Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе. 7 класс»
7 класс
Задание №1
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием жанров японской поэзии хайку (хокку) и танка. Традиционный синквейн не имеет рифмы и стихотворного размера, состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Каждая строка имеет свои правила организации:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действие в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Поскольку в русском языке слова в целом длиннее, чем английском, русский синквейн (как и русские хайку и танка) не обязательно выдерживает строго определенное количество слогов. Вот пример синквейна на тему любви, найденного нами в интернете:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
В принципе, синквейн может быть написан на любую тему. Напишите три своих синквейна, посвященных:
1. Стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи»;
2. Роману М. де Сервантеса «Дон Кихот»;
3. Вашей любимой книге.
Задание №2
В литературе немало героев, которых трудно назвать положительными, но их популярность у читателя бьет все рекорды. Кого из такого типа персонажей вы назвали бы прежде всего (3-5 героев)? В чем секрет привлекательности каждого из них, что, может быть, их объединяет? Напишите свой ответ, не забудьте о необходимости доказывать свою мысль ссылками на текст.
Критерии для оценки выполнения заданий: 7 класс
Время выполнения задания – не более 3 астрономических часов.
Максимальное общее количество баллов – 20.
Комментарии к заданию №1
Некоторые учителя уже используют синквейны на уроках литературы – например, для подведения итогов изученной темы1. Синквейн требует умения находить главное и коротко его формулировать. Исследователи синквейнов замечают, что «составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Таким
образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной»2.
Данное задание проверяет знание и понимание указанных произведений, умение в наикратчайшей форме представить их суть.
Рекомендуемое количество баллов – 20.
За каждый сочиненный синквейн участник получает по 5 баллов; еще до 5 баллов дается тому, кто сумел выдержать слоговую форму синквейна.
Комментарии к заданию №2
Оценивая работы, важно учитывать следующее: при выполнении этого задания ученикам придётся продумать, какие именно детали, характеризующие персонажей, наиболее привлекательны для читателя. Для этого необходимо продемонстрировать не только знание текстов, но и понимание психологии читателей. Кроме того, ученики должны показать умение сопоставлять образы персонажей, выявлять различное и схожее в них, делать на основе наблюдений выводы. Особо значим сам отбор персонажей для анализа – оригинальность и убедительность выбора, глубина и точность сопоставления.
Оценивать работы следует, безусловно, учитывая богатство словаря ученика,
Примечание: С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», четвертая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Общее количество баллов – 30.
1
Цельность, стройность работы
Максимальное количество баллов – 10.
Шкала оценки:
0 – 3 – 7 – 10
2
Знание текста произведений, умение приводить примеры из текста для доказательства собственной мысли, точная передача содержания, фактическая точность при характеристиках героев.
Максимальное количество баллов – 10.
Шкала оценки:
0 – 3 – 7 – 10
3
Адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли; убедительность суждений, умение аргументировать мысль.
Максимальное количество баллов – 10.
Шкала оценки:
0 – 3 – 7 – 10
1 См., напр., Мордвинова Т. Синквейн на уроках литературы //http://festival.1september.ru/articles/518752/; Терентьева Н. Синквейн по «Котловану» //
2 Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. //МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). - http://www.medbiokgmu.