Разработка урока по литературе для 9 класса "Литературный суд над Печориным"
Разработка урока по литературе для 9 класса "Литературный суд над Печориным"
Разработка урока по литературе для 9 класса.
Учитель МБСУВУОТ СОШОТ город Губаха, Пермский край Каменева А.А.
ТЕМА: «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД НАД ПЕЧОРИНЫМ»
(по повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», «Бэла»)
Цели и задачи:
формировать умение анализировать поступки героя произведения и давать им правовую оценку;
учить детей критически относиться к чужим советам и к выбору друзей;
анализируя поступки героя произведения учить делать жизненно важные для себя выводы.
Герой нашего времени – портрет, но не одного человека: это портрет составленный из пороков всего поколения того времени, в полном их развитии.
Казалось бы, зачем в литературном герое столько отрицательных качеств? А где же нравственность? Чему учит данное произведение?
Если людей кормить сладостями, у них испортится желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.
Наша задача: обозначить безнравственные поступки Печорина, а, возможно, и преступления, то есть указать на «болезнь», а уж как её лечить – трудно сказать! Всякий человек находит СВОЙ путь исцеления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе для 9 класса "Литературный суд над Печориным" »
Разработка урока по литературе для 9 класса.
Учитель МБСУВУОТ СОШОТ город Губаха, Пермский край Каменева А.А.
ТЕМА: «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД НАД ПЕЧОРИНЫМ»
(по повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», «Бэла»)
Цели и задачи:
формировать умение анализировать поступки героя произведения и давать им правовую оценку;
учить детей критически относиться к чужим советам и к выбору друзей;
анализируя поступки героя произведения учить делать жизненно важные для себя выводы.
Герой нашего времени – портрет, но не одного человека: это портрет составленный из пороков всего поколения того времени, в полном их развитии.
Казалось бы, зачем в литературном герое столько отрицательных качеств? А где же нравственность? Чему учит данное произведение?
Если людей кормить сладостями, у них испортится желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.
Наша задача: обозначить безнравственные поступки Печорина, а, возможно, и преступления, то есть указать на «болезнь», а уж как её лечить – трудно сказать! Всякий человек находит СВОЙ путь исцеления.
Назовите главного героя повести «Бэла»?
(Григорий Александрович Печорин)
Опишите внешность Печорина.
(Ученик читает отрывок из текста: « Офицер, молодой человек, лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький».)
Чем памятен для Максима Максимыча этот год, проведённый с Печориным?
(«Наделал он (Печорин) мне много хлопот. Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».)
Сейчас мы поговорим о поступках Печорина и последствиях этих поступков.
Расскажите, как складывались отношения между Азаматом и Григорием Александровичем?
( Он угощал мальчика конфетами, подшучивал над ним: «Раз, для смеха, Григорий Александрович обещал Азамату дать червонец, коли он украдёт лучшего козла из отцовского стада. На другую же ночь притащил его за рога».)
В чём Печорин не прав по отношению к подростку?
( Провоцирует несовершеннолетнего на совершение преступления: кража животного из родительского дома.)
Озвучьте самое заветное желание Азамата.
(Он хотел завладеть конём Казбича – Карагёзом.)
Посмотрите, пожалуйста, эпизод из художественного фильма и дайте оценкуповедению Печорина.
( Демонстрируется эпизод из художественного фильма, в котором звучат слова Печорина: «Клянусь, ты будешь владеть конём; только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу».
Печорин, взрослый 25-летний молодой человек, вступает в преступный сговор снесовершеннолетним Азаматом, провоцирует подростка на совершение преступления: похищение человека.
Каков результат данного сговора?
( Азамат похитил Бэлу, то есть совершил преступление и привёз её в крепость.)
Куда поместил Печорин Бэлу?
(Запер в комнате, комнату закрыл на замок.)
Сформулируйте обвинение, которое можно предъявить Печорину по данному поступку?
(Незаконное лишение свободы, удержание человека в неволе.)
Кто ещё мог пострадать от поступка Печорина?
( Максим Максимыч, так как он старший по званию, он несёт ответственность за вверенную ему крепость и за поступки подчинённых.)
Что грозило Бэле, если бы она была возвращена домой?
(По обычаю людей, живущих на Кавказе: отец мог её убить или продать. Печориннарушил законы горцев: без согласия родителей решил завладеть девушкой. Демонстрируется эпизод из художественного фильма, в котором чётко показаны условия содержания Бэлы в неволе.)
Зачем Печорин всё это делает, какова его цель? Объясните, используя текст произведения.
(«Она никому не будет принадлежать, кроме меня, - ударив кулаком по столу крикнул Печорин». Во что бы то ни стало, Печорин решил добиться любви Бэлы – это самоцель, задетое самолюбие. О дальнейшей судьбе Бэлы он не задумывается.)
Расскажите, как Григорий Александрович добивался любви Бэлы?
(Холил, лелеял, наряжал, дарил дорогие подарки, нанял женщину, знающую родной язык Бэлы, чтобы она ухаживала за ней.)
В чём заключалось пари между Печориным и Максимом Максимычем?
(«Я даю честное слово, что она будет через неделю моя».)
Оцените данный поступок Григория Александровича.
(Учащиеся дают оценку данному поступку Печорина, учитель помогает и направляет. Такие обещания оскорбляют честь и достоинство девушки – это безнравственный поступок. Если любишь человека искренно, никогда не будешь вступать в подобный спор. Запретный плод всегда сладок. Печорин идёт на поводу у своих желаний. Его, по большому счёту, не интересует, не волнует, что при этом чувствует девушка. Он напролом идёт к поставленной цели.)
Сейчас будет продемонстрирован небольшой эпизод из художественного фильма. После просмотра вы должны, сказать: какое ещё средство решил использовать Печорин в достижении своей цели?
(«Рано утром он велел оседлать лошадь, оделся по-черкесски, вооружился и вошёл к ней. «Бэла! – сказал он, - ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай. Оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду – куда? Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня».
Печорин применяет хитрость, чтобы в Бэле проснулись чувства к нему, пусть даже жалости.
Результат: «Она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею».)
Насколько продолжительно было их счастье?
(Прочитать отрывок из текста: «Месяца четыре всё шло как нельзя лучше. Печорин даже не выходил за крепостной вал, хотя он страстно любил охоту».)
Как изменилось поведение Печорина?
( «Он стал снова задумываться, ходит по комнате, загнув руки назад; потом раз, не сказав никому, отправился стрелять, - целое утро пропадал; раз и другой, всё чаще и чаще…» стр. 61
«Его обращение стало холодно, ласкал он её редко и она заметно начала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели». стр. 64
Чем закончилась вся история с Бэлой?
( Была смертельно ранена Казбичем и от полученной раны умерла.)
Расскажите, как Печорин переживал смерть Бэлы.
(Учащиеся либо рассказывают, либо зачитывают отрывок из текста. «Максим Максимыч не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою. Его лицо ничего не выражало особенного. Он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Когда Максим Максимыч захотел его утешить: он поднял голову и ЗАСМЕЯЛСЯ! У Максима Максимыча мороз пробежал по коже от этого смеха». Стр. 71)
Чтобы сделать какие-то выводы о личности Печорина, наверняка, будет интересно послушать, а что же он сам думает о себе. Сейчас я продемонстрирую вам фрагмент из художественного фильма, где Печорин говорит о себе. Ваша задача: внимательно слушать и смотреть, так как вам предстоит вынести Печорину обвинительный либо оправдательный «приговор».
Откровения Печорина.
(Демонстрируется эпизод из художественного фильма. Учащиеся внимательно слушают и смотрят. В данном фрагменте звучат искренние откровения Печорина о себе: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство – путешествовать».
(Учащиеся объединяются в группы по 3 человека и формулируют обвинительный или оправдательный «приговор» Печорину. Зачитывают свои вердикты.)
Попробуйте сделать предположение: как бы сложилась судьба Бэлы, если бы она осталась жива?
(Григорий Александрович всё равно оставил бы её. Грустно осознавать, но смерть уберегла её от дальнейших разочарований и потрясений.)
Заключительное слово учителя:
Действительно, сам Печорин не совершает преступления: он не крадёт Карагёза, он не похищает Бэлу, не он убивает её. Но он является инициатором всех преступлений. Перечислите, пожалуйста, последствия всего содеянного:
- гибнет отец Бэлы;
- гибнет сама Бэла;
- несчастен Казбич, потерявший любимого коня;
- в неизвестном направлении пропадает Азамат, нам ничего не известно о его дальнейшей судьбе;
- много потрясений переживает Максим Максимыч.
Несовершеннолетние часто становятся исполнителями чьего-то коварного замысла, встают на путь совершения преступлений.