Программа филологической направленности "Подготовка к олимпиаде по литературе"
Программа филологической направленности "Подготовка к олимпиаде по литературе"
Дополнительная образовательная программа «Подготовка к олимпиаде по литературе» авторская, филологической направленности рассчитана на учащихся 15-17 лет, на 1 год обучения.
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе и других интеллектуальных конкурсах, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа филологической направленности "Подготовка к олимпиаде по литературе"»
Дополнительная общеразвивающая программа
модифицированная (авторская)
филологической направленности
«Подготовка к олимпиаде
по литературе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Подготовка к олимпиаде по литературе» авторская, филологической направленности рассчитана на учащихся 15-17 лет, на 1 год обучения.
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе и других интеллектуальных конкурсах, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Новизна программы основана на комплексном подходе к развитию личности, умеющей жить в современных социально-экономических условиях. В основу Программы положен личностно-деятельностный характер образовательного процесса, который обеспечивает постановку цели деятельности учащихся; перевод обучения в самообучение, воспитание в самовоспитание вследствие того, что в процессе обучения формируется отношение к инвариантам знаний. Комплексный характер содержания данного курса имеет потенциальные возможности для овладения обучающимися исследовательскими умениями. На основе систематизации знаний и умений определена система исследовательских умений, обеспечивающая этапное их формирование. Формирование целостных представлений об истории будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики проблемных дискуссий, решения познавательных задач, реконструирования исторической действительности на основе анализа исторических источников.
Актуальность. Комплексные проблемы цивилизации, направленность экономик стран на инновации, глобализация рынка труда привели общество к необходимости реализации новой парадигмы в образовании, нацеленности на развитие личности, ее качеств и способностей. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества
В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах.
Создание условий для достижения новых образовательных результатов в обучении одаренных детей на основе использования в учебном процессе широкого спектра средств ИКТ является в настоящее время актуальной проблемой. Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися языкознанием, может быть организована в рамках программы работы с одаренными детьми.
Педагогическая целесообразность. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об истории будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм занятий, в том числе методики проблемных дискуссий, решения познавательных задач, реконструирования исторической действительности на основе анализа исторических источников.
Цель программы:
Формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;
Развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;
Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по литературе.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
2. Повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;
3. Расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;
4. Проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.
Это определило задачи обучения:
познавательные
познакомить детей c русской культурой (игры, песни, стихотворения, музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия;
развивать мотивацию к дальнейшему овладению комплексным анализом литературного произведения;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения литературоведческим анализом;
приобщить учащихся к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать готовность к общению на родном языке;
развивать устную и письменную речь учащихся;
воспитательные
способствовать воспитанию толерантности и уважения к русской культуре и культуре других народов;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению литературоведческим анализом произведений русской литературы.
Отличительные особенности программы
Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли. Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения) к общим (качество идеальной речи).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе как к науке гуманитарного направления, во-вторых, успешное выступление на олимпиадах по литературе и успешная сдача экзаменов.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этой учебной дисциплины.
Инвариантность. Программа применима для учащихся 9 – 11 классов.
Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное: исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе устной и письменной речевой деятельности самих учащихся.
Возраст учащихся: данная программа предназначена для обучающихся 15-17 лет, учитывает возможности восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 15-17 лет и составляет 112 часа в год. Занятия для учащихся проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в виде теоретических и практических занятий.
Формы работы с одаренными учащимися:
- лекции;
- практические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- индивидуальная работа, в т.ч. под руководством научных руководителей;
- научные конференции и предметные олимпиады;
- проектная деятельность;
- индивидуальные и групповые консультации;
- проблемные дискуссии;
- решение познавательных задач;
- реконструирование исторической действительности на основе анализа исторических источников.
Режим занятий. Учебные занятия по программе проводятся два раза в неделю по 2 академических часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предлагаемые занятия позволят учащимся
- расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
- расширить знания о качествах идеальной речи;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- повысить их языковую и речевую культуру;
- успешно выступать на олимпиадах различного уровня;
- развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Принципы работы с одарёнными детьми
- индивидуализация обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения;
принцип добровольности.
Методы в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Данные методы способствуют развитию творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству. Процесс обучения предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации,
Данная программа работы предполагает создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создание специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых учащихся и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Формы подведения итогов реализации Программы
Контроль овладения лексико-грамматическим материалом включает проверку уровнявладения учащимися языковым материалом и способности использовать его в коммуникативно-ориентированных заданиях.
Уровень владения материалом определяется по результатам выполнения учащимися коммуникативно-ориентированных заданий по комплексному анализу литературного произведения, результативному участию в тематических выставках, фестивалях, соревнованиях, научно-практических конференциях.
Определение уровня сформированности социокультурных знаний, умений и навыков учащихся проверяется также с помощью тестирования.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ
(Приложение 1-5)
Итоговый контроль
(Приложение 6)
Учебный план
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
1 год
1.
Введение в программу
2
2.
Основы современного литературоведения
72
3.
Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.).