Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс Образовательная система "Школа 2100"»
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе ( 102 ч.)
№
Раздел
Тема урока
Дата
Кол-во часов по плану
Фактически
Примечание
1-2
Введение
Роль художественной литературы в духовной жизни человека.
2
3
Семь веков древнерусской литературы
Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры. Общие особенности древнерусской литературы.
1
1
1
1
4
«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы.
5
«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика, композиция и основные сюжетные линии.
6
Образная система «Слова о полку Игореве». Переводы.
7
Эпоха Просвещения. Литература XVIII века
От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI – XVIII вв. Нравственные и духовные искания в литературе. Петровская эпоха. Образ смутного времени.
1
8
На пути к классицизму. История возникновения русского классицизма. Классицизм в русской литературе.
1
9
РР. Доклад.
1
10
Гений М.В. Ломоносова – филолога и поэта. Ода как жанр классицизма («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.»)
1
11
Роль М.В. Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория «трёх штилей».
1
12
Многообразие поэтических тем в творчестве Г.Р. Державина («Властителям и судьям», «Памятник», «Река времён в своём стремленьи»).
1
13
РР. Конспект.
1
14
Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль» как произведение классицизма.
1
15 - 16
Идеи просветительства в комедии «Недоросль», идеалы Фонвизина.
2
17
РР. Речевая характеристика героя драматического произведения.
1
18
А.Н. Радищев – гражданин и писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любань», «Едрово»).
1
19
Н.М. Карамзин как историк, писатель, общественный деятель. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.
1
20
«История государства Российского» Н.М. Карамзина как историческая хроника.
1
21
Русская литература 1 половины XIX: многообразие индивидуальностей
Возникновение романтизма, его особенности как литературного направления. Романтический герой, жанры.
1
22
Творческая судьба В.А. Жуковского.
1
23
«Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский –переводчик. Элегия «Море».
1
24
Оригинальность баллад Жуковского. Место в русской поэзии.
1
25
Творческая судьба К.Н. Батюшкова. Лирический герой Батюшкова («Есть наслажденье в дикости лесов», «Подражание древним») Место в русской поэзии.
1
26
Личность и судьба А.С. Грибоедова в оценке современников.
1
27
История создания комедии «Горе от ума». Ключевые сцены комедии.
1
28
Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии.
1
29
Трагическое одиночество Чацкого.
1
30
Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение реализма.
1
31
Комедия «Горе от ума» в оценке писателей и критиков. Конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний).
1
32
РР. Сочинение-рассуждение на литературную тему.
1
33
Страницы биографии А.С. Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества.
1
34 - 35
Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве. Тема свободы. Любовная лирика. Гуманизм поэта. Жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму.
2
36
Поиски современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе.
1
37-38
Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром.
2
39
Цельность характера Татьяны.
1
40
Жанровые особенности романа «Евгений Онегин». (Роман в стихах). Онегинская строфа. Развитие понятия о реализме.
1
41
Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта.
1
42
Оценка творчества А.С. Пушкина В.Г. Белинским и Д.И Писаревым.
1
43
РР. Сочинение на литературную тему. Вступление.
1
44
Судьба поэта М.Ю. Лермонтова. Лирический герой, его противоречивость.
1
45-46
Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»).Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Поэт», «Родина», «Нет, не тебя так пылко я люблю» ).
2
47
Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, её роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа.
1
48-49
Проблема героя в романе. Личность и общество. Самопознание героя Лермонтова.
2
50
Психологизм. Печорин и другие герои романа.
1
51
Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе.
1
52
РР. Сочинение на литературную тему. Заключение.
1
53
Обзор творчества Н.В. Гоголя.
1
54
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Замысел поэмы. История создания.
1
55
Жанр, сюжет, герои (Iтом). «Живая Русь в поэме».
1
56
Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме.
1
57-58
Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка.
2
59-60
Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического.
2
61
РР. Сочинение в жанре путешествия.
1
62
Вершины художественной литературы середины XIX века.
Великий русский драматург А.Н. Островский. Мир купечества в комедиях Островского.
1
63-64
Пьеса «Свои люди – сочтёмся!». Двуличие и метаморфозы героев.
2
65
Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы.
1
66-67-68
Поэзия середины века. Нравственные и философские искания в поэзии. Лирика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.
3
69
РР. Лингвистический анализ стихотворного текста.
1
70-71
Муза Н.А. Некрасова. Гражданственность лирики поэта («Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» ).
2
72
Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Н.А. Некрасова: лиризм, напевность, сказовость.
1
73
Обзор творчества И.С. Тургенева. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».
1
74
Романтические идеалы героев повести. Лирическое начало в произведении.
1
75
Способы психологической характеристики героя. Любовный конфликт в повести
1
76
Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Л.Н. Толстого, их духовные искания.
1
77-78
Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» ).
2
79
Противоречивость личности Ф.М. Достоевского. Художественный мир писателя.
1
80-81
Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести.
2
82
Тема «униженных и оскорблённых» в творчестве Достоевского.
1
83
РР. Сочинение в эпистолярном жанре.
1
84
Литература последних десятилетий XIX века.
Жизнь А.П. Чехова, обзор творчества. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова (обобщение ранее прочитанного).
1
85
«Маленькая трилогия», рассказ «Человек в футляре» - размышления о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.
1
86-87
РР. Учимся выразительно читать художественную прозу.
Обобщение. Золотой век русской литературы.
2
88
Страницы литературы XX века.
Особенности литературного процесса начала XX века. Споры о роли и месте искусства в жизни человека и общества.
1
89
Творческая судьба И.А. Бунина. Любовь к России в творчестве Бунина. Лирический герой.
1
90
Романтический идеал М. Горького («Песня о Буревестнике»).
1
91-92-93
Основные темы, мотивы лирики А.А Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина. Особенности поэтики.
3
94-95
Великие поэтессы России А.А. Ахматова, М.И. Цветаева.
2
96
Отражение судьбы страны в творчестве А.Т Твардовского. Лирический герой Твардовского. История поэмы «Василий Тёркин».
1
97
Герои рассказов А.П. Платонова. Нравственность как основа их характеров. Рассказ «Юшка».
1
98
РР. Учимся писать аннотацию.
1
99
Поиск нового героя в прозе XX века. (А.И. Солженицын «Матрёнин двор»). Представление писателя о русском национальном характере.
1
100
Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований
1
101
Самобытность русской прозы, основные тенденции развития.
1
102
Итоговый урок.
1
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Программа по литературе. 5 – 11 класс» (М.: Баласс, 2008).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.,Чиндилова О.В. Литература. (История твоей литературы. Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9 класса. В 2-х книгах. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100»)
Цели:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задача курса – дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
Курс литературы 9 класса опирается на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:
Русский язык:
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма, расписки, доверенности, заявления.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы, их значение и употребление.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Основные выразительные средства фонетики.
Основные выразительные средства словообразования.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Основные выразительные средства морфологии.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
История:
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Русь в IX – начале XII в.
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
Российское государство во второй половине XV– XVII вв.
Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.
Россия в XVIII – середине XIX в.
Россия во второй половине XIX – начале XX в.
Российская культура в XVIII – начале XX в.
Советская Россия - СССР в 1917 – 1991 гг.
Культура советского общества.
Современная Россия.
Требования к уровню достижений обучающихся 9 классов в соответствии с ФГОС и с учётом примерной программы
В результате изучения литературы ученик должен:
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-методический комплекс.
Учебник:Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.,Чиндилова О.В. Литература. (История твоей литературы.Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9 класса. В 2-х книгах. – М.: Баласс,2011 (Образовательная система «Школа 2100»)
Русская литература 1 половины XIX: многообразие индивидуальностей
41
5
Вершины художественной литературы середины XIX века.
22
6
Литература последних десятилетий XIX века.
3
Страницы литературы XX века.
16
Содержание программы
Введение .
Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.
Семь веков древнерусской литературы.
Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе. «Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова...». Переводы «Слова...». Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о поэтике древнерусской литературы.
Эпоха Просвещения. Литература XVIII в.
От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI– XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков. Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIIIв. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе. М.В. Ломоносов. Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей. Г.Р. Державин. Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленье». Д.И. Фонвизин. Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина. Н.М. Карамзин. Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.
Становление самосознания в русской литературе Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей .
Романтизм начала XIX в. Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой. Д. Шиллер «Перчатка». Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь...». Два разных романтических мироощущения. Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в. В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков. Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова. Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский – переводчик. Оригинальность баллад Жуковского. Два «Я» лирического героя Батюшкова. Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в. А.С. Грибоедов. Личность и судьба Грибоедова в оценке современников. История создания «Горе от ума». Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г. Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». А.С. Пушкин. Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь еще, быть может...», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму. Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта. Оценка творчества Пушкина В.Г. Белинским. М.Ю. Лермонтов. Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой. Н.В. Гоголь. Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.
Художественные вершины литературы середины XIX века .
Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в. А.Н. Островский. Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко). Поэзия середины и второй половины XIX века: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин. Нравственные и философские искания в поэзии. Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид...», «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта...», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Еще весны душистой нега...» Фета). Поэтика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. Н.А. Некрасов. Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма. И.С. Тургенев. Обзор творчества И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму». Л.Н. Толстой. Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» – обобщение ранее прочитанного). Ф.М. Достоевский. Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского. Литература последних десятилетий XIX века
Особенности литературного процесса конца XIX века.
Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков). А.П. Чехов. Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного материала). «Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе. Обобщение. Золотой век русской литературы.
Русская классическая литература XIX века.
Страницы литературы XX века .
Особенности литературного процесса начала ХХ века. Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в. А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного). И.А. Бунин. Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина. М. Горький. Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»). Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии). Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов (на примере стихотворений А.А. Блока «О, я хочу безумно жить...», «Сумерки, сумерки вешние...»; С.А. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая...»; В.В. Маяковского «Вам ли понять...» (отрывок из трагедии «Владимир Маяковский») и ранее прочитанных стихотворений). Поэты о поэтах (В.В. Маяковский «Сергею Есенину», М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году».) Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века. Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цветаева. Судьбы. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс (на примере стихотворений А.А. Ахматовой «Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был...», «Вижу выцветший флаг над таможней...»; М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...», .«На развалинах счастья нашего...» (отрывок из «Поэмы Горы») и ранее прочитанных стихотворений). А.Т. Твардовский. Поэт о времени и о себе (автобиография). История поэмы «Василий Теркин» (главы). Традиции и новаторство в поэзии Твардовского. Поиск нового героя в прозе ХХ века. Обобщение ранее прочитанных произведений (герои М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, В.П. Шаламова, Ч.Т. Айтматова, В.Ф. Тендрякова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, Б.Л. Васильева). А.П. Платонов. Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования. Нравственность как основа характеров героев. Рассказ «Юшка». Язык эпохи в рассказе. Из литературы второй половины XX века (обзор и обобщение ранее прочитанного). Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований (А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и др.). Самобытность русской прозы, основные тенденции развития (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин, Т.Н. Толстая, Л. Петрушевская и др.). А.И. Солженицын. Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере. Обобщение. Развитие речи. 1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы. Воссоздание текста по опоре. 2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги. 3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение–рассуждение на литературную тему. 4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.
Особенности класса.
9» А» класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100».
Психологический климат в классе позитивный, дружный, преобладают доброжелательные настроения и эмоции. Учащиеся владеют арсеналом необходимых исходных понятий и действий, постоянно стремятся к овладению нового.
Умеют самостоятельно работать, контролировать и оценивать свои действия.
Методическое обеспечение
1. 1.Учебник «История твоей литературы» (Литературное путешествие по реке времени) для 9 класса. Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова.
2. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение»,2004.
3. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007. 4. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
5. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.