Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 МО г. Саяногорск
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы
Доклад
Автор:
учитель русского языка
и литературы
Куриленок Ирина Анатольевна
Саяногорск, 2017
1. Что значит быть патриотом?
2. Хотел бы ты защищать Родину? Готов ли ты на подвиг во имя Родины?
3. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?
Ответы детей на вопросы анкеты противоречивые. Такая позиция подрастающих россиян не может не тревожить, потому что именно им возрождать и развивать истинные ценности, бороться за будущее России, именно им предстоит строить нашу, свою жизнь, жизнь страны. Но часто в патриотическом воспитании школа остается один на один с детьми, а самые главные воспитатели - родители – предпочитают не проявлять активности. Психологи считают патриотические чувства врожденными, данными человеку от природы. Потребность детского сердца любить свою страну совпадает с задачами воспитания – растить гражданина и патриота России.
Патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. «Книга, - по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место».
Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты.
Все народы мира воспитывают у детей национальное достоинство, уважение к своей истории, к своей культуре. Мы не исключение. Произведения, питающие в детском сердце любовь к своей стране, есть во всех жанрах. Для зарождения этого чувства очень важны самые первые, еще на бессознательном уровне, впечатления. Небольшими порциями, постоянно к месту и ко времени входят в духовный мир детей произведения классиков, поэтов, писателей.
В народном фольклоре, в детской литературе можно найти много хороших примеров, которые питают детское сердце любовью и благодарностью к защитникам Отечества. Например, русская народная сказка «Никита Кожемяка».
Благодаря вопросам учителя, ребенок легко перескажет сказку и воспримет её ИДЕЮ – какая это радость быть защитником родной земли:
1. Почему Никиту прозвали Кожемяка? (Он мял, выделывал кожи).
2. Почему Никита сначала не соглашался воевать со змеем? (Он не солдат, не воин и боялся, что не одолеет чудовище).
3. Почему Никита все же пошел на змея? (К нему пришли девочки-сиротки и плачут: «Подрастем мы и всех нас по очереди змей поедать станет», Жалко Никите стало сироток, да и за землю русскую стало обидно).
4. Почему Никита, сразив змея, отказался от награды? (Не ради награды он бился…)
Поразмышляйте с детьми: а все-таки у Никиты есть награда – это радость, что защитил детей. Поясните эту мысль на примере из детской жизни: как приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов и за это тебя уважают.
Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повесть временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слова о полку Игореве».
К.И.Чуковский советовал использовать в вопросах патриотического воспитания былины. В русских былинах нет подробностей описания убийств. Но зато подробно и любовно описывается дружество и братание; даже там, где описан бой, нет упоения кровью. Русские богатыри – бессребреники: раздавали злато-серебро нищей братии, сиротам бесприютным. А сами они люди ласковые, даже нежные. Русские богатыри ценили свою честь и никогда не били пленных, безоружных. Все это дает основание для вывода, что былина – великолепное средство воспитания мужского характера, сочетающего в себе силу и щедрость, доброту и отвагу.
Сказки К.Паустовского дышат любовью к России, он трепетно рассказывает о её защитниках – солдатах и офицерах. В сказке «Дремучий медведь» общий любимец пастушок Петя – младший сын погибшего солдата. В сказке «Стальное колечко» Варюше подарили волшебное колечко саперы, которых она угостила дедушкиной махоркой.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
При изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. При анализе текста ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Литературные произведения, изучаемые в школе - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне. Анализируя их, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни» говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале. (Роман Бондарева «Берег».) Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, и в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий, сдавленный крик мальчишки – немца: «Мама!» (Закруткин «Матерь человеческая»).
В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».
С помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения, формируется бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, терпимость.
Список использованной литературы
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
2. Круглова Т.Н. Что нужно делать, чтобы дети росли патриотами// Волгоград: Учитель, 2008. –С.143
3. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
5.Суходольская С.А Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007, с 69(4)