Поисковая и исследовательская деятельность на уроках литературы.
В зависимости от объекта исследования ученические работы выполнялись в следующих направлениях:
1. Анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей
авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
2. Сравнение двух или нескольких произведений по определённому характеру проблемы ( теоретико- литературной, мировоззренческой, эстетической).
3.Изучение жизни и творчества писателя на основе анализа произведений мемуарной и эпистолярной литературы, критических статей.
8 класс.
тема урока исследования учащихся
Исторические песни о Пугачёве. Сопоставление теста авторского стихотворения с
Песней.
«Житие Александра Невского». Установление ассоциативных связей с произведени
ями живописи.
Замысел создания романа Сопоставление романа и «Истории Пугачёва».
« Капитанская дочка»
Гуманистический смысл повести Сопоставление текста « Шинели» со « Станци
Н. В. Гоголя « Шинель». онным смотрителем « А. Пушкина по проблемным
вопросам.
Композиция и язык поэмы Стилистический анализ указанных глав поэмы.
«Василий Тёркин».
Художественное своеобразие
лирики Н. Рубцова. Установление ассоциативных связей с произведе
ниями музыки.
Вальтер Скотт. Сравнительный анализ романа В .Скотта и
«Айвенго» как исторический роман. романа А. С. Пушкина « Капитанская дочка».
Уроки контроля .Защита проектов. Самостоятельный анализ источников.
Сбор необходимой информации.
10 класс.
тема урока исследования учащихся
Образ города в повести Н.Гоголя сравнительный анализ произведений
« Невский проспект» Гоголя и Пушкина о Петербурге
«Гроза» в оценке русской критики сравнительный анализ статей Н.Добро любова и Д.Писарева -
Один день из жизни Обломова Анализ проблематики и поэтики романа
Обломов и Штольц Сравнительный анализ образов
Обломова и Штольца
Праведники Н.Лескова Анализ языка произведений Н. Лескова.
«Осетинская лира» К.Хетагурова Сравнение произведений Некрасова
И Хетагурова
Художественное мастерство
Ф.М.Достоевского.
Анализ художественного своеобразия
творчества Ф.Достоевского
11 класс.
тема урока исследования учащихся.
Новаторство Горького-драматурга. Сопоставительный анализ
Творчества М .Горького и А. Чехова.
Поэтические эксперименты русских Анализ манифестов и поэзии
футуристов. русских футуристов.
Поэма А Блока « Двенадцать». Анализ проблематики и поэтики
поэмы с помощью внетекстовых
материалов.
Человек и природа в стихотворениях
С.А.Есенина. Сравнительный анализ флористических
образов в стихотворениях С. Есенина
и других русских поэтов.
Образ Единого Государства Анализ текста романа с учётом
в романе Е. Замятина « Мы». специфики жанра.