kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Комплексный анализ текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ прозаического и лирического текстов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Комплексный анализ текста"»

План комплексного анализа прозаического текста

1. Тема, идея, проблематика.

2. Композиция.

3. Хронотоп (художественное время и художественное место)

4. Система образов.

5. Характеристика главных героев (анализ «говорящих» фамилий, портретных зарисовок, отношений между героями, поступков героя, его речи, авторского отношения к герою).

6. Литературные параллели.

7. Значение произведения в литературе.



Примерный образец


В предложенном тексте говорится о__________ (коротко пересказать). Главное внимание читателя ________ (ФИО автора) сосредотачивает на теме __________. Раскрывая ее, автор поднимает следующие проблемы: _____________. Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, яркими образами героев писатель утверждает основную мысль - _____________ (сформулировать идею). На мой взгляд, само название произведения отражает тему/идею, так как _____________.

Композиция произведения ____________ (линейная, зеркальная, ретроспективная). ___________ - такова экспозиция анализируемого произведения. Завязкой действия является_____________. Далее детально (кратко, штрихами) говорится о _____________. Наибольшего накала повествование достигает при ____________ (это и есть кульминация произведения).

Повествование в тексте ведется от _______(первого, третьего) лица. (Если от лица героя)Автор доверяет функцию рассказчика герою (героине), которая рассказывает о произошедшем эмоционально , достоверно. (Если от лица рассказчика, не являющегося действующим персонажем) Рассказчик объективно говорит о случившемся, скрыто (явно) давая свою оценку событиям и героям : _________ (пояснить , как он к кому-то и чему-то относится, что осуждает , чему симпатизирует).

Основная форма речи – диалог/ монолог/полилог, позволяющий увидеть разные позиции по вопросу _________/ проследить за мыслями героя по поводу ___________ и понять, что его мировоззрение под воздействием _________ претерпело изменения/ осталось неизменным.

Время действия - ________________(указать историческую эпоху, время года, какой временной период описан). Место действия - __________________(отметить, что дано: сужение или расширение пространства).

Конечно, для постижения смысла произведения важна созданная __________(ФИО автора) система образов ,среди которых можно выделить главных ( _______, перечислить их) и второстепенных (____________) героев.

Именно на образе _______решается основная тема произведения. Это человек , для которого свойственно ____________: «_____Процитировать отрывок из текста_______». Уже в его портрете мы угадываем такие качества характера ,как __________. Не менее ярок и психологический портрет __________(имя героя): __________________(описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях). Речевая характеристика героя (употребление книжной/ просторечной лексики, фразеологизмов, пословиц) говорит о его образованности/ близости к простому народу.

_______(имя героя) противопоставлен ____________. Это ____________________. Он говорит о_________(описать систему взглядов героя, используя цитирование).

Отношение автора к героям однозначно/неоднозначно: ____________(пояснить).

Говоря о __________(имя героя) ,вспоминается ___________ , герой произведения «_________» ________(ФИО автора). Их сближает ________________ .

Немаловажную роль в раскрытии образов героев играет пейзаж. ________________ (описать эпизод , охарактеризовать средства выразительности, их функцию).

«_________»(название анализируемого произведения), словно одна из картин литературной галереи, ярко и образно говорит о __________________.
















План анализа лирического произведения

1.Первое впечатление от прочитанного, ассоциации. Смысл заглавия.

2. Тема. Основные образы.

3. Жанровые особенности. Идея.

4. Композиция стих-я. Деление на микротемы.

5. Образ лирического героя.

6. Средства выразительности:

- фонетические: аллитерация (повтор одних и тех же согласных звуков), ассонанс (повторение гласных звуков); прием звукописи

- лексические: эмоционально-окрашенные слова,

книжная/ разговорная лексика;

тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, метонимия, оксюморон, ирония, сарказм),

лексический повтор;

- морфологические: слова какой части речи преобладают, какова их функция;

- синтаксические: простые или сложные предложения,

односоставные или двусоставные предложения,

риторический вопрос, риторическое восклицание ,риторическое обращение,

инверсия, градация, синтаксический параллелизм, парцелляция,

- прием цветописи.

7. Особенности ритма, рифмы ,стихотворного размера.



Образец анализа

__________,_____________,_______ - такая картина возникает в воображении после прочтения стихотворения __________(ФИО автора) «______». Словно вторит ассоциациям читателя название произведения.

Предметом изображения поэта становится (является) ____________. Перед нами возникает вереница ярких образов (___________,____________,______________,_________), свидетельствующих о том, что основная тема стихотворения - __________________.

Это поэтическое произведение воспринимается как ________________(лирическая миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка, элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление). _____________,_____________ - вот центральные вопросы ,с которыми поэт обращается к читателю. __________(автор)постепенно подводит нас к основной мысли: _______________(сформулировать идею).

В композиционном плане стихотворение распадается на ____частей: ___________,_________ (описать микротемы). Развитие сюжета / чувства _________ ( динамично/ статично).

Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем. Ему важно __________________. Онсозерцатель/ активный деятель. Лирический герой тонко чувствует природу: _____________.

Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует широкий арсенал средств художественной выразительности. Стихотворение воспринимается как некое музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы с помощью ассонансов/аллитераций(______________), приема звукописи (______________).

Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим такие эмоционально-окрашенные слова, как «______», «___» ,позволяющие передать восторг ,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость лирического героя от _________.

Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет просто , убедительно говорить о такомчувстве/понятии, как _______.

Разнообразны и использованные _________(автор) тропы. Яркие эпитеты («____», «__») подчеркивают ____________, метафоры («____________», «_____») помогают образно представить ___________.....

В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/ глаголы ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых поэтом картинах, динамике событий/чувств.

Среди синтаксических средств выразительности можно отметить использование риторических восклицаний («______!»), передающих чувство ____________; инверсию («_________»), обращающую внимание читателя на слове «________»…..

Поражает и цветопись стихотворения: ____________(прокомментировать).

Обилие (или сочетаниепростых/ сложныходносоставных/ двусоставных предложений способствует передаче ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к быстрому темпу ___строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и стихотворным размером - _________(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Мелодика стихотворения минорная/ мажорная. _________________(привести свои ассоциации: может быть, колокольные перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия…).

Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ___________( смежная, кольцевая, перекрестная).

Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Комплексный анализ текста"

Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры») "
    ["seo_title"] => string(86) "komplieksnyi-analiz-tieksta-epizod-iz-rasskaza-k-g-paustovskogho-dorozhnyie-razghovory"
    ["file_id"] => string(6) "225927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439982234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(46) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403512935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства