kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка в романе Толстого "Война и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка в романе Толстого "Война и мир"»



План исследования


Шаг 1. Определили тему исследования.

Шаг 2. Сформулировали цель исследования по выбранной теме.

Шаг 3. Определили объект исследования.

Шаг 4. Выделили предмет исследования.

Шаг 5. Сформулировали гипотезу.

Шаг 6. Поставили задачи исследования.

Шаг 7. Выбрали методы исследования, которые помогут решить поставленные задачи.

Шаг 8. Провели исследование, сделали анализ и сообщили результаты.

Шаг 9. Сделали выводы сообразно поставленной цели и задачам.

Шаг 10. Подготовили доклад и тезисы для выступления на конференции.

Теоретико-методологическую базу работы составили:

  • организация творческой исследовательской деятельности в школе (В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин);

  • исследовательские работы, посвященные взаимосвязи литературы и музыки (Бабаев Э. Г. Мотылева Т. Л.);

  • исследовательские работы Бартосик М. Х. о музыке в русской классической литературе конца XVIII – начала XX века;

  • научно-методические пособия по проектированию деятельности педагогов с интеллектуально одаренными детьми (Н.И.Дереклеева, Н.В.Кашлева).

Проблемный вопрос: Является ли музыка неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа?

Цель исследования: показать, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа.

Гипотеза: музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.

Задачи исследования:

  1. Выявить связь между музыкой и литературой.

  2. Проанализировать музыкальные эпизоды романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

  3. Выяснить, какую роль играет музыка в романе.

  4. Подвести к выводу, что литература без музыки потерялась бы в своем богатстве и многообразии.


Оглавление

Введение 1

I. Теоретическая часть 3

1.1. Музыка в жизни выдающихся писателей 3

1.2. Роль музыки в жизни Толстого 4

1.3. Музыка как значимый элемент психологической характеристики литературных героев 5

II. Практическая часть 6

2.1. Музыка в романе Толстого Война и мир 6

Заключение. 10

Список литературы 11
























Введение


Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.

Ромен Роллан





 




Власть музыки над человеком огромна. Неслучайно на открытии зимних 22-х олимпийских игр в 2014 году, объявленном Годом культуры, всему миру был представлен вальс Наташи и князя Андрея.

Музыка и слово неразрывны. Что такое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментами или человеческим голосом. Эти звукосочетания передают состояние души человека. Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Она, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К. Бальмонт писал об этом так: "Вся жизнь мира окружена музыкой". При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы "увидеть" что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии. И поэтому музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами. Язык слов и язык музыки…. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом – соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.

Актуальность темы: В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа. Эта тема является актуальной.

Во-первых, сегодня необходимо формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

Во-вторых, изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов литературы и музыки.

Объект исследования: роман «Война и мир» Л.Толстого.

Предмет исследования: музыка, как способ влияния на восприятие прозаического произведения, как усиление выразительности и более полного осмысления художественного образа.

Методы исследования:

  1. анализ научной и художественной литературы;

  2. систематизация материала;

  3. обобщение полученной информации.

Теоретическая значимость: уметь определять значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

эмоционально-образно воспринимать и оценивать произведение, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Практическая значимость: предложенная мною информация может использоваться на уроках литературы, МХК, истории, при подготовке презентаций, при написании докладов, научно-исследовательских работ.












I. Теоретическая часть 1.1. Музыка в жизни выдающихся писателей


Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни.

А.С.Грибоедова мы знаем не только как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал вдохновенные, изящные миниатюры.

Лермонтов— один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. М.Ю. Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и стал его победителем.

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. “Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: “О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях! ”
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Приходите к нам сегодня вечером... У нас будет музыка», - приглашал Чехов в Кудрине артиста А. П. Ленского. Музыка сопутствовала всей жизни писателя. Правда, Антон Павлович не был неизменным посетителем концертов и оперных премьер - для этого у него прежде всего не хватало времени. Чехов не играл также ни на каком музыкальном инструменте. И все же музыка для Антона Павловича, как и общение с природой, была глубокой внутренней необходимостью. Она душевно обогащала Чехова, служила для него неиссякаемым источником творческого вдохновения. Музыка вошла в жизнь Чехова еще в детстве. Антон Павлович любил слушать музыку в студенческие годы.

Музыка прошла через всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева. Ее писатель любил страстно и был верен ей всегда. Не получив в детстве музыкального образования, он не владел ни одним музыкальным инструментом, но пробовал петь и сочинять музыку, хотя попытки оказались безуспешными. Несмотря на отсутствие творческого и исполнительского дарования, Тургенев, безусловно, был очень музыкальным человеком, чувствовал музыку, имел хороший музыкальный вкус, обладал тонким слухом. При сближении Тургенева с музыкой его поразили и покорили сочинения Моцарта и Бетховена.

«Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему,…знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную». Если даже не знать, о ком из русских поэтов это сказано, всё равно подумалось бы: Есенин. Не только факты биографии и свидетельства современников – сами есенинские стихи каждой своей певучей строкой говорят о дивной музыкальности поэта, сроднившегося с русской песней с детских лет.

Пастернак о роли музыки в своей жизни, и в особенности Скрябина, с которым семья дружила в его отроческие годы, писал: ”Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина…”Дома у Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты, участие в которых принимали и Скрябин и Рахманинов. Пастернак называл началом своего сознательного детства ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского, которое играли для Л. Н. Толстого и его семьи. Это было 23 ноября 1894 года.

1.2. Роль музыки в жизни Толстого


Л. Н. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. « Я не встречал в своей жизни никого, кто так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Дом в Москве и Ясной Поляне был своеобразным центром музыкальной культуры. Здесь часто звучали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка. Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке- то же, что Пушкин в поэзии»,- говорил он. Из русских композиторов писатель особо выделял Чайковского, Глинку. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова. Л.Н.Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты, сочинял музыку.

Особое отношение у Толстого было к народной музыке. « Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Он даже собирал их. Известно, что сборник с записями народных песен он подарил Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Заслышав бесхитростную мелодию народной песни «Сидел Ваня на диване» Толстой неожиданно на глазах изумлённого композитора залился слезами. Всю жизнь писатель нежно и восторженно любил народные песни и пляски, звучание народных музыкальных инструментов — балалайки, гитары, гармоники.

Любимыми народными песнями Толстого были «Горы Воробьевские», «Бурлацкая», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», «Как по морю, морю синему», «Дубинушка» и др. Народные песни, танцы, игра на народных инструментах занимают значительное место в произведениях Л. Н. Толстого, в том числе и в романе «Война и мир», в котором народная музыка используется особенно широко для характеристики народа и лучших представителей дворянской интеллигенции. Музыка была второй после литературы страстью, и он отдал ей драгоценную дань множеством прекрасных страниц своего романа.

1.3. Музыка как значимый элемент психологической характеристики литературных героев


Соединение музыки и слова – особое художественное направление. Музыка подчёркивает необыкновенную силу и выразительность слова, а слово даёт музыке большую определённость. Это соединение многократно увеличивает выразительность художественного образа, доводит её до высшего звучания.

На наш взгляд, можно выделить три функции музыки в литературе:

  1. характерологическую, более полно раскрывающую внутренний мир героев;

  2. структурно-композиционную, служащую для понимания сущности изображаемых ситуаций изнутри и их роли в структуре произведения;

  3. идейно-философскую, способствующую раскрытию художественного замысла
    произведения и авторских представлений относительно изображаемых событий.

Музыка является значимым элементом психологической характеристики героев и у  Толстого. Свои музыкальные пристрастия, свое понимание психологического воздействия музыки на человека писатель перенес в свое творчество. Изучение музыкальных мотивов в творчестве писателя способствует более глубокому постижению его художественных замыслов, раскрытию психологических портретов и мотивов поведения героев.

Музыке в произведениях Толстого, и в частности в «Войне и мире», принадлежит большая композиционная роль. Она используется Толстым наряду с другими приемами как средство психологического анализа.


II. Практическая часть 2.1. Музыка в романе Толстого Война и мир

«Музыка - это наиболее практическое доказательство духовности нашего существа». И самым тесным образом она связана с внутренним миром героев, их нравственной красотой. Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев.

Нами были изучены отдельные эпизоды романа «Война и мир» результаты исследования мы решили представить в виде таблицы:

Эпизод

Действующие лица

Упомянутые музыкальные произведения

Значение музыкальной детали

Том 1, часть 2, главы 1-2

Кутузов, Тимохин, Есвицкий, Долохов, Жерков, князь Андрей

Песни:

«Ах, вы, сени мои, сени!»,

"Не заря ли, солнышко занималося..."

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака.  Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова. "Выпускала сокола да из правого рукава", говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы

другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.

Том 2, часть 1, главы 15-16.


Николай Ростов, Наташа Ростова, Денисов

Пение Наташи

Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; Сказать "завтра" и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно. Пение Наташа нагоняло Николая на размышления о будущем, о своем поступке; он то впадал в некую апатию, и то в эйфорию. Также оно рождало в нем кучу мыслей, меняя поведение героя. О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова.

Том 2, часть 3, главы 18-19.

Князь Андрей, Наташа Ростова, Сперанский, Магницкий,

Пение Наташи

Вернувшись домой, князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что-то новое. После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Пение Наташи пробудило в Андрее, что-то, что заставило подступить к горлу слезы. Посмотрев на нее, он почувствовал что-то счастливое, но вместе с этим ему стало грустно.

Том 4, часть 3, главы 10-11.


Денисов, Петя Ростов

«Сладкий гимн»

(Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то.- Ожиг, жиг, ожиг, жиг…-свистела натачиваемая сабля.)

В описании этого музыкального сновидения Пети Ростова, конечно, проявилась универсальная талантливость Толстого, который сам был необыкновенно музыкален, хорошо играл на фортепиано и неоднократно вставлял музыкальные сцены в свои романы, повести, рассказы, драмы. «Необычайная красота» органной, полифонической музыки сновидения-фуги, от которой Пете «страшно и радостно», психологически точно передает состояние романтической души молодого героя, который любит всех и всё. Эмоциональный сон младшего Петра не случайно предшествует в романе сну-притче старшего Петра (Пьера Безухова), так как Толстой всегда считал, что «музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве», способна «возбуждать через звуки известные чувства», не называя их.

Том 2,часть 5, главы 8-10

Наташа Ростова, Элен, Анатоль Курагин

Опера

Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. Музыка, наполняемая зал, способствовала осознанию того, что окружающие её люди, чужды и непонятны ей. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Мир музыки уже полностью завладел ее чувствами и желаниями.





























Заключение.


  1. В результате целенаправленного анализа литературных эпизодов нами было выявлено, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа.

  2. Были установлены закономерности и взаимосвязь использования музыкальных произведений и замысла автора художественного текста.

  3. Была подтверждена гипотеза о том, что музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.

Пусть музыка на страницах романа не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, все равно не поворачивается язык сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне. Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом.



























Список литературы


  1. Бартосик М. Х. Выразительно-смысловая значимость несобственно-поэтических средств в романах Л. Н. Толстого. Автореф. д.к. М., 1984.

  2. Цит. По Бабаеву Э. Г. Лев Толстой и музыка // Лев Толстой и музыка. М.: Советский композитор, 1977. — С. 12.

  3. Вишневская И. Театр в прозе Толстого // В мире Толстого. Сб. статей. М.: Советский писатель, 1978. — С. 357–384.

  4. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом (переводы, критика, влияние). М.: Советский писатель, 1978. — С. 223.

  5. Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. М.: Советский писатель, 1957.

  6. Соловьёв-Андреевич Е.А. «Л.Н.Толстой. Его жизнь и литературная деятельность».

  7. Л.Н.Толстой «Война и мир».

  8. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1975.



























Приложение I

Отрывки из литературных текстов:

том 1, часть 2, главы 1-2

«…Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: "Не заря ли, солнышко занималося..." и кончавшуюся словами: "То-то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом..." Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место "Каменскиим отцом" вставляли слова: "Кутузовым отцом». Оторвав по-солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что-то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую-то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:

Ах, вы, сени мои, сени!

"Сени новые мои...", подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей. Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:

- Друг сердечный, ты как? - сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.

- Я как? - отвечал холодно Долохов, - как видишь.

Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.

- Ну, как ладишь с начальством? - спросил Жерков.

- Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?

- Прикомандирован, дежурю…»

Том 2, часть 1, главы 15-16.

«…"О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека", - думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью. Сказать "завтра" и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно. «У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?", подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды. Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркаролы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее. Николай стал ходить взад и вперед по комнате. «И вот охота заставлять ее петь? - что она может петь? И ничего тут нет веселого", думал Николай. Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. "Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать", говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его. «Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют! «Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.

"Что ж это такое? - подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. - Что с ней сделалось? Как она поет нынче?" - подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: "Oh mio crudele affetto... 24 Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! - думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - всё это вздор... а вот оно настоящее... Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!... как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!" - и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. "Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!" подумал он.

О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!... Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...»

Том 2,часть 3, главы 18-19.

«…После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?... О своих надеждах на будущее?... Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо-сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно-великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время ее пения. Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и все, что она делает…»

Том 4, часть 3, главы 10-11.

«…Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.

Петя стал закрывать глаза и покачиваться.

Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то.

- Ожиг, жиг, ожиг, жиг... - свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы - но лучше и чище, чем скрипки и трубы, - каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять

разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. "Ах, да, ведь это я во сне, - качнувшись наперед, сказал себе Петя. - Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!.."

Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. "Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу", - сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.

"Ну, тише, тише, замирайте теперь. - И звуки слушались его. - Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. - И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. - Ну, голоса, приставайте!" - приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг... свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.

Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.

- Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.

Петя очнулся.

- Уж светает, право, светает! - вскрикнул он…»

Том 2,часть 5, главы 8-10

«…Как только поднялась занавесь, в ложах и партере все замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили все внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть. На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками. Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться. После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно-наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. "Должно быть это так надобно!" думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало-по-малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее. Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить. Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, все казалось просто и естественно. Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.

Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней. Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что-то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему-то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.

Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что-то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что-то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей. Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что-нибудь дурное. Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.

- Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, - сказала она, - весь город про них кричит, а я их не знаю.

Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.

- Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, - говорила Элен. - И как вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!

Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально.

- Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, - сказала она Наташе с своей однообразно-красивой улыбкой.

В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея, дурно пропел что-то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными волосами и стояла около трона. Она о чем-то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе. Потом скрипки заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцовали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что-то под музыку, и все стали петь. Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать: Дюпора! Дюпора! Дюпора! Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя...»











Приложение II

Афоризмы Л.Н.Толстого о музыке.

  • Музыка — высшее в мире искусство.

  • Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.

  • Это совсем особенное, совсем особенное средство общения с людьми.

  • Музыка есть стенография чувств.

  • Музыка - это единственное из мирского, что действует на меня.

  • Я думаю, что музыка - это наиболее практическое доказательство духовности нашего общества.

  • Когда бывает, что думал и забыл о чем думал, но помнишь и знаешь, какого характера были мысли: грустные, унылые, тяжелые, веселые, бодрые, помнишь даже ход: сначала шло грустно, а потом успокоилось и т. п., когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Музыка в романе Толстого "Война и мир"

Автор: Шевлякова Елена Евгеньевна

Дата: 15.08.2016

Номер свидетельства: 339403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». "
    ["seo_title"] => string(67) "izobrazhieniie-voiny-1812-ghoda-v-romanie-l-n-tolstogho-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "221622"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435489006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) ""Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека..." "
    ["seo_title"] => string(73) "voina-eto-biezumiie-zastavliaiushchieie-usomnit-sia-v-razumie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "132372"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416329825"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_pamiati_l_n_tolstogho_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056566"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "145973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419023760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства