kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как анализировать прозаическое произведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал предназначен как для учителя, так и для учащихся 9-11 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как анализировать прозаическое произведение»

План анализа прозы

  1. История создания.

  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

    • ДЛ (действующие лица);

    • события.

  3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

    • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;

    • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;

    • развитие действия;

    • кульминация;

    • развязка;

    • эпилог.

  4. Композиция:

    • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

    • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

    • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

    • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

    • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

  5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

  6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

    • выбор темы и ее раскрытие;

    • разработку любимых жанровых форм;

    • язык;

    • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

  7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).

  8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

    • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

    • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

      1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

      2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

    • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

    • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

      1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

      2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

      3. исторический - о событиях прошлого;

      4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

      5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

      6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

    • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Как анализировать прозаическое произведение

Автор: Заливена Оксана Алексеевна

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Произведения для детей» К.Г. Паустовский Сказка «Стальное колечко» "
    ["seo_title"] => string(71) "proizviedieniia-dlia-dietiei-k-g-paustovskii-skazka-stal-noie-koliechko"
    ["file_id"] => string(6) "191305"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427291377"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Изобразительно-выразительные средства в произведении."
    ["seo_title"] => string(80) "a_s_pushkin_pesn_o_veshchem_olege_izobrazitelno_vyrazitelnye_sredstva_v_proizved"
    ["file_id"] => string(6) "548553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588405238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по литературному чтению. Б. Житков  «Как я ловил человечков»."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiubzhitkovkakialovilchieloviechkov"
    ["file_id"] => string(6) "256537"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448174555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-rasskazu-iu-sotnika-gadiuka-na-tiemu-sposobnost-k-ponimaniiu-sochuvstviiu-ghotovnost-priiti-na-pomoshch"
    ["file_id"] => string(6) "103544"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402590774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Пойдем ко мне на елку, мальчик" по рассказу Достоевского"
    ["seo_title"] => string(51) "poidiemkomnienaielkumalchikporasskazudostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "277468"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452919934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства