II. Теоретическая часть.______________________________________с.4-6
III. Практическая часть. Из опыта работы._______________________с.7-
IV. Результативность.________________________________________с.
V. Список используемой литературы.___________________________с.
3
I.Вступление.
Актуальность, цель, задачи.
В современном мире основные цели обучения формируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, т.е. ребёнок должен не только обладать определённой суммой знаний и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической.
В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достиженииэтих целей играет метод проектов. Цели и задачи проектной деятельности: 1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 2) формирование в сознании школьника информационной картины мира; 3) возможность работать с компьютером; 4) развитие умений поиска и обработки информации; 5) работа по новым технологиям; 6) развитие самостоятельности; 7) умение слушать и уважать мнения учащихся; 8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 9) развитие исследовательских умений.
4
II. Теоретическая часть
В современной педагогике технология проектной деятельности активно разрабатывается и используется уже более 20 лет. Так называемый метод проектов ориентирован на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческой возможности личности.
Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
В России идеи проектного обучения возникли в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т.Щацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать метод проектов.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б)
метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80- х годов.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельностьучащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот подход органично сочетается сметодом обучения в сотрудничестве. Метод проектов предполагает решение
5
какой-то проблемы, процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. При работе над проектом школьникам приходится пользоваться различными источниками, они учатся добывать необходимую информацию. Совместная работа сплачивает коллектив, каждый участник проекта несёт ответсвенность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.
Метод проектовиспользуется в том случае, когда в учебном процессе возникает какое-либоисследование, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей.
Основные компоненты проектной деятельности учащихся.
Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Проект – это «5 П»:
проблема- проектирование – поиск информации – продукт- презентация.
6
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
1.практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект может быть использован в жизни класса, школы.
2.исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
3.информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
4.творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, видео фильмы.
5.ролевой проект. Участвуя в нём, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типадеятельности.
Проектирование с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно; деятельность, позволяющая проявить себя; приложить свои знания, показать достигнутые результаты; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Проектирование с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.
7
III. Практическая часть. Из опыта работы.
В течение ряда лет я использую метод проектов на уроках и во внеклассной работе по предмету. При выборе тем используются различные виды проектов: и исследовательские, и игровые, и творческие, и практико-ориентированные. В моей копилке методических разработок имеется большое количество различных видов ученических проектов, созданных под руководством учителя. О некоторых из них я расскажу в данной работе приведу несколько примеров проектной деятельности одного ученического коллектива за 3 года (с 5 по 8 класс).
Проект «Копилка сочинений на лингвистические темы».
В 5 - 7 классах после изучения тем «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация» ребятами были написаны сочинения на следующие темы:
«Ох уж эти наречия!»
«Похвальное слово знакам препинания».
«Исчезли запятые».
«Корень – сердце слова».
«Приключения в мире слов».
«Для чего нужно изучать родной язык».
«История твоей фамилии».
«Прибежал чудак – восклицательный знак!»
«Как зовут ребят твоего класса?» …
Проект «Новые словари»
При изучении темы « Лексика и фразеология» в 6 классе привлекательным для некоторых ребят стало предложение К.Г.Паустовского: «Всякие мысли иногда приходят в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разделы слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о воде, реках и озёрах, растениях и животных».
Шестиклассники собрали материал и создали иллюстрированные словарики «Имена птиц», «Имена грибов», «Снежные слова», «Как называется лес» и другие. Открыть поэзию природных слов им помогали книги писателей М.Пришвина, К.Паустовского, И.Соколова-Микитова, Н.Сладкова и других.
Также ребята выполнили индивидуальные проекты «История происхождения фразеологизмов» и «Фразеологизмы в рисунках». Из всех рисунков они оформили большой красочный альбом.
Ежегодно учащиеся представляют групповые проекты «Газеты о русском языке». Уже выпушены следующие газеты:
«Язык твой – друг твой!»
«В мире слов».
«Язык - к знанию ключ».
«Почему мы так говорим?» и ряд других.
В 6 классе на уроках литературы при изучении темы «Лирика» учащимся предлагается проект по созданию иллюстрированного сборника сочинений « Времена года».
Учащиеся 5 и 7 классов в феврале 2012 года к юбилею детского писателя К.И.Чуковского подготовили творческий проект «Столетний дедКорней». Учащиеся самостоятельно подготовили литературный вечер: подобрали стихи, подготовили костюмы, декорации, инсценировали известные сказки писателя.
А в 2012-2013 учебном году ученики 8 класса вместе с учителем готовят творческий классный проект «Мы сохраним тебя, родная речь».
IV. Результативность.
1.Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}