Данная олимпиада составлена для обучающихся 5 классов. Предлагаемые олимпиадные задания призваны помочь учащимся проверить и оценить свои знания, качественно подготовиться к следующему туру олимпиад. Эти задания можно использовать и на школьном этапе, где ученики приобретают первый опыт состязательности. Готовясь к олимпиаде, учатся ориентироваться в информационном образовательном пространстве, работать с энциклопедиями, словарями, справочниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный этап олимпиады по литературе»
Школьный этап олимпиады по литературе 5 класс
1. Что такое фольклор? Чем он отличается от литературы?
2. Что такое пословица? Поговорка? Какие главные черты пословиц вы можете назвать?
3. Что такое загадка? Из чего она состоит?
4. Отгадайте загадки. (Тема – «Природа»).
А) Два братца в воду глядятся –
Никогда не сойдутся. (Берега)
Б) Не вода, не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
В) Никто не трогает,
А она вся дрожит. (Осина)
5. На какие группы делятся русские народные сказки. Приведите примеры.
6. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой - стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало. («Царевна-лягушка», волшебная)
7. Как называются эти композиционные части сказки?
А) Стали жить да быть – на славу всем людям. (Концовка)
Б) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына. (Зачин)
8. Какое произведение Н. В. Гоголя начинается такими словами:
Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем.
(Это начало повести «Майская ночь или Утопленница»)
9.Кого описывает Н. В. Гоголь? Как вы догадались?
…в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце.
(Это описание русалок, они бледны и прозрачны. Теплыми весенними ночами выходят они из воды погреется под лучами месяца и поиграть на воле.)
10. Что называется пейзажем?
11. Назовите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»
12. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?
13. Как называются процитированные части басен И. А. Крылова? Какова их роль в произведении? Из каких басен они взяты?
А) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)
Б) А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»)
В) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
14. Какие литературные произведения об Отечественной войне 1812 года вы читали? Назовите их.
15. «Соедините» названия произведений и их жанр.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Сказ
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма
И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада
Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня
В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ
(Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Сказ
И.А.Крылов «Волк на псарне» Басня
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Поэма
Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Баллада
В.А.Жуковский «Спящая красавица» Сказка)
Данная олимпиада составлена для обучающихся 5 классов. Предлагаемые олимпиадные задания призваны помочь учащимся проверить и оценить свои знания, качественно подготовиться к следующему туру олимпиад. Эти задания можно использовать и на школьном этапе.