kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 8 класса (школьный тур)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 8 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе для учащихся 8 класса (школьный тур)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2023–2024 уч. г.

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС)

Инструкция по выполнению работы

Олимпиадная работа состоит из двух частей, которая включает 27 заданий.

Ответами к заданиям является слово (несколько слов), цифра (последовательность цифр) или буква.

Задания части 2 выполняются на основе текста.

На выполнение олимпиадной работы по литературе отводится 120 минут.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

14. [По1 баллу за верный ответ]

Узнайте героя русской литературы (на иллюстрации – стоит).



















А. Напишите его имя.

Б. Напишите его отчество.

В. Напишите его фамилию.

Г. Назовите автора произведения, в котором действует этот персонаж.


5. [2 балла] Продолжите ряд.

Пётр Андреевич, Иван Кузьмич, Мария Ивановна, Алексей Иванович, Василиса…

а) Ивановна б) Петровна в) Прекрасная г) Егоровна д) Премудрая



6. [5 баллов]

Узнайте жанры произведения по фрагментам текста. Установите соответствие:

1) народная волшебная сказка

А) В тот же год восстали волхвы в Суздале; по дьяволь- скому наущению и бесовскому действию избивали старшую чадь, говоря, что они держат запасы. Был мятеж

великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили.

2) летопись

Б) Была та смутная пора, Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.

Суровый был в науке славы Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый Задал ей шведский паладин.

3) баллада

В) И, взяв меч, называемый Агриковым, пришёл он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твёрдо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в своё естественное обличье, затрепетал и умер, и обрызгал он блаженного князя Петра своей

кровью.

4) поэма

Г) Тут они снова сошлись. Чудо-юдо ударил, вогнал Ивана – коровьего сына по колена в сырую землю, а Иван – коровий сын ударил, снёс ему остальные три

головы; туловище разрубил и в речку побросал, а шесть голов сложил под калиновый мост.

5) древнерусская повесть

Д) Сердце Лоры замирает; Смотрит робко на утёс.

Звучно к бездне восклицает Паладин: «Я дань принёс».

В бездне звуки отразились; Отзыв грянул вдоль реки;

Вдруг… из бездны появились Две огромные руки.

К ним приблизил рыцарь сына… Цепенеющая мать,

Возопив, у паладина

Жертву бросилась отнять


Ответ:

1

2

3

4

5







7. [3 балла] Узнайте отечественного писателя.

Работал литейщиком, инженером-электротехником и мелиоратором. Был участником Гражданской войны, военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны. В 1940–50-х годах публиковались в основном

его сказки.


А. Напишите его имя.

Б. Напишите его отчество.

В. Напишите его псевдоним, под которым он широко известен.


8. [4 балла] Установите соответствия между портретом автора и иллюстрацией к его произведению.


1)


А)

2)

Б)


3)

В)

4)

Г)

Ответ:

1

2

3

4







9. [5 баллов] Соотнесите изображение персонажа и жанр произведения.

1)

2)


3)

4)

5)

А) русская народная сказка

Б) юмористический рассказ

В) житие

Г) былина

Д) фэнтези

Ответ:

1

2

3

4

5







10. [1 балл] Определите жанр произведения по его фрагменту.

Что же мигом пред собою Видит Ольга? чудо! страх! Латы всадника золою

Все рассыпались на прах:

Голова, взгляд, руки, тело – Всё на милом помертвело, И стоит уж он с косой,

Страшный остов костяной.

А) литературная сказка Б) ода

В) баллада Г) элегия

11. [2 балла] Этот продукт деятельности небольшого существа отечественные

поэты сравнивали с вуалью, фатой, гамаком, неводом, а также считали символом скуки. Ответьте существительным женского рода в начальной форме.


Часть 2


12-27. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Владимир Владимирович Набоков (1899–1977)

ИСХОД

    1. Муза, с возгласом, со вздохом шумным,

    2. у меня забилась на руках.

    3. В звёздном небе, тихом и безумном,

    4. снежный поднимающийся прах

    5. очертанья принимал, как если

    6. долго вглядываться в облака:

    7. образы гранитные воскресли,

    8. смуглый купол плыл издалека.

    9. Через Млечный Путь бледно-туманный

    10. перекинулись из темноты

    11. в темноту – о, муза, как нежданно! –

явственные невские мосты.

  1. И, задев в седом и синем мраке

  2. исполинским куполом луну,

  3. скрипнувшую как сугроб, Исакий

  4. медленно пронёсся в вышину.

  5. Словно ангел на носу фрегата,

  6. бронзовым протянутым перстом

  7. рассекая звёзды, плыл куда-то

  8. Всадник, в изумленье неземном.

  9. И по тверди поднимался тучей,

  10. тускло озарённой изнутри,

  11. дом; и вереницею текучей

  12. статуи, колонны, фонари

  13. таяли в просторах ночи синей,

  14. и, неспешно догоняя их,

  15. к Господу несли свой чистый иней

  16. призраки деревьев неживых.

  17. Так проплыл мой город непорочный,

  18. дивно оторвавшись от земли.

  19. И опять в гармонии полночной

  20. только звёзды тихие текли.

  21. И тогда моя полуживая

  22. маленькая муза, трепеща,

  23. высунулась робко из-за края

  24. нашего широкого плаща.

(1924)

13. [1 балл] Назовите стихотворный размер этого текста. А) пятистопный хорей

Б) шестистопный ямб

В) четырёхстопный анапест

Г) трёхстопный дактиль

  1. [1 балл] Рифмовка в этом стихотворении

А) парная

Б) перекрёстная

В) охватная

Г) кольцевая

  1. [1 балл] «Мой город» в стихотворении – это

А) Петербург

Б) Вологда

В) Ленинград

Г) Берлин

16. [2 балла] Выпишите из строк 13–20 архаизм в той форме, в которой он употреблён в стихотворении.

  1. [1 балл] В каком значении употреблено слово «твердь» в строке 21?

А) земля

Б) небо

В) суша

Г) вода

  1. [2 балла] Напишите фамилию автора стихотворения, написанного почти за сто лет до набоковского тем же размером. Герой этого стихотворения слышит разговор звёзд.

  2. [2 балла] Выпишите из стихотворения слово со значением «череда, цепочка» в той форме, в которой оно встретилось в тексте.

  3. [1 балл] С сугробом в стихотворении сравнивается

А) Исакий

Б) Всадник

В) луна

Г) мост

  1. [1 балл] С фигурой ангела в стихотворении сравнивается

А) Исакий

Б) Всадник

В) луна

Г) фрегат

  1. [1 балл] С тучей в стихотворении сравнивается

А) дом

Б) мост

В) статуя

Г) Всадник

23. [1 балл] Как называется явление, наблюдаемое на границах строф (строки 45, 2425)?

А) перенос (анжамбеман)

Б) эпифора

В) метафора

Г) сдвиг

24. [2 балла] Выпишите из стихотворения сложное прилагательное в той форме, в которой оно встретилось в тексте.

25. [2 балла] О каком соборе идёт речь в стихотворении?


1)

2)

3)







  1. [2 балла] Какая фраза точнее других отражает смысл названия?

А) Лирический герой покидает родной город.

Б) Лирический герой исходит вдохновением.

В) Смысл творчества – в создании образа; воспоминание о родном городе и превращение его в образ даёт стимул к творчеству.

Г) Творчество невозможно вне родины.

  1. [2 балла] Какие два определения не являются эпитетами?

А) смуглый купол

Б) снежный прах

В) безумное небо

Г) непорочный город

Д) протянутый перст

Е) неземное изумленье





















Ключи

1-4

А. [1 балл] Напишите его имя.

Ответ: Степан.

Б. [1 балл] Напишите его отчество.

Ответ: Парамонович.

В. [1 балл] Напишите его фамилию.

Ответ: Калашников.

Г. [1 балл] Назовите автора произведения, в котором действует этот персонаж.

Ответ: М.Ю. Лермонтов

5. г [2 балла]

6. [5 баллов]

Критерии оценки: 1 балл за каждую верную пару.

7.

А. [1 балл] Напишите его имя.

Ответ: Андрей.

Б. [1 балл] Напишите его отчество.

Ответ: Платонович.

В. [1 балл] Напишите его псевдоним, под которым он широко известен.

Ответ: Платонов.

8.

Критерии оценки: 1 балл за каждую верную пару. Всего 4 балла.

Ответ:

1

2

3

4

В

Б

Г

А


9. [5 баллов]

1

2

3

4

5

Б

В

Д

А

Г

Критерии оценки: по 1 баллу за каждое верно установленное соответствие.


10. В [1 балл]

11. паутина [2 балла]

12-27:

13. А [1 балл]

14. Б [1 балл]

15. А [1 балл]

16. перстом [2 балла]

17. Б [1 балл]

18. Лермонтов [2 балла]

19. вереницею [2 балла]

20. В [1 балл]

21. Б [1 балл]

22. А [1 балл]

23. А [1 балл]

24. бледно-туманный [2 балла]

25. 1 [2 балла]

26. В [2 балла]

27. Б, Д [2 балла]


Итого: 48 баллов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 8 класса (школьный тур)

Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Дата: 19.11.2023

Номер свидетельства: 640160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса (школьный тур)"
    ["seo_title"] => string(68) "olimpiadnyie-zadaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-shkol-nyi-tur"
    ["file_id"] => string(6) "263076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449483743"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Олимпиадные задания по литературе 10 класс (с ответами) 2016 год"
    ["seo_title"] => string(68) "olimpiadnyie_zadaniia_po_litieraturie_10_klass_s_otvietami_2016_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "353423"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477828674"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (школьный тур)"
    ["seo_title"] => string(59) "olimpiadnyiezadaniiaporusskomuiazykudlia10klassashkolnyitur"
    ["file_id"] => string(6) "263083"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449484403"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Школьный этап олимпиады по литературе"
    ["seo_title"] => string(48) "shkol-nyi-etap-olimpiady-po-litieraturie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "209171"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431031764"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Школьный этап олимпиады по литературе  10 класс."
    ["seo_title"] => string(49) "shkol-nyi-etap-olimpiady-po-litieraturie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "248549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446739081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства