kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция                                " Памяти Льва Николаевича Толстого". 10 класс

Автор -  Мийманбаева Фатима Нуруевна.

Оформление – портрет Л. Н. Толстого, газеты, рисунки, баннеры.

Оборудование – компьютер, экран, колонки, микрофон.

(Пока учащиеся собираются, звучит музыка Поля Мориа «Менуэт» и Моцарта «Фигаро»).

Звучит «Лунная соната» Бетховена, затихает, выходят ведущие.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья, дорогие гости. Мы начинаем наш литературный праздник, посвященный великому писателю, человеку Л. Н. Толстому.

Звучит музыка – вальс Арама Хачатуряна. Кружиться в вальсе пара.

Ведущий 2. Завтра, 20 ноября более ста лет как умер великий русский писатель Л. Н. Толстой. Мы знаем, не будь в истории России этого человека, в духовном наследии русского народа осталось бы что-то неизученным, не пройденным. Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься  в глубину человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон в жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Ведущий 3. Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Давайте посмотрим, свидетелем каких событий в жизни России был писатель:

Ведущий 1.1837 г. – смерть Пушкина.

Ведущий 2. 1841 г. - смерть Лермонтова.

Ведущий 3. 1852г. – смерть Н. В. Гоголя.

Ведущий 1. 1854г. – знакомство с Н. Г. Чернышевским, сотрудником журнала «Современник».

Ведущий 2. 1853 – 1856 г.  - Крымская война.

Ведущий 3. 1855 г. – смерть Николая I.

Ведущий 1. 1861 г. – крестьянская реформа, отмена крепостного права.

Ведущий 2. 1866 г. – покушение Д. В. Каракозова на Александра II.

Ведущий 3. 1871 г. – Парижская коммуна.

Ведущий 1. 1876 г. – возникновение общества «Земля и Воля».

Ведущий 2. 1877 – 1878 г. – русско-турецкая война.

Ведущий 3. 1881 – смерть Александра II.

Ведущий 1.1887 г. – попытка покушения на Александра III.

Ведущий 2. 1904 – 1905 г. – русско-японская война, 9 января 1905 – «Кровавое воскресенье».

Ведущий 3. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Н. Л. Толстого.

Ведущий 1. Имя Толстого было хорошо известно за пределами России, о чём свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, Проспер Мериме, Жорж Санд, Оноре де Бальзак, Ромен Роллан…

Ведущий 2. «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя», -  писал Толстой.

Ведущий 3. Всю жизнь Л. Николаевич пытался понять суть предназначения человека на земле… Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял свои знания, закалял волю.

Ведущий 1.

О вечной красоте, напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползет, шипя на всё змеёю,

Тот видит сор один…

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землёю,

Вся даль безбрежная светла!

(А. Апухтин «Графу Л. Н. Толстому», отрывок)

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (40 сек.).

Ведущий 2. Толстой хорошо знал, понимал и любил музыку. В доме часто звучали произведения Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задумчивости, искренности и мелодической красоты.

Звучит «Серенада» Франца Шуберта (1 мин.).

Ведущий 3. На выставке, посвященной  Л.Н.Толстому,мы могли бы увидеть такие грамзаписи, как, например: ария Дон Жуана и дуэт из оперы Моцарта «Дон Жуан», романс Глинки «Не искушай меня без нужды», сонаты Бетховена, цыганские романсы.

Звучит лунная соната Бетховена (45 сек.).

Ведущий 1. Смолоду Толстой был самостоятельным. Он много работал над собой и даже составил правила, в которые верил со всем даром своей души.

Ведущий 2. Вот эти правила:

  • Что назначено непременно исполнять, то исполнять, несмотря ни на что.
  • Что исполняешь, исполняй хорошо.

Ведущий 3.

  • Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силой.
  • Читай и думай всегда долго.

Ведущий 1. Толстой учился самостоятельно и разработал программу. Которую был намерен осуществить за два года. Замыслы по само образованию поражает своей грандиозностью:

Ведущий 2.

  • Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в институте.

Ведущий 3.

  • Изучить практическую медицину и часть теоритической.

Ведущий 1.

  • Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.

Ведущий 2.

  • Изучить сельское хозяйство как теоритически, так и практически.

Ведущий 3.

  • Изучить историю, географию, статистику.

Ведущий 1.

  • Изучить математику гимназический курс.

Ведущий 2.

  • Написать диссертацию.

Ведущий 3.

  • Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Ведущий 1.Правда искусства у Толстого не отделима от правды жизни. В поиски правды, смысла его бытия, отнюдь не были легкими и простыми.

Ведущий 2. В последние годы жизни Толстой нёс тяжкий крест напряженной духовной работы. Л. Николаевич мучительно осознавал весь грех барской жизни среди окружавшей его бедности.

От всякой собственности лично для себя он отказался ещё в 1894 году, позже отказался и от гонораров за все свои сочинения, написанные им после духовного перелома, что привело к обострению отношений в семье. Все это заставляло Толстого все более и более склоняться к тому, чтобы уйти из дома.

Ведущий 3. На коней в ночь с 27 на 28-е октября 1910 он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении преданной ему дочери Александры и доктора ДушанаМаковитского. В дороге он простудился и заболел воспалением легких. Пришлось сойти с поезда и остановиться на станции «Астапово» Рязанской железной дороги, где Л. Н. Толстой скончался 20-го ноября 1910 года.

Звучит Моцарт «Реквием» (50 сек.).

Чтец 1.

Над Ясной Поляной свинцовые тучи.

Не будет уже ни дождливей, ни знобче.

Все смотрится ярче, а значит – и лучше.

Как эти снежинки, летящие в ночи.

Журчит колее, обтекая колёса,

Вода перед тем, как застынуть до мая.

Ну будет уже допотопных вопросов,

А будет дорога – стальная, прямая.

Колени укутаны клетчатым пледом.

Снежинка сверкнула в ресницах тенетах.

Не будет уже ни зимы ни лета,

А лишь – ощущенье любви и полёта.

Швыряются липкою грязью копыта.

Возок исчезает в расхристанной роще.

Ни что не иссякло, ничто не забыто.

Ничто в этом мире не сделалось проще.

(Г. Горбовский «Над Ясной Поляной»).

Чтец 2.

Средь тысяч народившихся в то время –

Один из них с пытливою душой,

В последствии не мыслимое бремя

Взваливший, звался – Лев Толстой.

С сознаньем полностью открытым миру,

И с чающим познания умом,

В руках державшей творческую лиру,

Вручённую с надеждою Отцом.

Он в юности создал свод строгих правил,

Программу совершенства и пути.

Читавших – от падения избавил,

Когда Евангелие было взаперти.

Но вот, надевший форму в дни сражений,

Вступил он в бой за Севастополь, Крым.

Блестящий офицер, кто без сомнений

Тогда избрал артиллерийский дым.

Он мог закрыться планом совершенства,

Уйти в литературу с головой.

И даже в силу графского степенства

Мог не сражаться на передовой.

Но мог ли Лев с открытым, чутким сердцем

И обострённой совестью своей

Укрыться, спрятаться, куда-то деться

От близких залпов вражьих батарей?

Прошли года – в работах и свершеньях.

Расскажет всё история, молва.

Но вырос безо всякого сомненья

Лев Николаевич из Лёвушки и Льва.

Он был писателем эпохи, судеб,

Любви, характеров, семейных драм,

Стал прорицателем причин и сути,

Войны и мира – меж народов, стран.

Хоть отказался он потом от многих

Своих талантливых, прекрасных книг,

На нашем жизненном пути – дороге

Спасительные знаки он воздвиг.

Звучит вальс Арама Хачатуряна, танцует пара.

Выступают учащиеся (3 – 4 человека). Они читают наизусть отрывки из произведения Л. Н. Толстого.

Ведущий 1. Завершает наш литературный праздник викторина.

Викторина.

  1. Как хвали отца Пьера Безухова?                                                     (Кирилл)
  2. Когда Толстой писал роман «Война и мир»?                                             (1863 – 1869 г.)
  3. Кого в романе « Война и мир» называли «беспокойным дураком»?          (Анатоль)
  4. В каком сражении был смертельно ранен Андрей Болконский?         (Бородино)
  5. Какое прозвище было у отца А. Болконского?                 (Прусский король)
  6. Имение где родился Толстой?                                                                             (Ясная Поляна)
  7. Был ли Толстой отлучён от церкви?                                                                      ( Да, был)
  8. Кто руководил Шенграбенским сражением?                                                     (Багратион)
  9. Как звали жену Толстого?                                                                                   (Софья Андреевна)
  10. Как звали жену Пьера Безухова?                                                                                 (Элен)

Ведущий 2. Заключительно слово предоставляется учителю русской литературы.

Ведущий 3. На этом наш литературный праздник закончен.

Все расходятся под звуки симонии Моцарта и вальса Фредерика Шопена.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс»

Литературно-музыкальная композиция Памяти Льва Николаевича Толстого».

Автор - Мийманбаева Фатима Нуруевна.

Оформление – портрет Л. Н. Толстого, газеты, рисунки, баннеры.

Оборудование – компьютер, экран, колонки, микрофон.



(Пока учащиеся собираются, звучит музыка Поля Мориа «Менуэт» и Моцарта «Фигаро»).

Звучит «Лунная соната» Бетховена, затихает, выходят ведущие.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья, дорогие гости. Мы начинаем наш литературный праздник, посвященный великому писателю, человеку Л. Н. Толстому.

Звучит музыка – вальс Арама Хачатуряна. Кружиться в вальсе пара.

Ведущий 2. Завтра, 20 ноября более ста лет как умер великий русский писатель Л. Н. Толстой. Мы знаем, не будь в истории России этого человека, в духовном наследии русского народа осталось бы что-то неизученным, не пройденным. Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубину человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон в жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Ведущий 3. Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Давайте посмотрим, свидетелем каких событий в жизни России был писатель:

Ведущий 1. 1837 г. – смерть Пушкина.

Ведущий 2. 1841 г. - смерть Лермонтова.

Ведущий 3. 1852г. – смерть Н. В. Гоголя.

Ведущий 1. 1854г. – знакомство с Н. Г. Чернышевским, сотрудником журнала «Современник».

Ведущий 2. 1853 – 1856 г. - Крымская война.

Ведущий 3. 1855 г. – смерть Николая I.

Ведущий 1. 1861 г. – крестьянская реформа, отмена крепостного права.

Ведущий 2. 1866 г. – покушение Д. В. Каракозова на Александра II.

Ведущий 3. 1871 г. – Парижская коммуна.

Ведущий 1. 1876 г. – возникновение общества «Земля и Воля».

Ведущий 2. 1877 – 1878 г. – русско-турецкая война.

Ведущий 3. 1881 – смерть Александра II.

Ведущий 1. 1887 г. – попытка покушения на Александра III.

Ведущий 2. 1904 – 1905 г. – русско-японская война, 9 января 1905 – «Кровавое воскресенье».

Ведущий 3. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Н. Л. Толстого.

Ведущий 1. Имя Толстого было хорошо известно за пределами России, о чём свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, Проспер Мериме, Жорж Санд, Оноре де Бальзак, Ромен Роллан…

Ведущий 2. «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя», - писал Толстой.

Ведущий 3. Всю жизнь Л. Николаевич пытался понять суть предназначения человека на земле… Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял свои знания, закалял волю.

Ведущий 1.

О вечной красоте, напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползет, шипя на всё змеёю,

Тот видит сор один…

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землёю,

Вся даль безбрежная светла!

(А. Апухтин «Графу Л. Н. Толстому», отрывок)

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (40 сек.).

Ведущий 2. Толстой хорошо знал, понимал и любил музыку. В доме часто звучали произведения Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задумчивости, искренности и мелодической красоты.

Звучит «Серенада» Франца Шуберта (1 мин.).

Ведущий 3. На выставке, посвященной Л.Н.Толстому, мы могли бы увидеть такие грамзаписи, как, например: ария Дон Жуана и дуэт из оперы Моцарта «Дон Жуан», романс Глинки «Не искушай меня без нужды», сонаты Бетховена, цыганские романсы.

Звучит лунная соната Бетховена (45 сек.).

Ведущий 1. Смолоду Толстой был самостоятельным. Он много работал над собой и даже составил правила, в которые верил со всем даром своей души.

Ведущий 2. Вот эти правила:

  • Что назначено непременно исполнять, то исполнять, несмотря ни на что.

  • Что исполняешь, исполняй хорошо.

Ведущий 3.

  • Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силой.

  • Читай и думай всегда долго.

Ведущий 1. Толстой учился самостоятельно и разработал программу. Которую был намерен осуществить за два года. Замыслы по само образованию поражает своей грандиозностью:

Ведущий 2.

  • Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в институте.

Ведущий 3.

  • Изучить практическую медицину и часть теоритической.

Ведущий 1.

  • Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.

Ведущий 2.

  • Изучить сельское хозяйство как теоритически, так и практически.

Ведущий 3.

  • Изучить историю, географию, статистику.

Ведущий 1.

  • Изучить математику гимназический курс.

Ведущий 2.

  • Написать диссертацию.

Ведущий 3.

  • Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Ведущий 1. Правда искусства у Толстого не отделима от правды жизни. В поиски правды, смысла его бытия, отнюдь не были легкими и простыми.

Ведущий 2. В последние годы жизни Толстой нёс тяжкий крест напряженной духовной работы. Л. Николаевич мучительно осознавал весь грех барской жизни среди окружавшей его бедности.

От всякой собственности лично для себя он отказался ещё в 1894 году, позже отказался и от гонораров за все свои сочинения, написанные им после духовного перелома, что привело к обострению отношений в семье. Все это заставляло Толстого все более и более склоняться к тому, чтобы уйти из дома.

Ведущий 3. На коней в ночь с 27 на 28-е октября 1910 он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении преданной ему дочери Александры и доктора Душана Маковитского. В дороге он простудился и заболел воспалением легких. Пришлось сойти с поезда и остановиться на станции «Астапово» Рязанской железной дороги, где Л. Н. Толстой скончался 20-го ноября 1910 года.

Звучит Моцарт «Реквием» (50 сек.).

Чтец 1.

Над Ясной Поляной свинцовые тучи.

Не будет уже ни дождливей, ни знобче.

Все смотрится ярче, а значит – и лучше.

Как эти снежинки, летящие в ночи.

Журчит колее, обтекая колёса,

Вода перед тем, как застынуть до мая.

Ну будет уже допотопных вопросов,

А будет дорога – стальная, прямая.

Колени укутаны клетчатым пледом.

Снежинка сверкнула в ресницах тенетах.

Не будет уже ни зимы ни лета,

А лишь – ощущенье любви и полёта.

Швыряются липкою грязью копыта.

Возок исчезает в расхристанной роще.

Ни что не иссякло, ничто не забыто.

Ничто в этом мире не сделалось проще.

(Г. Горбовский «Над Ясной Поляной»).

Чтец 2.

Средь тысяч народившихся в то время –

Один из них с пытливою душой,

В последствии не мыслимое бремя

Взваливший, звался – Лев Толстой.

С сознаньем полностью открытым миру,

И с чающим познания умом,

В руках державшей творческую лиру,

Вручённую с надеждою Отцом.

Он в юности создал свод строгих правил,

Программу совершенства и пути.

Читавших – от падения избавил,

Когда Евангелие было взаперти.

Но вот, надевший форму в дни сражений,

Вступил он в бой за Севастополь, Крым.

Блестящий офицер, кто без сомнений

Тогда избрал артиллерийский дым.

Он мог закрыться планом совершенства,

Уйти в литературу с головой.

И даже в силу графского степенства

Мог не сражаться на передовой.

Но мог ли Лев с открытым, чутким сердцем

И обострённой совестью своей

Укрыться, спрятаться, куда-то деться

От близких залпов вражьих батарей?

Прошли года – в работах и свершеньях.

Расскажет всё история, молва.

Но вырос безо всякого сомненья

Лев Николаевич из Лёвушки и Льва.

Он был писателем эпохи, судеб,

Любви, характеров, семейных драм,

Стал прорицателем причин и сути,

Войны и мира – меж народов, стран.

Хоть отказался он потом от многих

Своих талантливых, прекрасных книг,

На нашем жизненном пути – дороге

Спасительные знаки он воздвиг.

Звучит вальс Арама Хачатуряна, танцует пара.

Выступают учащиеся (3 – 4 человека). Они читают наизусть отрывки из произведения Л. Н. Толстого.

Ведущий 1. Завершает наш литературный праздник викторина.

Викторина.

  1. Как хвали отца Пьера Безухова? (Кирилл)

  2. Когда Толстой писал роман «Война и мир»? (1863 – 1869 г.)

  3. Кого в романе « Война и мир» называли «беспокойным дураком»? (Анатоль)

  4. В каком сражении был смертельно ранен Андрей Болконский? (Бородино)

  5. Какое прозвище было у отца А. Болконского? (Прусский король)

  6. Имение где родился Толстой? (Ясная Поляна)

  7. Был ли Толстой отлучён от церкви? ( Да, был)

  8. Кто руководил Шенграбенским сражением? (Багратион)

  9. Как звали жену Толстого? (Софья Андреевна)

  10. Как звали жену Пьера Безухова? (Элен)



Ведущий 2. Заключительно слово предоставляется учителю русской литературы.

Ведущий 3. На этом наш литературный праздник закончен.



Все расходятся под звуки симонии Моцарта и вальса Фредерика Шопена.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс

Автор: Мийманбаева Фатима Нуруевна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398650

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства