kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.": Печорин - герой своего поколения""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является  ключевым для урока литературы, посвященного изучению романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Он позволит резюмировать душевную трагедию лермонтовского героя, которая отразила и трагическое состояние русского общества того времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.": Печорин - герой своего поколения""»

Печорин – герой своего времени


Роман «Герой нашего времени» - первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу М.Ю.Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Печорин, по утверждению автора, - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». То есть Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.

Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению В.Г.Белинского, решались важные проблемы времени: почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».

Само название романа говорит о том, что М.Ю.Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов, - это годы николаевской реакции. Поэтому, главная проблема этого романа – судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применения в условиях общественного застоя. В.Г.Белинский назвал его «умной ненужностью», «нравственным калекой».

М.Ю.Лермонтов показывает Печорина как бы через историю «души человеческой», через его судьбу, раскрывая образ своего героя через взаимоотношения с другими персонажами, которые не похожи на него ни по характеру, ни по положению на него.

В этом смысле особое значение имеет смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, «проезжий офицер». Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность: глаза у него «не смеялись, когда он смеялся». Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же он неровен в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры этого человека.

Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же надо сильно постараться, чтобы обратить на себя внимание. Поведение этого человека вызывает у Печорина чувство раздражения. Весь свой ум, энергию он употребляет ради мелкого, ничтожного удовольствия: «побесить» Грушницкого. Так же Печорин прилагает все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения этой жизни, что и приводит к дуэли с Грушницким.

Что касается следующего человека, Вернера, то из всех героев романа именно он по своему интеллектуальному уровню ближе всех к Печорину. Это умная, проницательная личность. Так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Это единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. На дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в

роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Также странно ведет себя Печорин и с женщинами: он не испытывает ни глубокой любви, ни настоящей привязанности ни к кому из них. С Белой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Смеясь над предрассудками и инстинктами горцев, Печорин тратит свой ум и энергию на цель, недостойную порядочного человека.

В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны лишь только для того, чтобы досадить Грушницкому. Он даже не задумывается ом, что обрекает Мери на страдание.

Способен ли вообще Печорин любить? Из отношения его к Вере мы понимаем, что он ее любит. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: «Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!...Вера стала для меня дороже всех на свете…». Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его начинают одолевать вопросы: зачем это ему - «гнаться за погибшим счастьем», что ем даст последняя встреча. Но больше всего он боится, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой. Из моих наблюдений я сделаю вывод, что в отношениях с людьми Печорин проявляется более чем «пустой нежностью». Это и о нем М.Ю.Лермонтов сказал в своей «Думе»:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,


Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,


И царствует в душе какой-то холод тайный,


Когда огонь кипит в крови».


Да и Печорин сам говорит о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Печорин – энергичный, умный человек, он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Он – жестокий и равнодушный эгоист, потому что причиняет несчастья всем, с кем общается, и его совершенно не волнует состояние других людей. В.Г.Белинский говорил, что Печорин «страдающий эгоист», потому что обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. Виною всему то общество, в котором проявлялись талантливые люди, которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.

Интересно, что реакционная критика не смогла дать должной оценки образу Печорина. Ф.Булгарин оценил положительно в романе все, кроме образа главного героя, как бы отвергая тем самым тот беспощадный приговор условиям жизни русского общества, продуктом которого был Печорин. Оценка Ф.Булгарина совпала с оценкой Николая I, который поначалу решил, что главным героем будет старый служака Максим Максимыч. Когда роман был прочитан, царь пришел к мысли, что образ Печорина – дань западной моде. Именно так в письме к императрице оценил Николай I роман своего гениального современника, которого он ненавидел. И Печорин стал не только порождением русской действительности, не только героем, но и жертвой своего времени.

Да, мне совершенно очевидны недостатки героя М.Ю.Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает и волнует меня. Я сочувствую его словам: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Жаль, но для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.

М.Ю.Лермонтов сделал образ Печорина собирательным не только для своего поколения, наделив его типичными чертами людей своего времени, но и для самого себя. И одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В.Г.Белинский. Он сказал: «Вот книга, которой суждено никогда не состариться… - Эта старая книга всегда будет нова».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Скузоватова Марина Александровна

Дата: 03.03.2019

Номер свидетельства: 501994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по литературе для 9 класса "Литературный суд над Печориным" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-litieraturie-dlia-9-klassa-litieraturnyi-sud-nad-piechorinym"
    ["file_id"] => string(6) "181720"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425388427"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  Дружба и любовь в жизни Печорина. ( с использованием программы Activstudio) "
    ["seo_title"] => string(120) "m-iu-liermontov-gieroi-nashiegho-vriemieni-druzhba-i-liubov-v-zhizni-piechorina-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-activstudio"
    ["file_id"] => string(6) "176058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424358096"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Ученический проект "Герой нашего времени"временное и вечное "
    ["seo_title"] => string(75) "uchienichieskii-proiekt-gieroi-nashiegho-vriemieni-vriemiennoie-i-viechnoie"
    ["file_id"] => string(6) "131911"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416246115"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Образ героя 30-х годов XIX века»."
    ["seo_title"] => string(31) "obrazghieroia30khghodovxixvieka"
    ["file_id"] => string(6) "273884"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452282401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства