Обучение осмысленному чтениюдостигается в результате применения приёмов, которые приводят к полному пониманию прочитанного.Каждый приём – это совокупность речемыслительных действий по анализу-синтезу текста. Решение вопроса обучения чтению - в организации обучения школьников самостоятельному получению информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение осмысленному чтению»
Апполонова Наталья Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №2»
г. Альметьевск Республика Татарстан
ОБУЧЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОМУ ЧТЕНИЮ
Обучение осмысленному чтениюдостигается в результате применения приёмов, которые приводят к полному пониманию прочитанного.Каждый приём – это совокупность речемыслительных действий по анализу-синтезу текста. Решение вопроса обучения чтению - в организации обучения школьников самостоятельному получению информации.
Хороший уровень понимания прочитанного материала измеряется глубиной, полнотой и точностью восприятия текста. Для каждого этот уровень индивидуален. Необходимо помогать ученикам в достижении лучших результатов понимания прочитанного.
Теоретическую основу методики обучения осмысленному чтению составляет теория речевой деятельности и наука о тексте – теория текста. Чтение как один из видов речевой деятельности – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Понимание достигается в результате применения приёмов обучения осмысленному чтению:
- постановки вопросов к тексту: до чтения, в момент чтения и после него (различные по содержанию виды анализа текста);
- передачи содержания текста в форме опорного конспекта;
- подробного пересказа текста;
- компрессии текста;
- аналитически связного высказывания читателя о тексте.
Использование этих приёмов приводит к пониманию прочитанного, так как носит аналитико-синтетический характер; текст делится читателем на элементы – единицы языка (т.е. происходит анализ отдельных элементов текста), которые затем синтезируются, и в результате взаимопроникновения смыслов рядом стоящих языковых знаков в сознании человека образуется смысл текста. Такую же аналитико-синтетическую деятельность с текстом предусматривают приёмы чтения.
Каждый приём – это совокупность речемыслительных действий по анализу-синтезу текста. Обучение приёмам предполагает освоение школьниками действий по применению приёма, понимание целей его использования и многократное его применение в процессе учебной деятельности.
Основным приёмом является приём постановки вопросов. Он лежит в основе различных видов анализа: смыслового, структурного, композиционного и лингвистического. Все виды анализа способствуют углублённому пониманию текста, но для обучения осмысленному чтению универсальным стал комплексный структурно-смысловой анализ:
- членение текста на завершённые в тематическом или смысловом отношении части;
- группировка частей по смыслу;
- установление смысловых связей между частями текста (предложениями);
- определение причин абзацного членения;
- определение коммуникативной задачи автора;
- выяснение значения неизвестных слов;
- раскрытие функций заголовка;
- определение темы;
- определение основной мысли;
- соотнесение темы, идеи с заголовком;
- выделение ключевых слов, предложений;
- осмысление шрифтовых выделений;
- анализ примеров, приведение своих;
- поиск ранее известного и нового в тексте;
- установление разнообразных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями (вопросы по содержанию).
Применение приёма постановки вопросов включает два этапа: 1) анализ-синтез текста на основе чтения, 2) действия по оформлению результатов анализа (таблица, схема, кластер, алгоритм, синквейн, план, пересказ, ментальная карта)
Например, после комплексного анализа рассказа Ю.Яковлева «Багульник», учащиеся 6 класса получили задания по группам. Одна группа составляла таблицу, характеризующую поведение Косты в классе (вызывающе зевал, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос, подвывал, энергично тряс головой) и после уроков (вскакивал с места, сломя голову выбегал из класса, скрывался за дверью, исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался). Другая группа составляла кластер, показывающий черты
характера героя (молчаливый, скрытный, странный, нелюдимый, интересный, настойчивый, неотступный, терпеливый, милосердный,
сильный, отзывчивый добрый, стойкий, выносливый). Третья - составляла схему взаимоотношения главного героя с другими персонажами. Подобная работа наглядно показывает степень осмысленного понимания прочитанного.
Обучение полноценному чтению требует внимания, знаний и от ученика, и от учителя. Решение вопроса обучения чтению - в разумной и эффективной организации обучения школьников самостоятельному получению информации в условиях общения с главным источником знаний – книгой.
Литература
Граник Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1991
Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте// Русский язык в школе. – 1999. - №4
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982