Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира и азбуке Смоленского края
Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира и азбуке Смоленского края
Развитие познавательной активности учащихся
на уроках окружающего мира и азбуке Смоленского края.
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Поведение человека всегда мотивировано.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА! ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России» («Окружающий мир» А.А.Плешаков). Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Есть категория учащихся среди моих учеников, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты. Особенность учебника А.А. Плешакова – разнообразие домашних заданий, направленных на работу с дополнительной литературой, выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует активизации познавательной активности учеников, развитию практических умений и навыков, творческих способностей.
А.А.Плешаковым разработана «Рабочая тетрадь по окружающему миру». Она помогает детям усвоить изученный материал, проверить свои знания. Практика показала, с каким желанием и интересом дети выполняют задания в этих тетрадях. Самостоятельная, проверочная работа не вызывают у ребят страха, т.к. работа на уроке и выполнение домашних заданий дают возможность каждому ученику приобрести прочные знания.
Очень помогает в развитии интереса к предмету, раскрытии потенциала ученика метод проектов. Работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями в течение заданного времени.
Благодаря этому методу учениками были созданы:
Сборник примет «Азбука народной мудрости»
Сборник загадок о животных, растениях и явлениях природы
Сборник сообщений о лекарственных растениях
Сборник сведений о комнатных растениях, которые растут в нашем кабинете.
Сборник сообщений о животных Красной книги Смоленской области.
На своих уроках я использую экологические сказки и экологические задачи. Это также помогает детям учиться рассуждать, оценивать различные ситуации. Стараемся выслушивать различные мнения и делать выводы.
Очень помогают в развитии интереса к предмету экскурсии в библиотеку, где нам предлагают широкий диапазон бесед, игр, викторин по разной тематике. Как результат в библиотеке была проведена выставка наших рисунков по временам года.
В развитии интереса к предмету большое значение имеют экскурсии, которые я провожу в «тандеме» с классом Шитовой Н.П. Экскурсии, которые посетили наши дети помогают и в изучении предмета Азбука Смоленского края. За 2,5 года обучения дети побывали в Талашкино, в музее Коненкого, в музее природы,историческом музее, музее Великой Отечественной войны, музее «Башня Громовая», «Кузница», музее льна, художественной галерее. Прошло несколько экскурсий по городу по разной тематике: «Крылатые земляки», «Храмы и монастыри», «Успенский собор», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война на Смоленщине». Некоторые музеи мы посетили ни один раз, там у нас проходили мастер-классы по работе с берестой; мастер-класс по письменности, где дети учились писать перьевыми ручками.
Детям интересно увидеть и потрогать то, о чём рассказывал на уроке учитель или прочитали в учебнике. После таких экскурсий учащиеся часто приносят рисунки, на которых они передают свои впечатления об увиденном.
Большой итоговой работой было создание рукописных книг. Тематика книг никак не ограничивалась. Таким образом были созданы книги о письменности, о древнем Смоленске, об одежде древних смолян, о праздниках на Руси.
Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной активности детей на уроках окружающего мира и Азбуки Смоленского края эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности. Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, к осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, их активностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира и азбуке Смоленского края »
МБОУ «СШ №30 им.С.А.Железнова»
г.Смоленска
Учитель начальных классов
Белова Л.А.
Развитие познавательной активности учащихся
на уроках окружающего мира и АСК.
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Поведение человека всегда мотивировано. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!! ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России» («Окружающий мир» А.А.Плешаков). Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Есть категория учащихся среди моих учеников, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты. Особенность учебника А.А. Плешакова – разнообразие домашних заданий, направленных на работу с дополнительной литературой, выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует активизации познавательной активности учеников, развитию практических умений и навыков, творческих способностей.
А.А.Плешаковым разработана «Рабочая тетрадь по окружающему миру». Она помогает детям усвоить изученный материал, проверить свои знания. Практика показала, с каким желанием и интересом дети выполняют задания в этих тетрадях. Самостоятельная, проверочная работа не вызывают у ребят страха, т.к. работа на уроке и выполнение домашних заданий дают возможность каждому ученику приобрести прочные знания.
Очень помогает в развитии интереса к предмету, раскрытии потенциала ученика метод проектов. Работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями в течение заданного времени.
Благодаря этому методу учениками были созданы:
Сборник примет «Азбука народной мудрости»
Сборник загадок о животных , растениях и явлениях природы
Сборник сообщений о лекарственных растениях
Сборник сведений о комнатных растениях, которые растут в нашем кабинете.
Сборник сообщений о животных Красной книги Смоленской области.
На своих уроках я использую экологические сказки и экологические задачи. Это также помогает детям учиться рассуждать, оценивать различные ситуации. Стараемся выслушивать различные мнения и делать выводы.
Очень помогают в развитии интереса к предмету экскурсии в библиотеку, где нам предлагают широкий диапазон бесед, игр, викторин по разной тематике. Как результат в библиотеке была проведена выставка наших рисунков по временам года.
В развитии интереса к предмету большое значение имеют экскурсии, которые я провожу в «тандеме» с классом Шитовой Н.П. Экскурсии, которые посетили наши дети помогают и в изучении предмета Азбука Смоленского края. За 2,5 года обучения дети побывали в Талашкино, в музее Коненкого, в музее природы,историческом музее, музее Великой Отечественной войны, музее «Башня Громовая», «Кузница», музее льна, художественной галерее. Прошло несколько экскурсий по городу по разной тематике: «Крылатые земляки», «Храмы и монастыри», «Успенский собор», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война на Смоленщине». Некоторые музеи мы посетили ни один раз, там у нас проходили мастер-классы по работе с берестой; мастер-класс по письменности, где дети учились писать перьевыми ручками.
Детям интересно увидеть и потрогать то, о чём рассказывал на уроке учитель или прочитали в учебнике. После таких экскурсий учащиеся часто приносят рисунки, на которых они передают свои впечатления об увиденном.
Большой итоговой работой было создание рукописных книг. Тематика книг никак не ограничивалась. Таким образом были созданы книги о письменности, о древнем Смоленске, об одежде древних смолян, о праздниках на Руси.
Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной активности детей на уроках окружающего мира и Азбуки Смоленского края эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности. Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, к осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, их активностью.