Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и навыков, на развитие самостоятельности учебных действий,– неизбежно влекут за собой и изменение систем контроля и оценивания.
Система литературного образования в средней школе переживает переломный момент, обусловленный глубокими структурными изменениями в общественной жизни, экономике страны, а также в самой базовой парадигме научного знания. Все эти факты оказывают свое влияние на выработку новых концепций литературного образования в целом и на формирование новых учебных программ, создание новых учебников, использование новейших средств обучения. Меняются приоритеты в преподавании литературы, создаются новые образовательные стандарты, и, следовательно, должна меняться система оценки результатов обучения. Поэтому ЕГЭ имеет ряд сложностей. Экзаменуемый должен знать не только информацию о писателях и произведениях, но и проводить ассоциации, самостоятельно находить отдельные элементы художественной формы в тексте произведения, давать развернутый ответ в жанре сочинения.
Работа по подготовке к экзамену трудоемкая и интересная. Конечно, ребята, выбирающие экзамен по литературе, довольно начитаны, любят предмет. Начинаем обычно с литературоведческих понятий: они необходимы при выполнении первой части теста и написании сочинения. Учимся находить в тесте тропы, определять стихотворный размер, проникаем в тонкости строфики и фонетического строя стиха. Нельзя оставить без внимания и понятие «авторская позиция в литературном произведении». Важно помнить: хорошее владение литературоведческими понятиями и умение выделять авторскую позицию – это два основных требования, предъявляемых к выполнению части С в тестах по литературе.
Специальное внимание на экзамене уделяется сквозным темам и мотивам произведений русских писателей, так как это проверяет умение видеть широкий контекст, историко – культурную перспективу, представлять, что такое литературный процесс. Во время подготовки группируем произведения. Вот несколько примеров.
Например, мотив дороги. Дорога – это древний образ – символ. В языке выражение «жизненный путь» - пространство – временная метафора. Дорога символизирует жизнь в ее развитии. Мотив дороги в литературе может быть связан с темой путешествия. В качестве примера приводим произведения. Н.В. Гоголь «Мертвые души», где Русь – тройка и другие многочисленные метафоры связаны с дорогой и относятся к отдельному человеку и ко всему человечеству. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение панорамы русской жизни.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». У путников есть конкретная цель, это организует произведение, не дает ему распадаться на части.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Образ дороги приобретает множество конкретно – бытовых реалистических черт. Сильнее связывается с темой родины, природы. Не теряя при этом своего символистического значения. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу». Романтическое неприятие героем своего пути как бремени.
А.А. Блок «Россия», поэма «Двенадцать». Актуальна тема кривых дорог, связанных с катаклизмами природы, которые в свою очередь символизируют катаклизмы социальные.
Таким образом, композиционное значение образа дороги очевидно: дорожный сюжет позволяет писателю «нанизывать» друг на друга множество разнообразных жизненных впечатлений.
Изображение Петербурга в произведениях русских писателей.
Традиция изображения Петербурга идет от А.С. Пушкина «Медный всадник». Продолжают традиции Н.В. Гоголь (Петербургские повести),
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.А. Некрасов «О погоде».В отличие от Пушкина и Гоголя Достоевский больше тяготеет к очерково – бытописательской стороне изображения города. Это объясняется влиянием «натуральной школы», появившейся после Гоголя. Это роднит Достоевского и Некрасова (например, сцена избиения лошади во сне Раскольникова и поэме «О погоде»). Образ Петербурга представляется не только как средоточие социально – экономических проблем всей тогдашней России, но и как заколдованное место, «миражный» город. В самом деле это символ России, где все российские несобранности представлены в концентрированном виде.
Таким образом, для писателей становятся общими такие мотивы и средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жанровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетение соответствующих эмоций. Эту традицию продолжили и символисты:
А. Блок, А.Белый.
В заключение мы обращаем внимание именно на связь самого разнородного материала. Важная задача экзаменуемого – научиться оптимально использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы она работала с наибольшим коэффициентном полезного действия. Именно поэтому мы подчеркиваем, что одна и та же информация может пригодиться и для выполнения заданий части В и С.
За помощью можно обратиться к учебникам по литературе разных авторов, а также справочникам.
Например, Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература.- М.: Дрофа, 2007
В мире литературы. Под ред А.Г. Кутузова.- М.: Дрофа. 2001
Справочник по литературе. Е. Амелина.- Ростов н/Д: Фенис.2014
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговой аттестации по литературе »
Подготовка к итоговой аттестации по литературе
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и навыков, на развитие самостоятельности учебных действий,– неизбежно влекут за собой и изменение систем контроля и оценивания.
Система литературного образования в средней школе переживает переломный момент, обусловленный глубокими структурными изменениями в общественной жизни, экономике страны, а также в самой базовой парадигме научного знания. Все эти факты оказывают свое влияние на выработку новых концепций литературного образования в целом и на формирование новых учебных программ, создание новых учебников, использование новейших средств обучения. Меняются приоритеты в преподавании литературы, создаются новые образовательные стандарты, и, следовательно, должна меняться система оценки результатов обучения. Поэтому ЕГЭ имеет ряд сложностей. Экзаменуемый должен знать не только информацию о писателях и произведениях, но и проводить ассоциации, самостоятельно находить отдельные элементы художественной формы в тексте произведения, давать развернутый ответ в жанре сочинения.
Работа по подготовке к экзамену трудоемкая и интересная. Конечно, ребята, выбирающие экзамен по литературе, довольно начитаны, любят предмет. Начинаем обычно с литературоведческих понятий: они необходимы при выполнении первой части теста и написании сочинения. Учимся находить в тесте тропы, определять стихотворный размер, проникаем в тонкости строфики и фонетического строя стиха. Нельзя оставить без внимания и понятие «авторская позиция в литературном произведении». Важно помнить: хорошее владение литературоведческими понятиями и умение выделять авторскую позицию – это два основных требования, предъявляемых к выполнению части С в тестах по литературе.
Специальное внимание на экзамене уделяется сквозным темам и мотивам произведений русских писателей, так как это проверяет умение видеть широкий контекст, историко – культурную перспективу, представлять, что такое литературный процесс. Во время подготовки группируем произведения. Вот несколько примеров.
Например, мотив дороги. Дорога – это древний образ – символ. В языке выражение «жизненный путь» - пространство – временная метафора. Дорога символизирует жизнь в ее развитии. Мотив дороги в литературе может быть связан с темой путешествия. В качестве примера приводим произведения. Н.В. Гоголь «Мертвые души», где Русь – тройка и другие многочисленные метафоры связаны с дорогой и относятся к отдельному человеку и ко всему человечеству. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение панорамы русской жизни.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». У путников есть конкретная цель, это организует произведение, не дает ему распадаться на части.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Образ дороги приобретает множество конкретно – бытовых реалистических черт. Сильнее связывается с темой родины, природы. Не теряя при этом своего символистического значения. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу». Романтическое неприятие героем своего пути как бремени.
А.А. Блок «Россия», поэма «Двенадцать». Актуальна тема кривых дорог, связанных с катаклизмами природы, которые в свою очередь символизируют катаклизмы социальные.
Таким образом, композиционное значение образа дороги очевидно: дорожный сюжет позволяет писателю «нанизывать» друг на друга множество разнообразных жизненных впечатлений.
Изображение Петербурга в произведениях русских писателей.
Традиция изображения Петербурга идет от А.С. Пушкина «Медный всадник». Продолжают традиции Н.В. Гоголь (Петербургские повести),
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.А. Некрасов «О погоде».В отличие от Пушкина и Гоголя Достоевский больше тяготеет к очерково – бытописательской стороне изображения города. Это объясняется влиянием «натуральной школы», появившейся после Гоголя. Это роднит Достоевского и Некрасова (например, сцена избиения лошади во сне Раскольникова и поэме «О погоде»). Образ Петербурга представляется не только как средоточие социально – экономических проблем всей тогдашней России, но и как заколдованное место, «миражный» город. В самом деле это символ России, где все российские несобранности представлены в концентрированном виде.
Таким образом, для писателей становятся общими такие мотивы и средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жанровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетение соответствующих эмоций. Эту традицию продолжили и символисты:
А. Блок, А.Белый.
В заключение мы обращаем внимание именно на связь самого разнородного материала. Важная задача экзаменуемого – научиться оптимально использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы она работала с наибольшим коэффициентном полезного действия. Именно поэтому мы подчеркиваем, что одна и та же информация может пригодиться и для выполнения заданий части В и С.
За помощью можно обратиться к учебникам по литературе разных авторов, а также справочникам.
Например, Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература.- М.: Дрофа, 2007
В мире литературы. Под ред А.Г. Кутузова.- М.: Дрофа. 2001
Справочник по литературе. Е. Амелина.- Ростов н/Д: Фенис.2014
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(258) "Эссе "Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ)""
["seo_title"] => string(159) "essie-formy-i-mietody-raboty-po-podghotovkie-uchashchikhsia-k-novym-vidam-itoghovoi-attiestatsii-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie-v-9-i-11-klassakh-gia-i-iege"
["file_id"] => string(6) "342233"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1472984418"
}
}