Урок литературы по повести В. Быкова " Дожить до рассвета". Тема : "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок литературы по повести В. Быкова " Дожить до рассвета". Тема : "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок литературы по повести В. Быкова "Дожить до рассвета" по теме " В жизни всегда есть место подвигу" проводится в 11 классе.
Данное произведение анализируется в единстве формы и содержания. На уроке учитель использует методы проблемного обучения, организует частично-поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся. Ученикам в процессе анализа художественного произведения предлагается ответить на такие вопросы:"Где, при каких жизненных обстоятельствах произошло фронтовое знакомство капитана Волоха и лейтенанта Ивановского? Что сближает этих людей? Как вы считаете, почему в повести происходит слияние двух временных пластов? Пивоваров и Ивановский? Что общегооказалось между этими, на первый взгляд, такими разными людьми? Почему, отправляясь в разведку, Ивановский взял с собой именно Пивоварова?". Использованные на уроке методы обучения позволяют развивать мыслительные способности учащихся, умение сравнивать, сопоставлять, выделять главное, самостоятельно делать выводы, отвечая на такие, например, вопросы как " Почему В.Быков в своих произведениях о войне не изображает крупномасштабные сражения, героические вылазки партизан (вспомним прочитанные повести "обелиск", "Сотников", "Пойти и не вернуться"), а останавливается на каких-то частных эпизодах войны? Почему, как вы думаете, многие герои Быкова: Сотников, Ивановский, Мороз погибают? Что ценит в своих героях писатель? Что объединяет лейтенанта Ивановского с Сотниковым и учителем Морозом? Как вы понимаете слова М. Горького, взятые в качестве темы для сегодняшнего урока; "В жизни всегда есть место подвигу". Совершают ли подвиги герои Быкова? Как сами они оценивают жизнь- Ивановский, Сотников, Мороз? В чем видят они смысл своей жизни?.На войне как на войне. Такая расхожая фраза. А за ней. Кровь и смерть, боль от потери близкого человека и страх за свою жизнь; мужество сильного и бесславная гибель слабого; фронтовое везение и случайная пуля; солдатская дружба, когда ешь из одного котелка и спишь, укрывшись одной шинелью, и предательство - все это на войне, и об этом в повестях В.Быкова, писателя-фронтовика, участника Великой отечкственной войны. Он изображает своих героев в предельно драматических ситуациях, исследуя нравственную сущность человека, его духовные возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести В. Быкова " Дожить до рассвета". Тема : "В жизни всегда есть место подвигу"»
Урок литературы по повести В. Быкова «Дожить до рассвета».
Тема: « В жизни всегда есть место подвигу».
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните, о тех, кто уже не придёт никогда…
Р. Рождественский.
Ход урока.
Учитель: На войне как на войне. Такая расхожая фраза. А за ней… Кровь и смерть, боль от потери близкого человека и страх за свою жизнь; мужество сильного и бесславная гибель слабого; фронтовое везение и случайная пуля; солдатская дружба, когда ешь из одного котелка и спишь, укрывшись одной шинелью, и немыслимое предательство – все это на войне, и об этом в повестях В. Быкова.
Главный герой его повести «Дожить до рассвета» Ивановский недостаточно знал тех людей, с которыми отправлялся в глубокий тыл к немцам, и с которыми, как сам думал «придется вскоре поделить славу или смерть, но выбора у него не было. «Разумеется, было бы лучше отправиться на такое дело с хорошо знакомыми, испытанными в боях людьми. Но где они – эти хорошо знакомые и испытанные? Теперь трудно уже и вспомнить все деревеньки, погосты, все лески и пригорки, где в братских и одиночных могилах погребенные, а то просто ненайденные, пооставались они, его батарейцы». А сейчас перед лейтенантом Ивановским настороженно замер коротенький строй бойцов. Кто же они эти люди? Зачитайте портретные характеристики бойцов? (Кадровик сержант Лукашов – плотный, молчаливый увалень, настоящий трудяга – пехотинец и т.д. стр. 347).
Учитель:Расскажите, о той задаче, которую поставил перед бойцами Ивановский? (перейти линию фронта, найти базу с боеприпасами и взорвать ее).
Холодная зимняя ночь. В глубоком снегу, гуськом, не отставая друг от друга, ползут десять человек. Внезапно открытая степь озаряется ярким светом вспыхнувшей ракеты. Десять человек вжались в снег, замерли. Лейтенант изо всех сил вглядывается в черно-белую путаницу ветвей небольшого кустарника…
Зачитайте, как описывает В. Быков переход бойцов через линию фронта. («Нет, ракета пошла в прежнем направлении, на ту сторону поймы. С 358-359). Обратите внимание на художественные средства, которые использует писатель для создания эмоционально напряжённой обстановки. Кто виноват в том, что Ивановский с бойцами не сумел незамеченным перейти линию фронта? Можно ли строго судить его за это? Расскажите, о первых потерях маленького отряда. Как переживал гибель бойцов лейтенант? («Спасибо вам, дорогие бойцы, - растроганно думал Ивановский, лежа на снегу и в одышке хватая ртом воздух. Первая плата за его успех была внесена… Как бы то ни было, светлая тебе память, боец Шелудяк, посланный на верную гибель, хотя в этот момент с какой-то подспудной завистью лейтенант думал, что в жизнь…»).
Учитель: Лейтенант Ивановский знает, что «война удивительно слепа к людям и далеко не по заслугам распоряжается их жизнями. Скольких уже он потерял навсегда за это время войны, думалось, пора бы уже и привыкнуть к самим потерям и свыкнуться с сознанием их неизбежности. Но, как ни привыкал, нет – нет да и находило на него такое отчаяние, что, казалось, лучше бы подставил под ту роковую пулю собственную голову, какой дорогой она ни была, чем навсегда укладывать в могильную глубь близкого тебе человека. «А своего лучшего друга, разведчика Волоха, он даже не смог закопать…»
Где, при каких жизненных обстоятельствах произошло фронтовое знакомство капитана Волоха и лейтенанта Ивановского? Что сближает этих людей? Как вы думаете, почему лейтенант Ивановский добивался сложного задания – перейти линию фронта и взорвать склад боеприпасов? Как вы считаете, почему в повести происходит слияние двух временных пластов? (Ивановский вспоминает то, что происходило с ним, капитаном Волохом, Фихом и другими бойцами в окружении. Затем опять действие переходит к настоящим событиям и т.д.)
Учитель: На войне как войне… Маленький отряд случайно наталкивается на немцев. Теперь среди бойцов тяжело раненный Хакимов. Какое решение по отношению к нему принимает Ивановский? Как его это характеризует? (Долг командира и человека властно диктовал ему, что судьба этого несчастного, пока он жив, не может быть выделена из их общей судьбы». Они должны сделать для него все, что сделали бы для себя. Это было законом для разведчиков Волоха, таким оно останется и в группе Ивановского).
Учитель: Итак, маленький отряд почти у цели. Закончилась многочасовая гонка на лыжах, когда все было подчиненно мысли : «Вперед! Быстрей! Успеть за ночь пройти нелегкий путь в тылу врага! Не отдыхать, не разговаривать! Вперед!». Теперь только шоссе отделяет бойцов от места расположения базы с боеприпасами. Почему, отправляясь на разведку, Ивановский взял с собой именно Пивоварова? С какой целью он это сделал?
Какое новое испытание выпало на долю Ивановскому, когда он добрался с Пивоваровым до того места, где раньше была база? («Базы не было. В сосняке на пригорке не было ни часовых, ни собак…стр 412).
Какие мысли терзали лейтенанта? (« В его смятенном сознании застряла и не хотела покидать упрямая, протестующая мысль… стр. 413. Он не мог отделаться от чувства какой-то своей вины….)
Почему Ивановский решает, отправив отряд назад, сам остаться с Пивоваровым и продолжать поиски пропавшей базы?
Учитель:Пивоваров и Ивановский? Что общего оказалось между этими, на первый взгляд, такими разными людьми? Вспомните их разговор о прошедшем детстве? Что мы узнаем о детских годах Ивановского? (Впервые здесь названо имя героя повести – Игорь.) Как вы считаете, почему вдруг автор начал рассказывать о довоенной жизни лейтенанта? О людях, которые были ему близки? (отец, Митяев, Янина.)
Учитель: Тяжело раненный Ивановский отправляет своего последнего бойца Пивоварова в село, в котором ночью они напоролись на немцев. Находясь в полузабытьи, Ивановский напряженно вслушивается, и вдруг ночную тишину нарушает автоматную очередь. «Мертвея от скверного предчувствуя, Ивановский перестал дышать, вслушался, но никакого сомнения не оставалось – стреляли оттуда, откуда приволоклись они ночью, и куда ушел Пивоваров». Лейтенант принимает решение – «прежде, чем умереть самому, он должен убедиться, что где-нибудь в этом поле не лежит, истекая кровью, его Пивоварчик». И раненый Ивановский, закусив до крови губы, медленно шаг за шагом идет по следам своего бойца. И видит далеко впереди, что-то необычное. Это был он, его последний боец, его Пивоварчик. Он неподвижно лежал в разодранном маскхалате, без шапки, с обсыпанной снегом стриженой головой, раскинутыми ногами. Доковыляв до бурьяна, Ивановский выронил из рук винтовку и упал рядом с бойцом. Озябшими пальцами он схватил его голову, приподнял…
- Что же они с тобой сделали? Что они сделали? – стыл на его губах недоуменный вопрос …(стр 467)».
Учитель: Ночь. И белый снег кругом, окрашенный в красное там, где лежит расстрелянный в упор молодой боец Пивоваров. Его бездыханное тело обнимает, то и дело теряя сознание, двадцатидвухлетний лейтенант Ивановский. Он найдет в себе нечеловеческие силы встать, оторваться от своего последнего бойца. Он сделает первый шаг в сторону виднеющейся вдалеке дороги и пойдет туда, припадая на раненую ногу. И будет идти до тех пор, пока не упадет, чтобы уже не встать. Но и упав в снег, Ивановский будет помнить, что он должен «умереть не напрасно, надо дожить до рассвета, выстоять перед дьявольской стужей этой роковой ночи». Теряя последние силы, примерзая простреленной грудью к земле, лейтенант будет ползти и ползти к злополучному шоссе, что бы там «сделать последний взнос для Родины во имя солдатского долга. Другие, покрупнее взносы перепадут другим. Будут, наверно, и огромные базы, и надменные прусские генералы, и злобные эсэсовцы. Ему же выпали обозники. С ними он столкнется в своем последнем бою. Но он должен столкнуться – за себя, за Пивоварова, за погибших при переходе передовой Шелудяка, Кудрявца. За капитана Волоха и его разведчиков. Да мало ли еще за кого… И он зубами вырвал из рукоятки тугое кольцо чеки…» По шоссе в предрассветном тумане ехала обозная повозка с двумя немцами. Лейтенант дожил до рассвета, дожил до того часа, когда Родина приняла от него последний взнос в общее дело.
Во имя чего же погиб лейтенант Ивановский? ( Он разумеется исчезнет, теперь ему уже оставались считанные секунды, за которыми последует Вечное Великое Успокоение. В его положении это было заманчиво, так разом освобождало его ото всех страданий. Но останутся жить другие. Они победят, им отстаивать эту зеленую счастливую землю, дышать полной грудью, работать, любить. Но кто знает, не зависит ли их великая судьба от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода, лейтенант Ивановский…)
Почему В. Быков в своих произведениях о войне не изображает крупномасштабные сражения, героические вылазки партизан (вспомним прочитанные повести «Обелиск», «Сотников», «Пойти и не вернуться»), а останавливается на каких-то частных эпизодах войны? Почему, как вы думаете многие герои Быкова: Сотников, Ивановский, Мороз погибают? Что ценит в своих героях писатель? Что объединяет лейтенанта Ивановского с Сотниковым и учителем Морозом? Как вы понимаете слова М. Горького, взятые в качестве темы для сегодняшнего урока: « В жизни всегда есть место подвигу»? Совершают ли подвиги герои Быкова? Как сами они оценивают свою жизнь – Ивановский, Сотников, Мороз? В чем видят они смысл своей жизни?
На войне как на войне. Такая расхожая фраза. А за ней….