kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа по литературе "Уроки жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как выжить одному в тайге? Как вести себя в лагере неприятеля? Как на необитаемом острове остаться Человеком? Как охотиться на медведя, если тебе 13 лет? Как сохранить баланс между диким миром и цивилизацией?. На эти и другие вопросы отвечают пятиклассники, знакомясь с произведениями литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по литературе "Уроки жизни"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАХТАЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Научное общество учащихся







ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

УРОКИ ЖИЗНИ




Выполнили: учащиеся 5 а класса

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Гумерова М.М.








Халитово 2016



Содержание

I Введение 3

II Самостоятельное чтение романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»,

рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» , «Сказание о Кише» .

Анализ I этапа работы 5

III Анализ эпизодов, в которых герой демонстрирует

навыки выживания в нетипичных условиях. 6

IY Вывод. Извлечение жизненного опыта со страниц

прочитанных произведений 9

Y Творческая работа, демонстрирующая

личный опыт выживания или спасения других 10

YII Рецензия научного руководителя 11

YI IIПриложение


I Введение

Тема проекта: УРОКИ ЖИЗНИ


Цель проекта: извлечь практическую пользу от чтения художественных текстов; перенять опыт героев, в экстремальной ситуации сумевших выжить и сохранить здоровье; поделиться личным опытом


Актуальность: приступая к проекту, мы прежде всего искали ответ на вопрос: для чего нужна классическая литература для современного человека и есть ли в чтении практическая польза. Известно, что у литературы много функций, она развивает, воспитывает, развлекает. Благодаря литературе мы узнаем о жизни людей, которые отдалены от нас десятками и сотнями лет и километров. Мы постигаем историю и культуру человечества. Литература- один из сложнейших и вместе с тем доступнейших видов искусства, ведь художественное полотно может осмыслить не каждый, а художественный текст понятен каждому, кто потрудился прочитать и проанализировать произведение.

Но нас больше всего интересовал прикладной характер литературы, как знания, взятые со страниц любимых произведений, могут помочь в быту.

Для этого мы обратились к произведениям, которые есть в программе по литературе за 5 класс. Это роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», «Сказание о Кише» Д.Лондона и рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро». Герои всех вышеназванных повествований оказались в сложной жизненной ситуации , но смогли выжить, благодаря своей смекалке, упорству и силе характера. Все герои были очень наблюдательны и с успехом применили это качество в борьбе за жизнь .


Этапы работы:

I Самостоятельное чтение романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» , «Сказание о Кише» Д.Лондона и рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»;

II Анализ эпизодов, в которых герой демонстрирует навыки выживания в нетипичных условиях;

III Вывод. Извлечение жизненного опыта со страниц прочитанных произведений.

IY Творческая работа, демонстрирующая личный опыт выживания или спасения других;

Y Презентация проекта.




II Самостоятельное чтение романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказа А1А1Л.Толстого «Кавказский пленник» , «Сказание о Кише» . Анализ I этапа работы

На первом этапе мы самостоятельно знакомились с биографиями писателей и их произведениями: романом Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказом Л.Толстого «Кавказский пленник» , с «Сказанием о Кише» Д.Лондона и рассказом В.Астафьева «Васюткино озеро». Следует сказать, что одно произведение из четырех было прочитано нами на уроках литературы- это рассказ Л.Толстого, но ситуацию осложняло то, что роман Дефо в учебнике был размещен не весь, а лишь небольшим отрывком, опрос класса показал следующие результаты:

Роман «Робинзон Крузо» прочитан полностью

3 учащихся

16%

Прочитан отрывок из романа «Робинзон Крузо»

15 учащихся

83%

Прочитан рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»

18 учащихся

100%

Прочитан рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»;

18 учащихся

100%

Прочитано «Сказание о Кише» Д.Лондона

7 учащихся

39%


Средний процент знакомство с текстом составил 84,5%, что позволило приступить к следующему этапу.


III Анализ эпизодов, в которых герой демонстрирует навыки выживания в нетипичных условиях.

На втором этапе проекта мы провели работу в группах, каждая из которой анализировала отдельное произведение .


Результаты наблюдений первой группы, анализировавшей отрывок из произведения Д.Дефо:

Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон Крузо не предался унынию, а с энтузиазмом принялся бороться за жизнь. Он научился выживать в одиночестве. Пользуясь отливом, он совершил несколько сплавов на корабль и вывез на самодельном плоту все, что могло пригодиться: еду, одежду, ружья, порох, инструменты, парусину куски железа, канат и много разных мелочей. Опасаясь набега диких племен и нападения зверей, он огородил свое жилище, построенное на высоком, недоступном для воды месте. Непригодные в пищу рис и ячмень вскоре дали ростки, что послужило дальнейшей его сельскохозяйственной деятельности. Он приручил дикую козу и делал даже сыр из ее молока, завел календарь, чтобы не потерять счет времени. Спас от гибели аборигена острова, назвал его Пятницей и занялся его образованием. Робинзон Крузо не одичал и даже на необитаемом острове сохранил качества цивилизованного человека.


Результаты наблюдений второй группы, анализировавшей рассказ Толстого «Кавказский пленник»

Герой рассказа, Жилин, имел уважение к традициям и культуре народа, среди которого довелось ему пожить пленником. Он выучил их язык, с интересом следил за выполнением религиозных обрядов, не вступал в конфликт с хозяином. Задумав побег, он в первую очередь прикормил собаку, сдружился с местными ребятишками. Под предлогом того, что он ищет в горах лекарственные растения, он изучил местную географию и продумал план побега.


Результаты наблюдений третьей группы, анализировавшей рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро».

Тринадцатилетний Васютка был хорошо знаком с таежными законами. Он знал повадки зверей и птиц, по направлению роста кроны деревьев определял безошибочно сторону света, умел разжечь костер и приготовить прямо в земле куропатку. Для этого он вырыл яму, застелил ее сухим сеном, положил туда птицу, закрыл землей и развел сверху огонь. Место для ночлега он выбрал как настоящий таежный житель: осторожно сдвинул горящие головешки догоравшего костра и улегся на согретую землю. Был самый конец августа, звери в это время сыты, и нападения с их стороны он не опасался. Васютка не только смог выбраться из тайги, но еще обнаружил озеро, кишащее рыбой


Результаты наблюдений четвертой группы, анализировавшей «Сказание о Кише » Джека Лондона

Маленький Киш и его мать Айкига терпели лишения, так как они остались без кормильца. Их иглу было самым бедным, мясо доставалось жесткое , они с матерью голодали, а между тем старые охотники и зрелые мужчины страдали от переедания. Но очень скоро Киш становится самым удачливым охотником племени. Соплеменники обвиняют Киша в колдовстве, и, чтобы развеять слухи о связи с темными силами, он раскрывает свой секрет . Киш полоски моржового уса заматывает в тюлений жир и кормит получившимися шариками медведя. В желудке зверя жир тает, ус распрямляется и животное погибает от разрывов желудка и внутренних органов. Медвежье мясо становится спасением для северного племени и вскоре Киша начинают почитать как самого опытного охотника и складывать легенды о его находчивости и отваге.


III Вывод. Извлечение жизненного опыта со страниц прочитанных произведений

Как видим, основное, что объединяет героев – это умение противостоять внешним силам. Герои смелы, находчивы и отважны. Вместе с тем, даже в самом отчаянном положении они сохраняют человечность. Васютка не стреляет без надобности, тушит после себя костер, не тревожит зря таежных жителей; Робинзон не забывает человеческую речь, он содрогается даже при мысли о каннибализме, Жилин учит язык полонивших его людей, с уважением относится к их культуре и религии, Киш добивается справедливого дележа мяса между всеми жителями племени. Таким образом, выжить в нечеловеческих условиях может только гуманный, справедливый, заботящийся об окружающем мире человек. Именно этому учат нас великие писатели.




IY Творческая работа, демонстрирующая личный опыт выживания или спасения других (сочинения учащихся)

Y Презентация проекта.


YII Рецензия научного руководителя

Проект «Уроки жизни» выполнен учащимися 5 а класса МБОУ «Тазталымская СОШ». Основная задача проекта - определение прикладной функции художественной литературы - выполнена. В ходе исследования ребята выявили, что чтение художественного текста не только формирует эстетический вкус, развивает мышление или воспитывает жизненно необходимые качества , но и обогащает житейским опытом.

Как выжить одному в тайге.?Как себя вести в лагере неприятеля? Как на необитаемом острове сохранить в себе Человека? Как охотиться на медведя, если тебе 13 лет?… Ребята получили теоретический опыт выживания в экстремальных условиях.

Со страниц любимых произведений герои подсказывают, как сохранить стойкость духа, веру в счастливый исход любого предприятия, желание бороться за свою жизнь. Анализируя эпизоды указанных в проекте произведений , учащиеся пришли к выводу о том, что человек даже в самые сложные минуты жизни не подвергает опасности других людей, бережно относится к окружающей природе, что жизнь человека имеет ценность лишь тогда, когда им найден разумный баланс между природой и цивилизацией.



------------------Гумерова М.М.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Тахталымская СОШ»



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Проектная работа по литературе "Уроки жизни"

Автор: Гумерова Минлия Миннирязановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Из практики работы. Проектная деятельность на уроках ОБЖ. "
    ["seo_title"] => string(61) "iz-praktiki-raboty-proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-obzh"
    ["file_id"] => string(6) "246335"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446358080"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Использование проектного метода на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovaniieproiektnoghomietodanaurokakhmuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "278344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453056241"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Проектная деятельность на уроках технологии в соответствии с ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(74) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174310"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424106814"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства