Обзор литературы для подготовки к сочинению.
( методическое объединение учителей русского языка и литературы ).
Книги серии " Русская литература. Призведения школьной программы " 2005 г. выполняют сразу несколько функций:
хрестоматии, учебника и справочного издания. Эти пособия, по мнению авторов," своеобразные путеводители в мир текста ".
Первая книга " Евгений Онегин ". В ней есть текст романа, дана характеристика эпохи, есть интерпретации ( здесь статьи
Д.Благого, Б.Мейлаха, А. Ахматовой, В.Непомнящего ). Также дан учебный материал: направления и жанры Европейской литературы
18 - 19 вв., круг чтения героев: Онегина, Ленского, Татьяны Лариной; вопросы на знание содержания романа, перечень тем сочинений
2004 -2005 гг. по роману.
а) Есть тезисные планы, т. е. материалы к сочинениям по 7 темам. Например, " Сон Татьяны " ( Анализ эпизода из 5 главы романа ).
" Духовная эволюция Онегина " и т.д.
б) Есть тесты на знание текста.
в) Даны 36 тем сочинений по литературе 19 века, носящие свободный характер, которые можно раскрывать на примере романа.
Например: стр. 364...
Вторая книга " Лирика ". В первом разделе даны стихотворения Пушкина, разделенные на темы: вольнолюбивая, дружеская,
любовная, о назначении поэта и поэзии, философская. К каждому произведению даны комментарии, включающие историю создания,
адресата,обьяснение некоторых слов, реакцию общества на стихотворения.
Тоже есть характеристики эпохи, интерпретации Ю.Лотмана, Б.Васильева, В.Непомнящего ( анализ нескольких стихотворений
А.С.Пушкина. Даны 14 тем сочинений по литеретуре 19 в., носящие свободный характер, которые можно раскрывать на примере
лирики А.С.Пушкина. (Например: стр. 288... )
Тезисные планы позволяют показать ученикам на уроке или на консультации, как давать сравнительный анализ (сопоставляются
стихи " К студентам " и " Роняет лес багряный свой убор ", или как анализировать стих - е ( даны анализы стих - ий " Пророк ",
" 19 окт. 1827 "," Телега жизни ", " Памятник ", Я помню чудное мгновенье ", " Арион ".
Тесты, составленные авторами с учетом требований ЕГЭ. Они помогут в подготовке к ЕГЭ; и раздел " Вопросы на знание содержания
лирики Пушкина ".
Книга И.Е.Каплана " Анализ лирики в старших классах " ( Издательство " Экзамен " Москва 2005 г.) помогает учителю
научить школьника замечать смысловые нюансы слова в лирике. Лирические произведения разбираются автором как целостная
структура, в которой все поэтические образы органически взаимосвязаны.
Здесь дан анализ стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева, Некрасова, А.Фета, А.Блока, В.Маяковского,
С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Симонова, Твардовского, ( можно сказать, от Пушкина и до Твардовского ).
После каждого анализа есть вопросы, которые помогают осмыслить стихотворение еще раз.
Кроме анализа лирики, в книге представлены мемуарные фрагменты, которые позволяют учащимся представить личность
изучаемых поэтов, что во многом поможет понять их творение. Пособие рассчитано на учителя - словесника, но может быть
использовано старшеклассниками и абитуриентами для подготовки как к устному, так и к письменному экзамену по литературе.
В 2003 г. вышло методическое пособие Н.В.Исаченковой " Сравнительный анализ худ. текста на уроках литературы ".
( Издательство Санкт - Петербург " Паритет " 2003 г. ) Эта книга рассчитана на преподавателей литературы старших классов и
будет полезна при подготовке к урокам, в т. ч. интегрированным, а также к урокам по МХК. Разделы: " Обобщающие уроки
по поэзии нач. 20 в. " " Судьбы России в творчестве поэтов нач. 20 в." " Символические образы в романе Б.Пастернака
" Доктор Живаго " (даны 5 соч. по роману, которые могут оказать существенную помощь учителю в подготовке выпускников
к экзаменам ). Здесь рассматриваются темы: а)"Лирика поэтов серебряного века " и дано сочинение " Люблю тебя, ангел -
хранитель..."( Образ ангела в поэзии символизма и акмеизма );
б) "М.Волошин о России и революции ";
в) " Лирика О.Мандельштама ";
г) Сочинение по лирике С.Есенина.
Пособие Н.А.Корноуха и В.Щербины " Письменные работы по литературе " можно использовать при подготовке к
экзаменам, выпускным и вступительным. Здесь представлены различные виды сочинений: анализ прозы и поэтического
текста, разнообразные жанры школьных сочинений, в т.ч. литературоведческий анализ, рецензия, отзыв, эссе.
Пежде всего авторы остановились на трех основных видах письменных работ, связанных с анализом художественного
произведения: а) разбор поэтического текста; б) разбор эпизода; в) рецензирование. В книге большой раздел посвящен
работе над эссе. Пособие полезно учителю прежде всего для кропотливой работы при обучении написанию эссе. Но много
полезного мы почерпнем и для сегодняшней работы над этим жанром на финишном этапе при подготовке к экзаменам.
Здесь есть образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле; эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами,
анализ литературно - критических эссе, анализ ученических сочинений как один из этапов обучения написанию этого вида работы.
В книге есть разделы: а) Анализ поэтических текстов; б) Анализ эпического произведения. Последний включает в себя главы:
" Основные подходы к анализу эпического произведения "; " Сочинение - рецензия ", в том числе образцы школьных сочинений -
рецензий; " Сочинение - анализ эпизода " и " Образцы письменных работ, содержащих анализ эпизода ".
Больше рассчитана на учащегося книга А.А.Мурашова " Как сердцу высказать себя? " Диалог со школьником и абитуриентом
накануне сочинения. (Изд. Москва. Рипол. 1994 г.) это учебное пособие в очень интересной и занимательной форме ведет
беседу с читателем о том, как не надо писать сочинение, как выбирать тему, как планировать работу над темой и не строить
дом с крыши; как не писать вступление и заключение, и как буквально последним предложением можно усилить эмоциональное
восприятие текста сочинения. Как говорит издатель, " это скорее не книга, а разговор, " когда тебя не поучают, а в беседе
с тобой, лично с тобой, решается множество проблем ".
Уебное пособие Е.И.Никитиной " Русская речь. Развитие речи " 10 кл. Изд. Дрофа. Москва 2005 г. поможет не только
10 - ти кл., но и выпускнику развить и закрепить навыки владения устной и письменной речью. Оно учит составлять планы,
производить анализ и рецензирование худ. и научно - публицистического текстов.
Как анализировать эпизод, составить план работы над ним, образцы сочинений - анализов даны в разделах, посвященных
Островскому, И.Гончарову, И.Тургеневу, Ф.Достоевскому, Л.Толстому и А.Чехову. Чем хороша эта книга? Е.И.Никитина
пишет с расчетом на ученика. Тон ее разговора доброжелателен, язык доступный, разговор доверительный. Она учит рассуждать.
Она обучает работе над сочинением, в каждой главе, посвященной какому - нибудь писателю или поэту, обязательно есть
разделы: "Рассуждаем вместе ", " Проверьте себя ". Есть в книге сведения об авторе литературного произведения.
Есть сведения и о художнике, чьи картины можно сопоставить с этим произведением.
Даны анализы следующих эпизодов: " Прощание Катерины с Тихоном "( по А.Н.Островскому ), анализ рассказа И.С. Тургенева
" Живые мощи ", эпизод " Раскольников раскрывает Соне свою тайну ", " Ночь в отрадном " ( по роману " Война и мир ",
эпизод из рассказа А.П.Чехова " Дом с мезонином ". Есть в пособии анализ стихотворных текстов Ф.Тютчева, А.Фета и Н.А.Некрасова.
Серия " В помощь школьнику ",основанная в 2002 г.Изд. Минск " Книжный дом ". В 2003 и 2004 гг. вышли два справочника
" Русские писатели - классики " и " Современная русская литература "( Анализ произведений школьной программы ).
Книги знакомят с основными фактами биографии русских писателей и поэтов, содержит подробный анализ наиболее значимых
произведений ( в первую очередь тех, которые включены в школьную программу: от " Слова о полку Игореве " и до наших
современников: Аксенова, Петрушевской, Пелевина и др.)
Сейчас очень много различных сборников сочинений, которые, в основном, являются только шпаргалкой для "нерадивых" учеников.
Но если правильно подойти к ним, то эти сборники станут незаменимыми помощниками в подготовке к сочинению. Этот сборник 2006 г.
Сюда вошли образцовые сочинения по темам, которые предлагаются программой для общеобразовательных учебных заведений.
Тексты сочинений понятны и доступны уч -ся 5 -11 кл.
Двухтомник " Русская литература 19 -20 вв." Изд. Московского университета. Составители и научные редакторы:
доктор филологических наук, профессор Б.С.Бугров и доктор филологических наук, профессор М.М.Голубков ориентирован
на школьную программу по русской литературе 19 - 20 вв. Это фундаментальное пособие для учителя.