Мастер-класс «Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
Мастер-класс «Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
Интеллект-карты – методика, которая помогает учителю формировать не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений: активная познавательная деятельность, создание понятных конспектов правил и содержания художественных текстов, разработка проектов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»»
5
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
Мастер-класс
«Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»
учитель русского языка и литературы
Абзеппарова Е.В.
Старый Оскол
2017
Интеллект-карты – методика, которая помогает учителю формировать не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений: активная познавательная деятельность, создание понятных конспектов правил и содержания художественных текстов, разработка проектов, коллективное решение сложных или творческих задач, более осознанное принятие решения – все это развивает коммуникативные универсальные учебные действия. Методинтеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. Обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят ее, распределяют, систематизируют. Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который является неким центром для творческих ассоциаций, которые запускают процесс аналитического мышления.
Цели методики интеллект-карт звучат следующим образом:
Роль педагога – корректировать и развивать коммуникативные УУД.
Сформировать элементы критического мышления, которые развиваются, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с кластерами, схемами, словами-маркерами, диаграммами.
Задачи:
1.Научить работать с текстом-схемой, словами-маркерами. Работа с картами и схемами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учащихся столь же привычная, как и разного рода письменные работы.
2. Сформировать навыки творческого и аналитического мышления одновременно.
Основные научные идеи.
Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Ассоциативные зоны являются функциональными зонами коры головного мозга, именно они и задействованы при построении данных карт. Основная функция ассоциативных зон состоит в том, что они связывают вновь поступающую сенсорную информацию с той, которая была получена ранее и в сравнении информации, получаемой от разных рецепторов. Это очень важно для навыка творческого и аналитического видов мышления.
Данная методика применяется в 5-6 классах на уроках русского языка и литературы, результативностью являются результаты ВПР (100% качество знаний) и участия детей в творческих конкурсах, мероприятиях и олимпиадах.
Проблемы и перспективы:
Проблемами данной методики являются отсутствие установленной алгоритмизации и оценка работы обучающегося в процессе создания карты. Перспективы: обобщение опыта учителя на муниципальном уровне.
Представление системы уроков:
Относительно содержания можно выделить следующие формы деятельности: соревновательные (игры, викторины, путешествия), научные (оформление памяток, стенгазет, дневников, схем, диаграмм).
Этапы методаинтеллект-карт
Первый этап – выбор темы – задачи (функции) которого:
задать общее направление;
активизировать обучаемого.
Второй этап – индивидуальная мозговая атака – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности:
получение информации;
ее осмысление;
соотнесение информации с собственными знаниями.
Третий этап – составление коллективной интеллект-карты, анализ и принятие решения:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем.
Описание этапов методаинтеллект-карт в системе уроков
Стадия
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Возможные
приемы и методы
Первый этап
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
- вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
- систематизируют информацию
1. Составление списка известной информации по вопросу «ЗА» и «ПРОТИВ».
2. Представление абстракции в виде картинки, символа.
Второй этап
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с идеями-решениями, поставленной проблемы, работа ведется индивидуально
- делают пометки на полях или проговаривают идеи
1. Маркировка с использованием значков «+», «-», «?».
2. Ведение различных записей в блокнот.
Третий этап
Творческая переработка, анализ, интерпретация информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах
- Соотносят, используя знания;
- классифицируют и систематизируют;
- ставят новые цели для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Написание творческих работ
5. Исследования по отдельным вопросам темы.
Приемы:
- карты-словари;
- карты дат;
- карты имен;
- карты-термины;
- карты-конспекты.
Формы работы:
Индивидуальная, групповая и работа в парах.
Виды карт:
Имитационная игра
Две группы.
Результаты предметные:
дать понятие лексикографии;
выявить особенности словарных статей из разных источников;
заинтересовать учащихся различными видами словарей.
Метапредметные:
формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;
формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.
Личностные:
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать умение работать со статьей словаря.
Этап I.
1. Прием карты-словаря.
Пишем слово «Счастье». Первая группа работает в режиме «мозгового штурма»:
1. Опишите это слово, его значение.
2. Сравните его с другими словами (горе, радость).
3.Подберите ассоциации (блоки этимологии, синонимии, антонимии, фразеологизмов).
4. Вспомните, в каких произведениях упоминается слово счастье.
Вторая группа «Академики» строит также интеллект-карту, но с использованием этимологического словаря, словарей синонимов, антонимов, толкового, фразеологизмов.
Этап II.
Структурируют идеи каждого участника, секретарь заносит в интеллект-карту результаты деятельности. Оформляется графически и стилистически. Распределяется информация между участниками, которая будет презентоваться на защите своей карты.
Моделирование
Этап III.Интеллект-карта презентуется всеми участниками процесса создания продукта (в данном случае мы выбираем форму схемы-солнца, что доступно для возрастной категории). Участники обмениваются информацией. Акцент ставится на информации, полученной из словарей. Проблемный вопрос: «Зачем создаются словари?» - находит несколько аргументов «ЗА» в процессе обсуждения информации.
Рефлексия
Прием «Ранжирование ценностей»:
Слушателям в преддверии новогодних праздников предлагается повесить шары из ящика «Счастье» на собственноручно нарисованную елку и пронумеровать шары в соответствии со степенью важности данной ценности в жизни «Природа», «Родина», «Мир», «Труд», «Совесть», «Здоровье», «Безопасность».