kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Олимпиада  по литературе  составлена для учащихся 10 классов. Задания способствуют выявлению и развитию творческих способностей учащихся, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности.

   Предлагаемые олимпиадные задания призваны помочь учащимся проверить и оценить свои знания, качественно подготовиться к следующему туру олимпиад.  Эти задания можно использовать на школьном этапе и на дополнительных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год»

Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

1.Знание текстов художественных произведений.


    1. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

И.С. Тургенев
"Отцы и дети"

 

Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.

И.А. Гончаров
"Обломов"

 

Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

Н.С. Лесков "Очарованный странник"

 

... отвернув воротник балахона, показал ... все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

И.С. Тургенев "Отцы и дети"

 

2.Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.

    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

    2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

2.Знание истории литературы.



  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер

  2. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите название журнала.

  3. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина?

а) «Московские Ведомости»

б) «Полярная звезда»

в) «Колокол»

г) «Вестник Европы»

4. Были ли знакомы А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов?

 5. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.


3. Знания теории литературы.

  1. Назовите литературоведческие термины по его толкованию:

  1. Вид тропа, художественно обоснованное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Б. Элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

  1. Созвучие окончаний стихов.

Г. Двусложный размер стиха, в котором первый слог ударный, а второй – безударный.

  1. Какой художественный прием использует Ф. Тютчев в следующих строках:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

  1. Четвертое «лишнее»

А. Метафора, завязка, кульминация, развязка

Б. Драма, эпилог, комедия, трагедия

  1. Строфа из 14 строк 4-стопного ямба? Как называется?

  2. Определите изобразительно-выразительные средства языка

а) Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче бы не было в мире гвоздей. ( Н. Тихонов)

б) Добродушная свирепость.

в) Философ в осьмнадцать лет.

г) Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

6. Соотнесите названия стихотворений А. С. Пушкина и поэтические жанры.

1) элегия а) «На холмах Грузии»

2) послание б) «Вольность»

3) эпиграмма в) «И. И. Пущину»

4) ода г) «Песнь о вещем Олеге»

5) песнь д) «На Воронцова»

4.Литература и другие виды искусства.


1. Назовите музыкальные инструменты, на которых играл А. С. Грибоедов.

2. Какие стихи М. Ю. Лермонтова были положены на музыку?

3.Назовите художников, написавших наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

4.Назовите кинофильмы, созданные по произведениям Н. В. Гоголя.



5.Анализ поэтического текста.

Ф.И. Тютчев

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.



То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.



Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

1830 год.









Ответы.

    1.Знание текстов художественных произведений.

1.

Максимальное количество баллов – 4 б. (автор, название - 0,5б и герой -0,5б)


1.

И. А. Гончаров "Обломов"

Обломов

2.

Н.С. Лесков "Очарованный странник"

Флягин

3.

И.А. Гончаров "Обломов"

Штольц

4.

И.С. Тургенев "Отцы и дети"

Базаров


2. Максимальное количество баллов – 3 б. (автор, название по 0,5б)

2.1 Н.В. Гоголь «Шинель»

2.2 Н.В. Гоголь «Мертвые души»

2.3 А.Н. Островский «Гроза»


2.Знание истории литературы.

1.

Максимальное количество баллов – 2 б.

1. А.Н. Островский

2. «Современник»



3. Максимальное количество баллов – 1 б.

г) «Вестник Европы»


4. Максимальное количество баллов – 2б.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? – нет.

Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов? – да.


5.  Максимальное количество баллов – 5 б.


Таганрог - А.П. Чехов, Овстуг - Ф.И. Тютчев, Симбирск - И.А. Гончаров, Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев, Спас-Угол - М.Е. Салтыков-Щедрин.


3. Знания теории литературы.

1. Максимальное количество баллов – 4 б.

А. Гипербола

Б. Кульминация

В. Рифма

Г. Ямб

2. Максимальное количество баллов – 1б.

Олицетворение

3. Максимальное количество баллов – 2 б.

А-метафора, Б-эпилог

4. Максимальное количество баллов – 1 б.

«онегинская строфа» всего

5. Максимальное количество баллов – 4 б.

а) – аметафора; б) – аксюморон; в) – ирония; г) - литота


6. Максимальное количество баллов – 5 б.

1) элегия - а)

2) послание - в)

3) эпиграмма - д)

4) ода - б)

5) песнь - г)

4.Литература и другие виды искусства.


1. Максимальное количество баллов – 3 б.

Орган, флейта, фортепиано.

2. Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить, т. к. музыкальных произведений много)

«Молитва»,1829;
Парус («Белеет парус одинокий»), 1832
«Нет, не тебя так пылко я люблю», 1841
«Выхожу один я на дорогу», 1841
Утес («Ночевала тучка золотая»), 1841

3. Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить)


Художники, написавши наиболее известные портреты М. Ю. Лермонтова - П.Е. Заболотский, М.Ю. Лермонтов (автопортрет),А.И. Клюндер, Д.П. Пален,

К.А. Горбунов,Ф.О. Будкин и А. С. Пушкина – В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Е. Гейтман, П. Ф. Соколов, Томас Райт.


4.Максимальное количество баллов – 5 б.( если учащийся напишет больше, то баллы можно добавить, т. к. кинофильмов много)

«Ревизор», «Женитьба», «Шинель», «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Нос», «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.


5.Анализ поэтического текста. (Максим. 25 баллов)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год

Автор: Смолякова Анна Николаевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Анализ олимпиадных работ по предметам гуманитарного цикла за 2016-17 учебный год."
    ["seo_title"] => string(80) "analiz_olimpiadnykh_rabot_po_priedmietam_ghumanitarnogho_tsikla_za_2016_17_uchie"
    ["file_id"] => string(6) "361273"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479758911"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях "
    ["seo_title"] => string(148) "riezul-tativnost-olimpiadnogho-dvizhieniia-kak-opriedieliaiushchaia-komponienta-razvitiia-odariennosti-obuchaiushchikhsia-v-priedmietnykh-oblastiakh"
    ["file_id"] => string(6) "232572"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442859970"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие по математике "День точности" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-matiematikie-dien-tochnosti"
    ["file_id"] => string(6) "136542"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417115759"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства