Как выжить одному в тайге? Как вести себя в лагере неприятеля? Как на необитаемом острове остаться Человеком? Как охотиться на медведя, если тебе 13 лет? Как сохранить баланс между диким миром и цивилизацией?. На эти и другие вопросы отвечают пятиклассники, знакомясь с произведениями литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по литературе "Уроки жизни"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАХТАЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Научное общество учащихся
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УРОКИ ЖИЗНИ
Выполнили: учащиеся 5 а класса
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Гумерова М.М.
Халитово 2016
Содержание
I Введение 3
II Самостоятельное чтение романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»,
рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» , «Сказание о Кише» .
Анализ I этапа работы 5
III Анализ эпизодов, в которых герой демонстрирует
навыки выживания в нетипичных условиях. 6
IY Вывод. Извлечение жизненного опыта со страниц
прочитанных произведений 9
Y Творческая работа, демонстрирующая
личный опыт выживания или спасения других 10
YII Рецензия научного руководителя 11
YI IIПриложение
I Введение
Тема проекта: УРОКИ ЖИЗНИ
Цель проекта: извлечь практическую пользу от чтения художественных текстов; перенять опыт героев, в экстремальной ситуации сумевших выжить и сохранить здоровье; поделиться личным опытом
Актуальность: приступая к проекту, мы прежде всего искали ответ на вопрос: для чего нужна классическая литература для современного человека и есть ли в чтении практическая польза. Известно, что у литературы много функций, она развивает, воспитывает, развлекает. Благодаря литературе мы узнаем о жизни людей, которые отдалены от нас десятками и сотнями лет и километров. Мы постигаем историю и культуру человечества. Литература- один из сложнейших и вместе с тем доступнейших видов искусства, ведь художественное полотно может осмыслить не каждый, а художественный текст понятен каждому, кто потрудился прочитать и проанализировать произведение.
Но нас больше всего интересовал прикладной характер литературы, как знания, взятые со страниц любимых произведений, могут помочь в быту.
Для этого мы обратились к произведениям, которые есть в программе по литературе за 5 класс. Это роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», «Сказание о Кише» Д.Лондона и рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро». Герои всех вышеназванных повествований оказались в сложной жизненной ситуации , но смогли выжить, благодаря своей смекалке, упорству и силе характера. Все герои были очень наблюдательны и с успехом применили это качество в борьбе за жизнь .
Этапы работы:
I Самостоятельное чтение романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» , «Сказание о Кише» Д.Лондона и рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»;
II Анализ эпизодов, в которых герой демонстрирует навыки выживания в нетипичных условиях;
III Вывод. Извлечение жизненного опыта со страниц прочитанных произведений.
IY Творческая работа, демонстрирующая личный опыт выживания или спасения других;
Y Презентация проекта.
II Самостоятельное чтение романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказа А1А1Л.Толстого «Кавказский пленник» , «Сказание о Кише» . Анализ I этапа работы
На первом этапе мы самостоятельно знакомились с биографиями писателей и их произведениями: романом Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказом Л.Толстого «Кавказский пленник» , с «Сказанием о Кише» Д.Лондона и рассказом В.Астафьева «Васюткино озеро». Следует сказать, что одно произведение из четырех было прочитано нами на уроках литературы- это рассказ Л.Толстого, но ситуацию осложняло то, что роман Дефо в учебнике был размещен не весь, а лишь небольшим отрывком, опрос класса показал следующие результаты:
Роман «Робинзон Крузо» прочитан полностью
3 учащихся
16%
Прочитан отрывок из романа «Робинзон Крузо»
15 учащихся
83%
Прочитан рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»
18 учащихся
100%
Прочитан рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»;
18 учащихся
100%
Прочитано «Сказание о Кише» Д.Лондона
7 учащихся
39%
Средний процент знакомство с текстом составил 84,5%, что позволило приступить к следующему этапу.
III Анализ эпизодов, в которых герой демонстрирует навыки выживания в нетипичных условиях.
На втором этапе проекта мы провели работу в группах, каждая из которой анализировала отдельное произведение .
Результаты наблюдений первой группы, анализировавшей отрывок из произведения Д.Дефо:
Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон Крузо не предался унынию, а с энтузиазмом принялся бороться за жизнь. Он научился выживать в одиночестве. Пользуясь отливом, он совершил несколько сплавов на корабль и вывез на самодельном плоту все, что могло пригодиться: еду, одежду, ружья, порох, инструменты, парусину куски железа, канат и много разных мелочей. Опасаясь набега диких племен и нападения зверей, он огородил свое жилище, построенное на высоком, недоступном для воды месте. Непригодные в пищу рис и ячмень вскоре дали ростки, что послужило дальнейшей его сельскохозяйственной деятельности. Он приручил дикую козу и делал даже сыр из ее молока, завел календарь, чтобы не потерять счет времени. Спас от гибели аборигена острова, назвал его Пятницей и занялся его образованием. Робинзон Крузо не одичал и даже на необитаемом острове сохранил качества цивилизованного человека.
Результаты наблюдений второй группы, анализировавшей рассказ Толстого «Кавказский пленник»
Герой рассказа, Жилин, имел уважение к традициям и культуре народа, среди которого довелось ему пожить пленником. Он выучил их язык, с интересом следил за выполнением религиозных обрядов, не вступал в конфликт с хозяином. Задумав побег, он в первую очередь прикормил собаку, сдружился с местными ребятишками. Под предлогом того, что он ищет в горах лекарственные растения, он изучил местную географию и продумал план побега.
Результаты наблюдений третьей группы, анализировавшей рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро».
Тринадцатилетний Васютка был хорошо знаком с таежными законами. Он знал повадки зверей и птиц, по направлению роста кроны деревьев определял безошибочно сторону света, умел разжечь костер и приготовить прямо в земле куропатку. Для этого он вырыл яму, застелил ее сухим сеном, положил туда птицу, закрыл землей и развел сверху огонь. Место для ночлега он выбрал как настоящий таежный житель: осторожно сдвинул горящие головешки догоравшего костра и улегся на согретую землю. Был самый конец августа, звери в это время сыты, и нападения с их стороны он не опасался. Васютка не только смог выбраться из тайги, но еще обнаружил озеро, кишащее рыбой
Результаты наблюдений четвертой группы, анализировавшей «Сказание о Кише » Джека Лондона
Маленький Киш и его мать Айкига терпели лишения, так как они остались без кормильца. Их иглу было самым бедным, мясо доставалось жесткое , они с матерью голодали, а между тем старые охотники и зрелые мужчины страдали от переедания. Но очень скоро Киш становится самым удачливым охотником племени. Соплеменники обвиняют Киша в колдовстве, и, чтобы развеять слухи о связи с темными силами, он раскрывает свой секрет . Киш полоски моржового уса заматывает в тюлений жир и кормит получившимися шариками медведя. В желудке зверя жир тает, ус распрямляется и животное погибает от разрывов желудка и внутренних органов. Медвежье мясо становится спасением для северного племени и вскоре Киша начинают почитать как самого опытного охотника и складывать легенды о его находчивости и отваге.
III Вывод. Извлечение жизненного опыта со страниц прочитанных произведений
Как видим, основное, что объединяет героев – это умение противостоять внешним силам. Герои смелы, находчивы и отважны. Вместе с тем, даже в самом отчаянном положении они сохраняют человечность. Васютка не стреляет без надобности, тушит после себя костер, не тревожит зря таежных жителей; Робинзон не забывает человеческую речь, он содрогается даже при мысли о каннибализме, Жилин учит язык полонивших его людей, с уважением относится к их культуре и религии, Киш добивается справедливого дележа мяса между всеми жителями племени. Таким образом, выжить в нечеловеческих условиях может только гуманный, справедливый, заботящийся об окружающем мире человек. Именно этому учат нас великие писатели.
IY Творческая работа, демонстрирующая личный опыт выживания или спасения других (сочинения учащихся)
Y Презентация проекта.
YII Рецензия научного руководителя
Проект «Уроки жизни» выполнен учащимися 5 а класса МБОУ «Тазталымская СОШ». Основная задача проекта - определение прикладной функции художественной литературы - выполнена. В ходе исследования ребята выявили, что чтение художественного текста не только формирует эстетический вкус, развивает мышление или воспитывает жизненно необходимые качества , но и обогащает житейским опытом.
Как выжить одному в тайге.?Как себя вести в лагере неприятеля? Как на необитаемом острове сохранить в себе Человека? Как охотиться на медведя, если тебе 13 лет?… Ребята получили теоретический опыт выживания в экстремальных условиях.
Со страниц любимых произведений герои подсказывают, как сохранить стойкость духа, веру в счастливый исход любого предприятия, желание бороться за свою жизнь. Анализируя эпизоды указанных в проекте произведений , учащиеся пришли к выводу о том, что человек даже в самые сложные минуты жизни не подвергает опасности других людей, бережно относится к окружающей природе, что жизнь человека имеет ценность лишь тогда, когда им найден разумный баланс между природой и цивилизацией.
------------------Гумерова М.М.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Тахталымская СОШ»