kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Полный план анализа стихотворения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот план можно использовать как раздаточный материал на уроках литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Полный план анализа стихотворения»



СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ


1. История создания произведения:

- факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения;

- место произведения в творчестве автора;

- кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

- год написания стихотворения

2. Жанр стихотворения:

а) ода – произведение, воспевающее какое-либо важное историческое событие, лицо или явление ( Пушкин ода «Вольность»);

б) песня – эпический или лирический жанр. В основе лирической песни лежат переживания главного героя. В основу эпической песни положен сюжет (Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»).

в) элегия – жанр романтической поэзии. Автор размышляет о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (Пушкин «Погасло дневное светило»).

г) послание – обращенность к конкретному лицу ( Пушкин «Пущину»).

д) сонет – 14 строк с особым способом рифмовки.

е) эпиграмма – короткое стихотворение, высмеивающее конкретное лицо (Пушкин «На Воронцова»)

ж) сатира- более развернутое по объему и по масштабу изображаемого стихотворение по сравнению с эпиграммой. Она высмеивает не недостатки какого-либо конкретного лица, а социальные пороки. (Пушкин «Румяный критик мой, насмешник толстопузый….»).

В чистом виде перечисленные жанры встречаются редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров ( «К морю» Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.


4. Образ лирического героя. Его близость автору.


5. Идейно-тематическое содержание:

- ведущая тема ( о чем стихотворение: о Родине, свободе, о дружбе, философское, любовное…);

- идея (основная мысль) произведения

- развитие мысли автора (лирического героя)

- эмоциональная окраска чувств, выраженная в динамике или статике;

- внешнее впечатление и внутренняя реакция на него;

- преобладание общественных или личных интонаций


6. Художественные особенности:

- изобразительные средства ( эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы,

олицетворения…)

- поэтический синтаксис ( стилистические фигуры, обращения, восклицания.)

- лексика стихотворения (многозначность слова, синонимы, омонимы, архаизмы,

историзмы, неологизмы, иноязычные слова).

- ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

- приёмы звукописи:

а) аллитерация – обилие согласных,

б) ассонанс – обилие гласных.

Благозвучие – обилие гласных,

Неблагозвучие – обилие шипящих, дрожащих.

- наличие/отсутствие деления на строфы;

- особенности ритмики стихотворения:

а) стихотворный размер:

_/ _ - хорей,

_ _/ - ямб,

_/ _ _ - дактиль,

_ _/ _ - амфибрахий,

_ _ _/ -анапест.

_ _ - пиррихий,

_/ _/ - спондей.

б) рифмы:

- мужские (ударение падает на последний слог в строке),

-женские (последний слог безударный).

в) типы рифмующихся строк:

- парная рифмовка (АА)

- перекрестная рифмовка (АБАБ)

- кольцевая (АББА)

Вывод: связь художественных особенностей стихотворения с идейным замыслом автора


7. Ваше читательское восприятие произведения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Полный план анализа стихотворения

Автор: Шигапова Рузиля Ахматгарифовна

Дата: 22.03.2018

Номер свидетельства: 462985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Анализ лирического и прозаического произведения"
    ["seo_title"] => string(50) "analiz_liricheskogo_i_prozaicheskogo_proizvedeniia"
    ["file_id"] => string(6) "599467"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643834536"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "А.А. Блок  "На поле Куликовом" "
    ["seo_title"] => string(27) "a-a-blok-na-polie-kulikovom"
    ["file_id"] => string(6) "162061"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422296763"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Краткосрочный план урока русской словесности Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина "Метель""
    ["seo_title"] => string(93) "kratkosrochnyiplanurokarusskoisloviesnostipodghotovkaksochinieniiupopoviestiaspushkinamietiel"
    ["file_id"] => string(6) "299894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456631933"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "А. С. Пушкин 3 класс "
    ["seo_title"] => string(19) "a-s-pushkin-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "200265"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428761955"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства