Обучение учащихся начальных классов основам смыслового чтения
Обучение учащихся начальных классов основам смыслового чтения
В статье представлен опыт обучения литературному чтению учащихся начальных классов по учебнику Е.И. Матвеевой "Литературное чтение". Автор доказывает, что учебник, как образовательный инструмент, обеспечивает интенсивное совершенствование чтения учащихся через освоение "смыслов" литературного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся начальных классов основам смыслового чтения»
Обучение учащихся начальных классов основам смыслового чтения
Учитель начальных классов Столярова Эльвира Анатольевна
МАОУ ЦО № 47 г.Иркутск
В Стандарте Основного Общего образования предусмотрена одна из обязательных междисциплинарных программ «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Но формирование смыслового чтения не начинается со
второй ступени, эта задача стоит уже перед начальной школой.
В результате освоения программы в 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих метапредметных результатов:
грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;
самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;
самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;
пользуются модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относить произведения к определенному виду, жанру и типу речи;
дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;
создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;
способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;
выступают с рассуждением по предложенной теме;
доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;
выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;
оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;
запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;
находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;
подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;
применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий; средств создания образов;
анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;
создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме;
предметных результатов:
имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
имеют представление об эпосе, лирике, драме;
в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
различают художественное произведение и публицистическое;
выделяют особенности учебного, познавательного текста;
определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
создают отзывы, эссе на заданную тему;
редактируют собственный текст;
сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
самостоятельно работают с книгой;
ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.
В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.
На мой взгляд, именно, учебник литературного чтения под авторством Е.И Матвеевой и позволяет учителю достичь желаемых результатов.
Содержание любого предмета и логика его построения определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения предметных задач. У Матвеевой Е.И качество обучения напрямую связанно с формированием читательскойдеятельности, расширениемлитературногокругозора, развитиемчувствахудожественногослова, литературноговкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системо-образующей задачи развивающего обучения.
Воспитания культуры чтения невозможно без особо организованной деятельности в культурном пространстве урока. Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрыть художественный потенциал произведения.
Цель предлагаемого курса чтения (автор Е.И. Матвеева)
- обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении. В учебнике Е.И. Матвеевой хорошо структурированы по классам результаты, которые учитель планирует к 4 классу.
Ученики знакомятся с понятием авторской позиции.
В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. Предлагается «спектр» разных жанров для того, чтобы они увидели, насколько разнообразен и удивителен мир литературы. (Проектируемые результаты см.приложение 1.)
Во 2 классе ученики также знакомятся с материалом разной жанровой специфики на одну и ту же тему: «Каким бывает слово?» здесь встречаются лирические и юмористические стихотворения, юмористические рассказы, сказки, притчи, басни, волшебные истории и пословицы. (Проектируемые результаты см.приложение 2.)
В 3 классе ученики знакомятся с понятием авторской позиции. На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики дети вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приёмов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи). (Результаты см.приложение 3.)
В 3 классе ученикам предлагается научно-популярный текст для того, чтобы ребёнок мог осмыслить отношение автора к явлениям предмета, которое он предлагает в своём тексте.
На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).
Постепенное погружение ребёнка в особенности создания художественного образа, что позволяет ученикам углубиться в содержание разножанровых произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединённых одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие.
На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.
Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце 3 класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.
Начиная с 3 класса, в программу включаются специальные задания на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к читателю, от читателя к автору». Задачей данных творческих уроков является формирование умений не только создать собственный текст, но и проанализировать написанное согласно выработанным критериям оценки. Такие задания не только нацеливают ребёнка на развитие умения оценивать себя и других, но и позволяют неоднократно дорабатывать так называемые «рукописи», доводить их «до совершенства», вырабатывать собственный авторский стиль.
В 4 классе изучают произведения, посвящённые теме детских впечатлений, переживаний, воспоминаний. Следовательно, кроме рассказов, повестей, стихотворений, басен, ученики знакомятся с биографическим, автобиографическим и мемуарным жанрами. Среди нехудожественных произведений моделируются жанры отзыва и эссе. В рубрике «Для дополнительного чтения» ученикам предлагается прочитать произведения, обладающие смысловой законченностью.
Все задачи, выделенные в курсе «Литературное чтение», ребёнок способен решить только при условии овладения способом смыслового чтения.
Планирование образовательного процесса с 1 класса осуществляется через создание благоприятных условий для формирования у учащихся навыков чтения. Важно, чтобы у ребёнка с первых уроков работы с книгой, возник интерес к чтению, начался процесс осмысления прочитанного, не пропало желание получать информацию, а также наслаждаться общением с книгой. От данных факторов зависит успешность процесса развития самостоятельности мышления.
Для примера, остановлюсь на фрагменте урока во 2 классе, где я учу полноценно раскрывать смысловой потенциал произведения, с целью создания понятия «художественный образ»; работаю над развитием чувства меры художественного слова при создании своего произведения, литературный вкус.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок чтения. На этом уроке мы будем открывать чудеса.
- Каждый автор – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы. Он хочет видеть в вас думающих людей. Только такие читатели смогут понять смысл любого нового произведения, открыть для себя мир, полный чудес.
- А что такое «чудо» по – вашему мнению?
II. Работа с произведением Е. Матвеевой «Что такое чудо?».
- А хотите узнать, что об этом пишет Е. Матвеева, автор многих замечательных произведений для детей?
- Прочитайте вполголоса и отметьте те слова, благодаря которым вы узнали, что такое чудо.
(Дети читают с. 1 из книги «Давайте вместе верить в чудеса».)
Что такое чудо?
Чудо – это рождение чего-то неповторимого, светлого, прекрасного. Это – начало новой жизни и создание мелодии. Это нежный бутон розы и тёплые брызги дождя. На свете много чудес – больших и маленьких. И дарят природа и люди. Надо уметь видеть чудеса! А потом, научившись видеть, попытаться сделать их самому... Посмотрят другие на твоё чудо, удивятся. Скажут тебе: «Вот это волшебник!»
- Прочитайте предложения, из которых вы узнали, что такое чудо.
- А какие советы даёт нам автор?
- А как вы думаете, легко ли творить чудеса?
- А вы сможете стать волшебниками?
- Сначала попытаемся увидеть чудо, которое может быть где-то рядом.
(Пускается солнечный зайчик.)
- Он самый обыкновенный. А может быть нет?
III. Работа в парах с произведением Е. Матвеевой.
- Однажды этот солнечный зайчик заглянул в комнату к Е. Матвеевой и начались чудеса.
- А вы, ребята, послушайте и постарайтесь найти чудо! (Слайд 3)
Солнечный зайчик прыгнул на веточку, с неё – на подоконник, а с подоконника перелетел на стену. В комнате сразу стало светло и весело. Игрушки, тихо сидевшие в углу, заулыбались. Наконец-то зайчик посетил их! С его появлением даже плюшевый мишка не кажется таким ворчливым. Куклы расправляют свои платьица. А настоящий игрушечный заяц становится ещё желтее оттого, что его солнечный брат похож на него. Золотистый зайчик, приветствуя друзей, каждому протянул тёплый лучик.
- Какое настроение у вас после услышанного?
- Что вам показалось необычным?
- Что вас удивило в этой истории?
- Что можно назвать чудом?
- Хотите поближе познакомиться с солнечным зайчиком?
- Чтобы лучше представить и описать его, будем работать парами.
- На доске 2 варианта выполнения задания «Описать зайчика». Кто-то может выбрать работу по плану.
- Пары готовы работать вместе? (Дети показывают готовность, взявшись за руки.)
I вариант. - Какие действия совершает зайчик? - Что происходит с его появлением? - Какой зайчик? Каким вы его себе представили?
II вариант. Выбрать слова, описывающие зайчика: живой, злой, неподвижный, настоящий, ленивый, всё оживляет, тёплый, согревает, грубый, добрый, неуклюжий.
Дети работают в парах.
- Кто выбрал для работы I вариант, II вариант?
Итог: Каким вы представили солнечного зайчика? (Дети называют слова, описывающие зайчика, я прикрепляю их на доску.)
- Благодаря художественному слову автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим. И вот уже солнышко потянуло к нам свои лучи.
- Поймайте лучик! (Дети ловят луч своими зеркальцами.)
Работа над техникой чтения начинается с первой минуты урока, она настраивает ребенка на особый тон, тему, определяет проблематику читательской деятельности. Затем следует переход к знакомству новым с художественными текстами, в таком случае не разрушается особый эмоциональный настрой на их восприятие. Дома ребенку предлагается прочитанный в классе искусственный текст воспроизвести в речи несколько раз вслух. Можно использовать данные тексты и для пересказа.
Учитывается и тот факт, что в классе не все дети читают одинаково: имеют разный уровень техники чтения. Поэтому для «плохо» читающих детей подходят первые тексты, а для «хорошо» читающих – вторые (для детского чтения) и третьи (для чтения взрослым). Детям предоставляется право самим выбирать то, что им нравится, и то, что им посильно.
На уроках литературного чтения дети учатся читать «по-взрослому»: делят текст на синтагмы, т. е. расставляют паузы, выделяют ключевые слова (главные слова в высказывании, это, как правило, то, о чем говорится и что говорится). Чтобы выделить эти слова, нужно поставить над ними ударение (для этого надо произнести фразу), так как эти слова имеют более сильное, чем словесное, ударение. Вначале детям предлагается для чтения текст, в котором расставлено и то, и другое. Затем предлагаются тексты либо с расставленным ударением, либо с делением на синтагмы (в учебнике для 1-го класса они называются речевые звенья). В этом случае они самостоятельно выполняют одну из предложенных операций. В следующих текстах учащиеся расставляют и паузы, и ударение. Дети осознают, что такое деление текста способствует более легкому и беглому чтению.
Для того, чтобы дети могли оценить свой уровень чтения, им необходимо научиться формулировать критерии чтения. Лучше всего такие критерии начинать определять с детьми с первых уроков чтения, но не сразу, а поэтапно.
При тактовом чтении дети учатся читать, выделяя голосом ключевые слова более сильным ударением. Значит, одним из критериев будет: умение выделять ключевые слова. Одновременно ученики делят высказывание на такты. Соответственно, следующим критерием чтения будет умение соблюдать паузы. Так я работаю с детьми над формированием каждого критерия, исходя из базовых требований к чтению любого текста, которыми являются быстрота, выразительность, безошибочность и осмысленность чтения. А формирование позиции «читателя» происходит постепенно. Ученики, овладевая способом синтагматического чтения, одновременно работают над осмыслением произведения. Для этого использую разные техники проникновения в смысл текста, овладения его содержанием.
К таким техникам относятся:
«тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания» текста (работа на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно;
чтение текста «островками» - неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента, установление связей между разными точками зрения читателей;
составление «вопросника» к новым изучаемым текстам;
организация «диалога» автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации;
чтение с иллюстрированием;
чтение с переводом с языка литературы на язык театра, кино (распределение ролей, чтения по ролям, драматизация текста);
выделение выбранного фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующего замысла автора, его точку зрения на проблему; соотнесение позиции с позицией автора и читателей;
прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения делаем остановку и опускаем одно из событийных звеньев, чаще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта). Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственного переживания, заполнить сюжетные «пустоты».
Овладение техниками позволяет ребёнку включиться в активную исследовательскую смысловую деятельность читателя. В процессе такого анализа у ребёнка формируется умение ставить перед собой и другими задачи осмысления произведения, выявления основных проблем, способов и этапов их решения.
Литература
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Москва «Просвещение» 2011
Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Издательство Вита Пресс Москва 2004
Приложение 1.
В результате освоения программы курса в 1-ом классе достижение младшими школьниками следующие:
Темп чтения в декабре – норма за 1 полугодие 25-30 слов в минуту.
Выше нормы - 8 чел
Норму - 10 чел
Ниже нормы – 8 чел
На конец года – норма от 45 слов в минуту.
Выше нормы -14 чел
Норму - 8 чел
Ниже нормы – 4 чел
Приложение 2.
В результате освоения программы во 2-ом классе достижения младшими школьниками следующие:
Темп чтения на начало -
Выше нормы -12 чел
Норму - 11 чел
Ниже нормы – 3 чел
декабрь
Выше нормы -14 чел
Норму - 11 чел
Ниже нормы – 2 чел
март
Выше нормы -14 чел
Норму - 13 чел
На конец учебного года
Выше нормы -16 чел
Норму - 11 чел
Приложение 3.
В результате освоения программы в 3-ем классе достижения младшими школьниками следующие:
В октябре - коэффициент качества составил 74 процента.
В апреле по результатам проверки выполнения диагностической работы обучающимися класса были определены уровни усвоения программного материала: