kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект-карты – методика, которая помогает учителю формировать не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений: активная познавательная деятельность, создание понятных конспектов правил и содержания художественных текстов, разработка проектов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»»

5




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»


















Мастер-класс

«Применение интеллект-карт для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»



учитель русского языка и литературы

Абзеппарова Е.В.





















Старый Оскол

2017


Интеллект-карты – методика, которая помогает учителю формировать не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений: активная познавательная деятельность, создание понятных конспектов правил и содержания художественных текстов, разработка проектов, коллективное решение сложных или творческих задач, более осознанное принятие решения – все это развивает коммуникативные универсальные учебные действия. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. Обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят ее, распределяют, систематизируют. Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который является неким центром для творческих ассоциаций, которые запускают процесс аналитического мышления.


Цели методики интеллект-карт звучат следующим образом:

  • Роль педагога – корректировать и развивать коммуникативные УУД.

  • Сформировать элементы критического мышления, которые развиваются, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с кластерами, схемами, словами-маркерами, диаграммами.


Задачи:

1.Научить работать с текстом-схемой, словами-маркерами. Работа с картами и схемами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учащихся столь же привычная, как и разного рода письменные работы.

2. Сформировать навыки творческого и аналитического мышления одновременно.


Основные научные идеи.

Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Ассоциативные зоны являются функциональными зонами коры головного мозга, именно они и задействованы при построении данных карт. Основная функция ассоциативных зон состоит в том, что они связывают вновь поступающую сенсорную информацию с той, которая была получена ранее и в сравнении информации, получаемой от разных рецепторов. Это очень важно для навыка творческого и аналитического видов мышления.


Краткая характеристика учащихся, результативности:

Данная методика применяется в 5-6 классах на уроках русского языка и литературы, результативностью являются результаты ВПР (100% качество знаний) и участия детей в творческих конкурсах, мероприятиях и олимпиадах.

Проблемы и перспективы:

Проблемами данной методики являются отсутствие установленной алгоритмизации и оценка работы обучающегося в процессе создания карты. Перспективы: обобщение опыта учителя на муниципальном уровне.


Представление системы уроков:

Относительно содержания можно выделить следующие формы деятельности: соревновательные (игры, викторины, путешествия), научные (оформление памяток, стенгазет, дневников, схем, диаграмм).

Этапы метода интеллект-карт 

Первый этапвыбор темы – задачи (функции) которого:

  • задать общее направление;

  • активизировать обучаемого.

Второй этапиндивидуальная мозговая атака – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности:

  • получение информации;

  • ее осмысление;

  • соотнесение информации с собственными знаниями.

Третий этапсоставление коллективной интеллект-карты, анализ и принятие решения:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем.


Описание этапов метода интеллект-карт  в системе уроков

Стадия

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Возможные

приемы и методы

Первый этап



Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.


- вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

- систематизируют информацию


1. Составление списка известной информации по вопросу «ЗА» и «ПРОТИВ».

2. Представление абстракции в виде картинки, символа.

Второй этап

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с идеями-решениями, поставленной проблемы, работа ведется индивидуально

- делают пометки на полях или проговаривают идеи

1. Маркировка с использованием значков «+», «-», «?».

2. Ведение различных записей в блокнот.

Третий этап

Творческая переработка, анализ, интерпретация информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах

- Соотносят, используя знания;

- классифицируют и систематизируют;

- ставят новые цели для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Написание творческих работ

5. Исследования по отдельным вопросам темы.



Приемы:

- карты-словари;

- карты дат;

- карты имен;

- карты-термины;

- карты-конспекты.

Формы работы:

Индивидуальная, групповая и работа в парах.

 Виды карт:


Имитационная игра

Две группы.

Результаты предметные:

  1. дать понятие лексикографии;

  2. выявить особенности словарных статей из разных источников;

  3. заинтересовать учащихся различными видами словарей.

Метапредметные:

  1. формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;

  2. формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

Личностные:

  1. развивать устную и письменную речь учащихся;

  2. развивать умение работать со статьей словаря.


Этап I.

1. Прием карты-словаря.

Пишем слово «Счастье». Первая группа работает в режиме «мозгового штурма»:

1. Опишите это слово, его значение.

2. Сравните его с другими словами (горе, радость).

3.Подберите ассоциации (блоки этимологии, синонимии, антонимии, фразеологизмов).

4. Вспомните, в каких произведениях упоминается слово счастье.


Вторая группа «Академики» строит также интеллект-карту, но с использованием этимологического словаря, словарей синонимов, антонимов, толкового, фразеологизмов.


Этап II.


Структурируют идеи каждого участника, секретарь заносит в интеллект-карту результаты деятельности. Оформляется графически и стилистически. Распределяется информация между участниками, которая будет презентоваться на защите своей карты.


Моделирование


Этап III. Интеллект-карта презентуется всеми участниками процесса создания продукта (в данном случае мы выбираем форму схемы-солнца, что доступно для возрастной категории). Участники обмениваются информацией. Акцент ставится на информации, полученной из словарей. Проблемный вопрос: «Зачем создаются словари?» - находит несколько аргументов «ЗА» в процессе обсуждения информации.





Рефлексия


Прием «Ранжирование ценностей»:

Слушателям в преддверии новогодних праздников предлагается повесить шары из ящика «Счастье» на собственноручно нарисованную елку и пронумеровать шары в соответствии со степенью важности данной ценности в жизни «Природа», «Родина», «Мир», «Труд», «Совесть», «Здоровье», «Безопасность».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Абзеппарова Екатерина Викторовна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства