Р.р. Анализ эпизода.




1

Урок развития речи



17

2.5

И.А.Ильин. Рассказ «Рождественское письмо».





Урок чтения и изучения произведения



18

2.6

Рождество в мультфильмах. «Рождественская сказка».





Урок чтения и изучения произведения



19

2.7

Тепло родного дома. Семейные ценности.

И. А. Крылов. «Дерево».

5




Урок чтения и изучения произведения



20

2.8

И.А.Бунин. Рассказ «Снежный бык».





Урок чтения и изучения произведения



21

2.9

В.И.Белов. Рассказ «Скворцы».





Урок чтения и изучения произведения



22

2.10

Р.р. Обучение пересказу.




1

Урок развития речи



23

2.11

Урок-обобщение по разделу «Русские традиции».





Урок обобщения и систематизации знаний



3

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

10

8

-

1




24

3.1

Не до ордена – была бы Родина. Отечественная война 1812 года. Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

2




Урок чтения и изучения произведения



25

3.2

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).





Урок чтения и изучения произведения



26

3.3

Загадки русской души. К.Г.Паустовский. «Похождение жука-носорога (солдатская сказка).

3




Урок чтения и изучения произведения



27

3.4

Ю.Я.Яковлев. Рассказ «Сыновья Пешеходова».





Урок чтения и изучения произведения



28

3.5

Р.р. Обучение пересказу.




1

Урок развития речи



29

3.6

О ваших ровесниках. Школьные контрольные.

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

2




Урок чтения и изучения произведения



30

3.7

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».





Урок чтения и изучения произведения



31

3.8

Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь.

И. А. Бунин. «Слово».

3




Урок чтения и изучения произведения



32

3.9

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».





Урок чтения и изучения произведения



33

3.10

Контрольная работа по разделу «Русский характер – русская душа».





Урок контроля



4

Раздел 4. Обобщение

1

1

-

-




34

4.1

Заключительный урок. «В ожидании новой встречи с искусством слова…».





Урок обобщения и систематизации знаний





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс

Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Дата: 19.10.2022

Номер свидетельства: 615408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа "Родная (русская) литература", 7 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia_programma_rodnaia_russkaia_literatura_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "642600"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1702836689"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "8 класс, рабочие программы по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(62) "8-klass-rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "225906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439975451"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по родной русской литературе ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia_programma_po_rodnoi_russkoi_literature_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "622412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1673084680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства