kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение интеллект карт на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы способствует повышению интереса к предмету.Кроме этого развивает речь и мышление учащихся, учит их высказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение интеллект карт на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пристеновская средняя школа»








Применения интеллект-карт и кластеров на уроках литературы и русского языка.

Инноватика в обучении.


Аликова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.







х.Пристеновский


2017 год

Актуальность

объясняется тем, что внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится  необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которыми должен овладеть ученик, обучаясь в школе.

В связи с этим приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода. Поэтому определение средств формирования  познавательных УУД школьников  для педагогов, и в особенности для учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня. 

Концептуальная идея, цель и решаемые задачи проекта.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей развития познавательных универсальных учебных действий посредством применения методов кластера и интеллект-карт - технологии визуализации ассоциативных связей.

Цель:

– теоретически обосновать  и определить эффективность использования метода интеллект-карт для  формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы, практически подкрепить результативность данного исследования.

- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Задачи:

       -  вооружить обучающихся новым методом: научить создавать интеллект-карты, кластеры и применять их в процессе обучения;

    -  научить учащихся  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

        - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

        - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

       - давать определение понятиям;

       -  устанавливать причинно-следственные связи;

       - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

       - обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

        - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Предполагаемые результаты

Этот метод позволит учащимся:

адаптироваться к условиям ЕГЭ;

  • повышать работоспособность; активизировать творческие процессы; повышать мотивацию;

  • формировать УУД; развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

  • улучшать все виды памяти;

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас;

  • создавать ясные и понятные конспекты уроков; получать максимальную отдачу от прочтения книг/учебников;

  • развивать ассоциативное и образное мышление;

  • участвовать в организации совместной деятельности;

  • экономить время.

учителю

  • повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

  • формировать личностные, метапредметные и предметные, развивать творческие способности;

  • активизировать проектную деятельность;

  • корректировать знания учащихся, готовить к итоговой аттестации.

В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнения.

Я думаю, что нет такого учителя, которого не волновали бы вопросы: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?»  Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к обучению.

Учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

           Задача педагогов -  сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Первоосновой всего учебно-воспитательного процесса является урок. Именно на уроке и формируется человек завтрашнего дня.

Поэтому, готовясь к каждому уроку, я в первую очередь думаю, как заинтересовать учеников своим предметом, как создать доверительную комфортную атмосферу, как пробудить творческие силы.

Прежде всего, стараюсь учитывать в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность ребят, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало.

Мне давно интересны методы графического выражения процессов восприятия, каковыми являются методы интеллект-карт и кластера.

Кластер использую давно, как на уроках русского языка, так и литературы. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.



Суть приема:

- выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:

- выделить главную смысловую единицу (тема);

- выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

- Конкретизировать фактами и мнениями.

Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом. Кластер – это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля.

Проверка знаний 5 класс Тема «Безударные гласные в корне слова; 7 класс Тема Наречие, учащиеся получают неполный кластер, дополняют его примерами. (Приложение1)

Объяснение нового материала 8 класс, изучая литературное направление «Романтизм» совместно с учащимися составляется кластер, ребята сами называют характерные черты романтического героя. Это способствует лучшему запоминанию сложного материала (Приложение 2)

Закрепление: Урок литературы в 10 классе, разбирая конфликты в драме А.Н.Островского «Гроза» в конце занятия составляется кластер. (Приложение 3)

Кластеры используются на предварительном этапе работы с информацией с целью - направить на решение проблемы, спланировать действия; и на основном этапе  с целью  установить причинно-следственные связи между гроздьями-элементами".

За время работы я убедилась, что школьникам иногда трудно разобраться в композиции произведения, увидеть выразительные средства, использующиеся в произведении, установить причинно-следственные отношения, запомнить термины, героев. В 5-6 классах при изучении литературы и русского языка ученики сталкиваются с незнакомой для нашего слуха и языка лексикой. Кроме того, в силу возрастных особенностей у пятиклассников затруднено формирование логических действий. Метод интеллект-карт помогает преодолеть эти трудности.

Суть метода состоит в том, что выделяется основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

Правила создания интеллект - карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими.

  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

При работе с учащимися 5-6 классов я использую преимущественно упрощенный вид интеллект – карт.

Интеллект-карты представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

 Я учу своих ребят с помощью интеллект-карт умению общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию,  сжимать, кодировать в форме интеллект-карты  и раскодировать. Они делают это с большим удовольствием. Большее предпочтение отдают созданию интеллект-карт по литературе, так как возникает больше ассоциаций, с большим удовольствием рисуют рисунки, даже придумывают символы

Свойства интеллект - карт:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

 Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества интеллект - карт перед другими методами:

экономия 50% времени на конспект;

  концентрация информации на важных моментах;

  визуально четкие ассоциации;

улучшение запоминания.

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

изучение нового материала

закрепление материала

обобщение материала

написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

подготовка проекта, презентации

аннотирование

конспектирование

При помощи Интеллект - карты легче выделить основную мысль : она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

          Мыслительные карты на уроках литературы использую при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле.   Можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.   Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала.  Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и  сохранив заинтересовавшие  цитаты. Например, интеллект-карта, посвященная жизни и творчеству А.С.Пушкина.  Ребята прочитали статью в учебнике о писателе, затем посмотрели видеофильм «О жизни Пушкина» и приступили к составлению интеллект - карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект -  карты, поэтому завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.(Приложение4)

Также было предложено учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного. Так по русской народной сказке «Царевна-Лягушка» интеллект –карту составляли на уроке, ребята сделали выводы о трудолюбии, находчивости главной героини. (Приложение 5) Изучая произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» «Заячьи лапы» учащиеся работали в парах, затем каждая пара защищала свой минипроект, делала выводы, все пришли к одному, что человек должен ответственно относиться к природе и отвечать за свои поступки. (Приложение 6)

С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся находить выразительные средства в лирике. В стихотворениях Сергея Есенина учащиеся быстро находят и эпитеты и олицетворения, определяют тему, идею, способ рифмовки (Приложение 7)

          Составляя интеллектуальные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

На уроках русского языка интеллект-карты составляются по правилам. Например, по теме «Правописание приставок пре- и при» Сложная тема для учащихся 5 класса после составления интеллект карты стала более доступной (Приложение 8)

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. Иногда после занятия ученикам раздаю черно-белые копии ментальной карты, содержащие лишь ее остов, и, кроме прочего домашнего задания, - предлагаю заполнить их по памяти и раскрасить.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

Результат работы.

В результате применения интеллект карт и кластеров у учащихся повысился интерес к урокам русского языка и литературы, понизился уровень тревожности. Ребята с интересом и удовольствием работают, самостоятельно делают выводы. Сами стремятся понять и установить причинно-следственные связи. Некоторые интеллект-карты учащиеся создают совместно с родителями, которые отмечают повышение интереса детей к моим предметам. Из беседы с родителями я выяснила, что дети читают произведения с большим удовольствием, стараются увидеть взаимосвязи между событиями и героями, сами делают выводы, определяют идею произведения и, конечно же, лучше запоминают. В конечном результате повышаются знания по предмету.

Методом интеллект-карт заинтересовались и мои коллеги. Так учитель истории Чернозубова Л.И. также заинтересовалась методом создания интеллектуальных карт и использует его на своих уроках.



Используемые источники

  1. Бьюзен Т., Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003.

  2. Бехтерев С., Майнд-менеджмент.:- Москва: Альпина, 2011.

  3. Бершадский М.Е. Метод ителлект-карт http://bershadskiy.ru

  4. Горовая Т.П. «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ», фестиваль педагогических идей

  5. «Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т.П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя

  6. http://www.mind-map.ru/

  7. http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

  8. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

  9. http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

  10. http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap




























Приложение 1








Приложение 2

















Приложение 3

















Приложение 4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение интеллект карт на уроках русского языка и литературы

Автор: Аликова Надежда Васильевна

Дата: 30.09.2018

Номер свидетельства: 479331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Мастер-класс «Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_primienieniie_intielliekt_kart_dlia_razvitiia_kommunikativnykh_uni"
    ["file_id"] => string(6) "450442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516169120"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интерактивные инновационные технологии обучения в колледже "
    ["seo_title"] => string(71) "intieraktivnyie-innovatsionnyie-tiekhnologhii-obuchieniia-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "101737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402429525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства