kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по литературе 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для подготовки и проведения школьного тура Всероссийской олимпиады по литературе для 7 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе 7 класс»
























Школьный этап


всероссийской олимпиады школьников по литературе


в 2019 учебном году























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Введение

Литература – школьная дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, её воображения и образного мышления. Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры.

Знакомство с литературными произведениями разных времён и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе.

Главная цель изучения литературы в школе – формирование культуры читательского восприятия и понимания и развитие способностей к интерпретации прочитанного. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус. Основным предметом литературы как школьной дисциплины является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – двуединая деятельность культурного чтения и письма учащихся, последовательно формирующаяся на уроках литературы.

Достижение основной цели литературного образования в школе происходит путём решения следующих образовательных задач:

  • развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов). Ученик должен продемонстрировать способность видеть в произведении элементы его художественной структуры, выявлять их роль в тексте и обнаруживать связи между ними, ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст.

  • воспитание у читателя способности понимания чужой позиции (то есть ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам, а также к ценностным 5 позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (то есть развитие коммуникативно-эстетических способностей школьников через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии). Ученик должен уметь вести учебные дискуссии о смыслах художественной литературы, создавать собственные тексты (устные, письменные) о прочитанных литературных произведениях, представлять и защищать их.

  • прояснение взаимосвязи литературного произведения с литературно-историческим и культурно-эстетическим контекстом. Ученик должен понимать основные особенности литературного произведения на фоне определённых историко-культурных представлений о соотношении искусства и действительности.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе на всех своих этапах должна быть ориентирована на эти задачи и способствовать достижению главной цели литературного образования. Задания для проведения олимпиады должны разрабатываться с учётом сказанного выше. Известно, что олимпиада выявляет одарённых (или высокомотивированных) детей –– и это происходит уже на школьном этапе. Но основной задачей этого самого массового этапа олимпиады должна быть не селекция, а максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность. Это особенно важно сейчас, когда предмет литература потерял в школе свой ведущий статус, когда отменён обязательный экзамен, когда серьёзные трудности у детей вызывает сам процесс чтения объёмных произведений.

На школьном этапе ученики приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определённые требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

Особенности школьного этапа всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что конкурс проводится отдельно для 5-6, 7-8, 9-11 классов и носит обучающий характер. Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и заключительный этапы не выходят.

2. Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своём уровне). Особо подчеркнём, что формирование этих умений происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:

- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

- пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

-оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

- объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- уместно пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

- выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

- представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

- выразительно читать произведения художественной литературы с учётом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования по литературному краеведению и т.п. Система подготовки школьников к олимпиаде включает посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Всё большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

Для успешного проведения школьного и муниципального этапов олимпиады предварительную подготовку могут проходить и учителя. Формы подготовки учителей (курсы, семинары, консультации, магистерские программы) определяются муниципальными или региональными органами или организациями, осуществляющими повышение квалификации учителей с учётом анализа заданий разных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

3. Принципы организации школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

Школьный этап олимпиады по литературе проводится организатором (образовательным учреждением) в срок не позднее 15 октября. Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады по литературе устанавливаются организатором муниципального этапа олимпиады.

Согласно «Порядку проведения…» на школьном этапе в олимпиаде по литературе принимают участие на добровольной основе ученики 5-11 классов. Текущие оценки по литературе не должны становиться поводом или препятствием для участия в олимпиаде.

Организаторы данного этапа олимпиады создают оргкомитет и жюри школьного этапа олимпиады. Оргкомитет состоит из представителей методической службы района, администрации школы, учителей предметов гуманитарного цикла.

Состав жюри формируется из учителей русского языка и литературы, представителей администрации данного образовательного учреждения, к работе в жюри могут быть привлечены аспиранты и студенты филологических специальностей образовательных организаций высшего профессионального образования, иные высококвалифицированные специалисты, не являющиеся научными и педагогическими работниками. В состав школьного жюри должно входить не менее трёх человек.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады с учётом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.

Напоминаем: при организации школьного этапа олимпиады следует руководствоваться положениями «Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (Приказ Минобрнауки РФ от 18 ноября 2013 года №1252).

4. Организационное обеспечение. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий. Перечень, справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе проходят в один (по возможности неучебный) день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного и муниципального этапов олимпиады по литературе и членов жюри.

При проведении школьного и муниципального этапов олимпиады выделяется несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) не допускается.

В случае нарушения этих условий 10 учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий. Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

Время выполнения для учеников 7-8 классов – не более 3 астрономических часов;

Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется организовать дежурство учителей (кроме учителей русского языка и литературы).

По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются представителю конкретного организатора олимпиады.

Жюри школьного и муниципального этапов оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает апелляции совместно с оргкомитетом соответствующего этапа олимпиады.

5. Кодирование олимпиадных работ

1. Для кодирования работ Оргкомитетом создается специальная комиссия в количестве не менее двух человек (один из которых является председателем) на каждый класс (возрастную параллель).

2. После выполнения заданий работы участников олимпиады передаются комиссии для кодирования. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код, указывающий № класса и № работы (например, 9-1-1, 10-1-1, 11-1-1). Код дублируется на прикреплённом бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается. Все страницы с указанием фамилии автора работы изымаются и проверке не подлежат.

3. Обложки (отдельно для каждого класса) сдаются председателю комиссии, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ.

4. Для показа работ комиссия декодирует работы.

5. Работа по кодированию, проверке и процедура внесения баллов в компьютер должны быть организованы так, что полная информация о рейтинге каждого участника олимпиады доступна только членам комиссии. 6. Для проверки работ выделяется несколько отдельных аудиторий (для 5-6, 7-8, 9-11 классов).

6. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

Проверка работ должна производиться в спокойной обстановке, исключающей спешку. При небольшом количестве участников проверка работ может производиться в один день, при большом – в два-три дня. Предельный срок проверки – пять дней, включая день олимпиады.

Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной Центральной предметно-методической комиссией и содержащейся в настоящих рекомендациях.

Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Если участник использовал черновик, он сдаёт его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведённые в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтён при оценке работы в пользу участника.

Объём работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов. Итоговый балл оформляется специальным протоколом, где значится шифр работы, балл и подписи всех членов жюри.

Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую таблицу технической ведомости оценивания работ участников олимпиады.

Участники, набравшие менее половины максимального возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа.

Лучшие работы учащихся хранятся в архиве не менее трёх лет. Критерии оценивания работ зависят от класса и характера задания.





















Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Школьный тур 7 класс

Время выполнения заданий – 90 мин. Максимальное количество баллов – 52

ЗАДАНИЯ


  1. Знание текстов художественных произведений.


  1. Узнай героя произведения, укажи автора и название.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.




А) "...Она говорит, как большая, но причудливый ее разговор. Прислушиваешься – как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так..."

Ответ:

_________________________________________________________________________



Б) "...Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе..."
Ответ:




В) "...А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».."

Ответ:

_________________________________________________________________________



Г) « Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Вакула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки, скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».

Ответ:

_________________________________________________________________________



Д) "Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть..." 

Ответ:

_________________________________________________________________________





2. Блиц-опрос

За каждое задание обучающийся получает по 1 баллу максимально при верном ответе, итого 4 балла .



  1. Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылке, что во второй?


Ответ:_________________________________________________________________

  1. О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор



Ответ:_______________________________________________________________

3) В какие дни для Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»? (выберите правильный ответ)

а) Во дни сомнений и раздумий б) В дни тревоги в) В дни войны г) В праздничные и будничные дни

Ответ:____________________________________________________________________


4) Кто главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»?

А) Овсов б) Денис Григорьев в) Очумелов г) Прохор

Ответ:____________________________________________________________________



II. Историко-литературные задания.

.


  1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его произведения.

За каждое задание обучающийся получает по 2 балла максимально (при верном определении литератора и одно из известных его произведений) 1+1, итого 2 балла


Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое псевдоним? Какой литературный псевдоним был у Чехова в молодости?

За каждое задание обучающийся получает по 2 балла максимально (при верном определении термина и выборе псевдонима А.П.Чехова) 1+1, итого 2 балла.


  1. Твен 2) Человек без селезёнки 3) Саша Чёрный 4) Грин


Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



III. Знание теории литературы.


  1. По определению назовите термин, приведите свои примеры:

За каждое задание обучающийся получает по 1 баллу максимально (при верном определении термина ), итого 5 баллов.


Определение

Термин

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.


2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...


3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами


4) Построение произведения, расположение его частей.


5) Художественное образное определение.



  1. Выбери правильный ответ:

За каждое задание обучающийся получает по 1 баллу максимально (при верном выборе ответа) , итого 3 балла.


1. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?

а) Характеристика б) Биография в) Портрет г) Описание

Ответ:_____________________________________________________________


2. Какому из стихотворных отрывков соответствует схема: _ / _ / _ / _ /

а) Мороз и солнце – день чудесный…

б) …Не пылит дорога,

Не дрожат кусты,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

в) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

Ответ:_____________________________________________________________



3. Сколько стоп в данной строке:

Уж близок полдень, жар пылает…

Ответ:_____________________________________________________________




3.Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данном отрывке. 

За каждое задание обучающийся получает по 1 баллу максимально (при верном определении средства художественной выразительности ) , итого 6 балов.


1. «На каждом дереве горит 

Румяный, пышный плод».

(Н.А. Некрасов)

Ответ:____________________________________________________________


2.«Подруга дней моих суровых, 

Голубка дряхлая моя».

(А.С. Пушкин)

Ответ:_____________________________________________________________


3. «В Чикаго 

1400 улиц, -

солнц площадей лучи».

(В.В. Маяковский) 

Ответ:_____________________________________________________________


4. «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог». 

(Г.Р. Державин) 

Ответ:_____________________________________________________________


5. «Перо его местию дышит». 

(А.К.Толстой) 

Ответ:_____________________________________________________________

6.«И гор зубчатые хребты, 

Причудливые, как мечты».

(М.Ю. Лермонтов)

Ответ:_____________________________________________________________


  1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенных ниже

За каждое задание обучающийся получает по 1 баллу максимально (при верном соотнесении жанрового определения с названием произведения) , итого 6 балов.


Басня «Малахитовая шкатулка»


Баллада «Илья Муромец и Соловей Разбойник»


Рассказ «Лисица и виноград»


Стихотворение «Светлана»


Сказ «Листок»


Былина «Толстый и тонкий»


Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



IV. Литература и другие виды искусства

За каждое задание обучающийся получает по 1 баллу максимально (при верном определении картины ,ее автора и названием художественного произведения произведения)1+1+1 , итого 3 балла.



1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким произведением перекликается сюжет картины?

Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.


Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


V. Анализ лирического произведения

За каждый критерий обучающийся получает по 1 баллу, итого 6 баллов.


1) Создание текста, являющегося содержательным, целостным, завершенным; содержание анализа соответствующее предложенному тексту стихотворения – 1 балл;

2) верная формулировка идеи произведения – 1 балл;

3) демонстрация понимания авторской позиции – 1 балл;

4) композиция произведения – 1 балл;

5) анализ художественно-выразительных средства, понимание их роли в раскрытии замысла поэта – 1 балл;

6) отсутствие в работе фактических ошибок, неточностей; соблюдение норм литературного языка – 1 балл.



Выполните письменный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Анализируя стихотворение, опирайтесь на предложенные вопросы.



Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…



Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Лежит на праздной борозде.



Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…



К какому виду лирики вы отнесли бы это стихотворение (пейзажная, философская, интимная)? Почему?

Что является основным предметом речи в этом произведении? Какие слова являются, на ваш взгляд, ключевыми?

Как вы думаете, почему у этого стихотворения нет названия?

Какая связь, по мысли Ф.И. Тютчева, существует между природой и человеком? Как подчеркнута эта связь?

С помощью каких приемов поэту удается передать одухотворенность природы, ее особую прелесть?





____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ

I. Знание текстов художественных произведений.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.

А)А. Грин. «Алы паруса».Ассоль

Б) А.Т. Твардовский «Василий Теркин».Теркин.

В) А. Шолохов «Судьба человека».Андрей Соколов

Г) Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».Солоха .

Д) А.П. Чехов «Хамелеон». Хрюкин.

Количество баллов – 15


2.Блиц-опрос

1)В первой посылке были макароны, несколько кусков сахару и две плитки гематогена. Во второй посылке – макароны и три красных яблока

2) М.В. Ломоносов

3) А

4) В

Количество баллов – 4


II. Историко-литературные задания.

1. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Светлана» и др. Количество баллов – 2


2. Псевдоним, вымышленная фамилия), под которою писатели или композиторы (скрывая собственную фамилию) издают свои произведения.

2) Человек без селезёнки Количество баллов – 2



III. Знание теории литературы.



Определение

Термин

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Метафора

2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...

Гипербола

3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

Олицетворение

4) Построение произведения, расположение его частей.

Композиция

5) Художественное образное определение.

Эпитет


Количество баллов – 5


2. Выбери правильный ответ:


1. в 2. а 3. 4 Количество баллов – 3


3. Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данном отрывке. 


1)Метафора

2)Эпитет

3) Гипербола

4) Антитеза

5) Метонимия

6) Сравнение Количество баллов – 6

  1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенных ниже

Басня - «Лисица и виноград»


Баллада - «Светлана»


Рассказ - «Толстый и тонкий»


Стихотворение - «Листок»


Сказ - «Малахитовая шкатулка»


Былина - «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Количество баллов – 6






IV. Литература и другие виды искусства


В. Васнецов «Аленушка». Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Количество баллов – 3


V. Анализ лирического произведения



Анализ лирического произведения является очень сложным для школьников видом работы. При оценке предлагаем использовать следующие критерии:

1) школьнику удалось создать текст, являющийся содержательным, целостным, завершенным; содержание анализа соответствует предложенному тексту стихотворения – 1 балл;

2) ученик верно формулирует идею произведения – 1 балл;

3) ученик демонстрирует понимание авторской позиции – 1 балл;

4) ученик обращает внимание на построение произведения – 1 балл;

5) ученик анализирует художественно-выразительные средства, понимает их роль в раскрытии замысла поэта – 1 балла;

6) в работе отсутствуют фактические ошибки, неточности; соблюдаются нормы литературного языка – 1 балл.

Максимум – 6 баллов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Олимпиада по литературе 7 класс

Автор: Ермак Татьяна Викторовна

Дата: 13.08.2020

Номер свидетельства: 555707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Внеклассное мероприятие по литературе "Ученик года!""
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-uchienik-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "255072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447860161"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Перспективный план работы русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(58) "pierspiektivnyi-plan-raboty-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116680"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412586604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа филологической направленности "Подготовка к олимпиаде по литературе""
    ["seo_title"] => string(85) "proghramma-filologhichieskoi-napravliennosti-podghotovka-k-olimpiadie-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "269789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450899687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства