kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение стратегии «Бортовой журнал».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто использую на уроках видео-уроки «Русская литература» (канал «Культура»). Лекторы – заслуженные учителя России – емко, содержательно, с продуманным видеорядом, комментариями излагают  программные темы русской литературы. Как продуктивно использовать этот богатый  материал?  Стратегия «Бортовой журнал» - один из видов активной лекции - помогает студентам в полной мере самостоятельно  усвоить информацию. Рассмотрим наглядно этот вид урока.

Вызов:

1.Сообщается тема лекции: М.Горький. Пьеса «На дне». (Второй урок по творчеству М.Горького).

2.Сообщаются ключевые понятия лекции, которые записываются каждым в личный «Бортовой Журнал»: 1902,  «Без солнца», «Ночлежка», ЧЕЛОВЕК, босяки, любовный треугольник, философия. ПРАВДА, элементы трагедии,   мотив смерти, Лука – Сатин. Символичные реплики, потеря имени. (5 мин.)

3.      Пользуясь приемом «Вопросительные слова»,  в левую колонку таблицы           вписываем ключевые понятия лекции или темы, которая будет изучаться.

        В правую колонку таблицы вписываем всяческие «вопросительные» слова, например: Почему? Зачем? Откуда? и т.д. Так много, как можем придумать.

  1. Индивидуально составляются вопросы к теме лекции и записываются в соответствующую графу личного Бортового журнала».
  2. Списки вопросов обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных.

6.В группе каждый вписывает в индивидуальные Бортовые журналы выбранные группой наиболее значимые вопросы.

 

Осмысление:

Читается лекция. (Включается программа «Русская литература», запись с телеканала «Культура» Лекцию читает заслуженный учитель России Лев Соболев.       Во время просмотра  индивидуально вписываем ответы на вопросы. Записываем новые вопросы по ходу лекции.

 

Размышление

  1. В группе обсуждаем информацию по вопросам. Каждый может дописать или вычеркнуть что-то на основе обсуждения.

2.Выстраиваем индивидуально схему сообщения в соответствующее место Бортового журнала.

3.Обсуждаем схемы и записи в группе.

4.От группы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема.

5.Фронтально обсуждаются вопросы,  поставленные до чтения лекции.

6.Обсуждаются вопросы, которые не были заданы, но необходимые для понимания темы.

 

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

ИМЯ__Пименов_М.____________

ТЕМА__ М.Горький . Пьеса «На дне».

ДАТА ___25.09.2014_________________      

  ВРЕМЯ РАБОТЫ  _________________________________

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ                                          РИСУНОК (СХЕМА)

     1902__

«Без солнца»,

Человек!!!

 «Ночлежка»,

ЧЕЛОВЕК,

 

Лука

босяки,

Сатин

любовный треугольник,

ПРАВДА!

 философия.

 ПРАВДА, элементы трагедии,

   мотив смерти

 Лука – Сатин.

 Символичные реплики,

 потеря имени.

 СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

 Ночлежка -  Босяки – потеря имени - Лука – Сатин – философия- ЧЕЛОВЕК – ПРАВДА -мотив смерти -   Символичные реплики.

 

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ ЛЕКЦИИ:                                                              

  1. О чем пьеса?                                                                 
  2. Какова основная мысль драмы Горького? 
  3. Почему человек теряет имя?
  4. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?             
  5. Каков конфликт пьесы?                                 

 

 

 

 

1.Вопрос. О чем пьеса?                         

Ответ (из сообщения)

 - О жизни  босяков.  «Все слиняло, один человек остался». – О мире, где нет Бога.                                                                                                              

2. Вопрос. Какова основная мысль драмы Горького?     

Ответ (из сообщения)

- Что такое правда и что такое человек.  «Человек это звучит гордо!» Чем меньше человек связан с миром вещей, тем он больше человек. «Человек цены стоит». Для чего живут. – Для лучшего человека.

3.Вопрос. Почему человек теряет имя?

Ответ (из сообщения)

Очутился на дне жизни, умер, потерял профессию.

4.Вопрос.  Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

 Ответ (из сообщения)

Сатин – пьяный шулер, утверждающий, что людям нужна Правда

Лука - странник. «Человек цены стоит!» «Как можно не верить человеку». «Любить живых»

Клещ – «выберусь, когда жена умрет»- «Везде люди».

Актер – Сверчков –Заволжский – потерял имя. Мотив смерти.    

5 Вопрос.  Каков конфликт пьесы?                                 

Ответ (из сообщения)

Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.

 

 

 

4.2  Бланк «Вопросительные слова»

 

 

Ключевые понятия темы

Вопросительные слова

1.

1902

Когда?

2.

«Без солнца»

Что ?

3.

«Ночлежка»,

 

4.

ЧЕЛОВЕК

Где? Какой? Что такое?

5.

босяки

О чем?

6.

любовный треугольник

Какой?

7.

философия

Чья?

8.

ПРАВДА

Для чего?

9.

элементы трагедии

Какие?

10.

мотив смерти

 

11.

Лука – Сатин

Кто?

12.

Символичные реплики

О чем?

13.

Потеря имени

Почему?

14.

 

 

Когда написана? Чья правда лучше? В чем смысл противопоставления? Какие элементы трагедии?  С чем связана потеря имени? О чем символические реплики?

 

Вопросы, которые можно было бы выяснить

1.

Меняются ли герои на протяжении пьесы?

2.

Как Станиславский работал над пьесой?

3.

Что было новым для театра начала века?

4.

Какие произведения шли на русской  сцене  в нач.20 в.

5.

Идейная кульминация пьесы?

6.

Что такое правда?

7.

«Кто испортил песню?»

8.

На чьей стороне правда? Луки? Сатина?

9.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета? 

 

Вопросы, которые придумали другие, но интересные мне тоже

10.

Какие герои антипатичны Горькому? Почему?

11.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета? 

12.

Почему любовный конфликт не главный в пьесе?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение стратегии «Бортовой журнал». »



Применение стратегии «Бортовой журнал».

Часто использую на уроках видео-уроки «Русская литература» (канал «Культура»). Лекторы – заслуженные учителя России – емко, содержательно, с продуманным видеорядом, комментариями излагают программные темы русской литературы. Как продуктивно использовать этот богатый материал? Стратегия «Бортовой журнал» - один из видов активной лекции - помогает студентам в полной мере самостоятельно усвоить информацию. Рассмотрим наглядно этот вид урока.

Вызов:

  1. Сообщается тема лекции: М.Горький. Пьеса «На дне». (Второй урок по творчеству М.Горького).

  2. Сообщаются ключевые понятия лекции, которые записываются каждым в личный «Бортовой Журнал»: 1902, «Без солнца», «Ночлежка», ЧЕЛОВЕК, босяки, любовный треугольник, философия. ПРАВДА, элементы трагедии, мотив смерти, Лука – Сатин. Символичные реплики, потеря имени. (5 мин.)

  3. Пользуясь приемом «Вопросительные слова», в левую колонку таблицы вписываем ключевые понятия лекции или темы, которая будет изучаться.
В правую колонку таблицы вписываем всяческие «вопросительные» слова, например: Почему? Зачем? Откуда? и т.д. Так много, как можем придумать.
  1. Индивидуально составляются вопросы к теме лекции и записываются в соответствующую графу личного Бортового журнала».

  2. Списки вопросов обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных.

  3. В группе каждый вписывает в индивидуальные Бортовые журналы выбранные группой наиболее значимые вопросы.


Осмысление:

Читается лекция. (Включается программа «Русская литература», запись с телеканала «Культура» Лекцию читает заслуженный учитель России Лев Соболев. Во время просмотра индивидуально вписываем ответы на вопросы. Записываем новые вопросы по ходу лекции.


Размышление

  1. В группе обсуждаем информацию по вопросам. Каждый может дописать или вычеркнуть что-то на основе обсуждения.

  2. Выстраиваем индивидуально схему сообщения в соответствующее место Бортового журнала.

  3. Обсуждаем схемы и записи в группе.

  4. От группы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема.

  5. Фронтально обсуждаются вопросы, поставленные до чтения лекции.

  6. Обсуждаются вопросы, которые не были заданы, но необходимые для понимания темы.


БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

ИМЯ__Пименов_М.____________

ТЕМА__ М.Горький . Пьеса «На дне».

ДАТА ___25.09.2014______________

ВРЕМЯ РАБОТЫ _________________________________

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ РИСУНОК (СХЕМА)

1902__

«Без солнца»,

«Ночлежка»,

Человек!!!

ЧЕЛОВЕК,

босяки,

Лука

любовный треугольник,

Сатин

философия.

ПРАВДА!

ПРАВДА, элементы трагедии,

мотив смерти

Лука – Сатин.

Символичные реплики,

потеря имени.

СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

Ночлежка - Босяки – потеря имени - Лука – Сатин – философия- ЧЕЛОВЕК – ПРАВДА -мотив смерти - Символичные реплики.


ВОПРОСЫ К ТЕМЕ ЛЕКЦИИ:

  1. О чем пьеса?

  2. Какова основная мысль драмы Горького?

  3. Почему человек теряет имя?

  4. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

  5. Каков конфликт пьесы?





  1. Вопрос. О чем пьеса?

Ответ (из сообщения)

- О жизни босяков. «Все слиняло, один человек остался». – О мире, где нет Бога.

2. Вопрос. Какова основная мысль драмы Горького?

Ответ (из сообщения)

- Что такое правда и что такое человек. «Человек это звучит гордо!» Чем меньше человек связан с миром вещей, тем он больше человек. «Человек цены стоит». Для чего живут. – Для лучшего человека.

  1. Вопрос. Почему человек теряет имя?

Ответ (из сообщения)

Очутился на дне жизни, умер, потерял профессию.

  1. Вопрос. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

Ответ (из сообщения)

Сатин – пьяный шулер, утверждающий, что людям нужна Правда

Лука - странник. «Человек цены стоит!» «Как можно не верить человеку». «Любить живых»

Клещ – «выберусь, когда жена умрет»- «Везде люди».

Актер – Сверчков –Заволжский – потерял имя. Мотив смерти.

5 Вопрос. Каков конфликт пьесы?

Ответ (из сообщения)

Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.



4.2 Бланк «Вопросительные слова»



Ключевые понятия темы

Вопросительные слова

1.

1902

Когда?

2.

«Без солнца»

Что ?

3.

«Ночлежка»,


4.

ЧЕЛОВЕК

Где? Какой? Что такое?

5.

босяки

О чем?

6.

любовный треугольник

Какой?

7.

философия

Чья?

8.

ПРАВДА

Для чего?

9.

элементы трагедии

Какие?

10.

мотив смерти


11.

Лука – Сатин

Кто?

12.

Символичные реплики

О чем?

13.

Потеря имени

Почему?

14.



Когда написана? Чья правда лучше? В чем смысл противопоставления? Какие элементы трагедии? С чем связана потеря имени? О чем символические реплики?


Вопросы, которые можно было бы выяснить

1.

Меняются ли герои на протяжении пьесы?

2.

Как Станиславский работал над пьесой?

3.

Что было новым для театра начала века?

4.

Какие произведения шли на русской сцене в нач.20 в.

5.

Идейная кульминация пьесы?

6.

Что такое правда?

7.

«Кто испортил песню?»

8.

На чьей стороне правда? Луки? Сатина?

9.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета?


Вопросы, которые придумали другие, но интересные мне тоже

10.

Какие герои антипатичны Горькому? Почему?

11.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета?

12.

Почему любовный конфликт не главный в пьесе?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение стратегии «Бортовой журнал».

Автор: хомякова татьяна геннадьевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "презентация ССП по математике "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-ssp-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "124256"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414668839"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методическая разработка урока по немецкому языку с применением стратегий критического мышления на тему «Kasachstan ist mein  Heimatland» "
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-niemietskomu-iazyku-s-primienieniiem-stratieghii-kritichieskogho-myshlieniia-na-tiemu-kasachstan-ist-mein-heimatland"
    ["file_id"] => string(6) "153244"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985623"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Использование  приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-priiomov-trkm-chp-dlia-formirovaniia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "186908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426432996"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Среднесрочный план серии последовательных уроков по предмету «Английский язык» для 5 класса  по теме “My Flat” "
    ["seo_title"] => string(119) "sriedniesrochnyi-plan-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-priedmietu-anghliiskii-iazyk-dlia-5-klassa-po-tiemie-my-flat"
    ["file_id"] => string(6) "214489"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432312929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства