Введение (1 ч.). Становление читателя. Литература художественная и неху-дожественная. Роль художественной литературы в жизни человека. Раздел 1. Пролетая над снами… ( ч.). Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. Для текстуального изучения. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе. А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями. Для обзорного изучения. А.С. Пушкин «Песни западных славян». А.П. Чехов «Страшная ночь». Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести. Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художе-ственного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка. Раздел 2. Сказки для взрослых ( ч.). «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых. Для текстуального изучения. В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»). Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. Для обзорного изучения. Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви. М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении. В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. Теория литературы. Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе». Раздел 3. Следы во времени ( ч.). Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса. Для текстуального изучения. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса. Для обзорного изучения. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле. Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). Эпос разных народов. Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас». Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала». Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. Теория литературы. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола. Раздел 4. Открывая мир вокруг (20 ч.). Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни. Для текстуального изучения. А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский». И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк». Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ соб-ственных переживаний автора в рассказе. К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои. Для обзорного изучения. М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни. А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе. О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще. Теория литературы. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании. Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы… (10 ч.). Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического. Для текстуального изучения. И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Для обзорного изучения. Эзоп. Басни. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей». И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола». Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии. Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы). Теория литературы. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического. Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч.). Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. Для текстуального и обзорного изучения. С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся. Теория литературы. Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение. Обобщение (1 ч.). Мир твоей литературы. Развитие речи. 1) Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста. 2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге. 3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев. 4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору). Чтение и изучение произведений – ч. Развитие речи – ч. Критерии оценивания предметных результатов Критерии оценки письменных развернутых ответов Баллы Критерии оценки «5» Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи «4» Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено «2» Коммуникативная задача не решена ввиду недостаточного объема знания текста. Критерии оценки устных ответов (монолог, диалог) Оценки Коммуникативное взаимодействие Правильность речи «5» Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Лексика адекватна ситуации, редкие ошибки не мешают коммуникации. «4» Коммуникация затруднена, речь учащегося неоправданно паузирована Ошибки заметно влияют на восприятие речи учащегося. «3» Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. Учащийся делает большое количество грубых ошибок. Критерии оценки метапредметных результатов при выполнении проекта Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Критерии оценивания смыслового чтения. Для того, чтобы проанализировать текст, обучающемуся нужно определить: • какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет; • в чем основной смысл книги; • на какие смысловые или структурные части она подразделяется; • какие основные проблемы автор стремиться решить. Критерии оценки личностных результатов. Проводится 1 раз в год (в начале года в форме эссе на тему «Зачем мне художественная книга?» |