Просмотр содержимого документа
«Методы и формы, развивающие познавательную активность и самостоятельность в обучении учащихся»
Феденева В.С. КГУ «Коррекционная школа-интернат №1» Управления образования ВКО, город Зыряновск.
Методы и формы, развивающие познавательную активность и самостоятельность в обучении учащихся.
В условиях обновления содержания образования большое внимание уделяется формированию и развитию у учащихся умений самостоятельно выполнять поставленные учебные задачи. А для этого учителю необходимо воспитывать интерес к предмету, к учению, потребность в знаниях.
Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. К.Д.Успенский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.
Занимательный материал не только увлекает, но и воспитывает самостоятельность, инициативу, волю ребенка. Приучает считаться с интересами товарищей, развивает умения работать в коллективе, помогает активизировать мыслительный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к обучению.
Все эти умения заложены в целевых установках в обновленных программах по русскому языку.
В своей практике я использую различный занимательный материал: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, игровые ситуации.
Большой интерес у учеников вызывают нестандартные уроки. Это одно из важных средств обучения, так как они формируют устойчивый интерес к учению, снижают напряжение, скованность, которые свойственны детям, обучающимся в коррекционных классах. Такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартными уроками я обычно завершаю изучение темы. Либо начинаю новую.
Использую следующие виды нестандартных уроков: уроки соревнований и игр, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-фантазии, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты. При проведении нестандартных уроков, использую занимательный материал.
Также практикую групповую форму работы. Это обучение совместной деятельности в малой группе, их я обычно создаю по уровням обучения по Воронковой. Работа организуется в хорошо знакомой детям форме-игре, которая требует участия каждого члена группы, активизирует их познавательную активность и самостоятельность. Приведу примеры некоторых игр, которые я использую на уроках.
Игра 1. «Знакомство». Школьники вместе с учителями рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет свое имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа.
Игра 2. «Назови другого»
Ведущий называет имя участника игры, кидает ему мяч, тот другому, называя его имя и.т.д. По окончании игры проводится беседа:
-понравилась ли вам игра? С кем в группе больше всего понравилось играть ? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? Почему не удалась игра? В зависимости от результата. В 6 классе происходит включение в групповую работу предметного материала, связанного с выполнением практических заданий.
Задача 1. Ученик должен составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяя звуки, а другой составляет модель слова из фишек, слогов, или букв. Затем происходит смена ролей.
Задача 2. Игра «Контролер».
Задание то же: составить звуковую модель слова, работая в парах. Один ученик составляет , а другой наблюдает за ним, контролирует, оценивает. Затем смена ролей. Другой вариант игры, когда дети одновременно производят действия, а затем – взаимоконтроль.
У детей, поступающих в нашу школу, затруднена коммуникативная деятельность, вербализация чувств и мыслей. Слабо развита речь. Однако они «участвуют в разговоре» невербально, посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка. Ребенок создает персонажи.
Для этого я применяю еще одну из форм групповых занятий- арт- терапевтические занятия, один из видов этих занятий- куклотерапию. Созданные ребенком персонажи не только его «партнеры» по коммуникациям, но и своеобразная психологическая защита, позволяющая «спрятаться» за ролью. В спонтанном спектакле «актеру» кажется, что вовсе не он, а кукла как-то себя ведет, что-то говорит, причем сам ребенок за это не отвечает. Такая работа способствует выработке необходимых навыков общения, формирует уверенность, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, активизирует деятельность учащихся, развивает речь.
Такие занятия провожу на уроках чтения и развития речи, русского языка. Занимают они не целый урок, а только часть. Занятия проводятся в непринужденной форме, предоставляется высокая степень свободы и самостоятельности.