kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. Б. Житков «Как я ловил человечков».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение.

Тема урока: Б. Житков «Как я ловил человечков». Герой-выдумщик.

Цели деятельности учителя

Показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя стихотворения, создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научится различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений; иметь представление о силе воображения; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем

I. Организационный момент

– Проверим готовность к уроку.

На уроке не болтаем!

И в работу ум включаем:

Думай, мысли, вспоминай,

На вопросы отвечай!

– Я надеюсь, что у нас всё получится! Улыбнитесь друг другу и мне

II. Актуализация знаний.

-  Какой раздел мы изучали на уроках литературного чтения?

- Как бы вы ответили на вопрос – почему люди фантазируют?

- Какие приемы авторы используют в своих произведениях

  III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?

– С каким произведением познакомимся сегодня?

– Назовите страницу учебника.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

IV. Первичное восприятие текста

– Понравилось произведение?

– Выразите своё мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

– Объясните значение слов:

Корма – задняя часть судна.

Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

– Где в тексте вы встретились с понятием «модель»?

– От чьего имени идет повествование?

– Назовите предмет обожания мальчика

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

– Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: циклы  «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова − сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества.

– Прочитайте первый отрывок из произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков».

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? (Сравнение.)

– Какое из данных средств художественной выразительности отметили? (Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

VI. Синтетическая обобщающая беседа по тексту

– Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвией.

– Чем пароходик особенно понравился мальчику? (Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны.) Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? (Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «…лучше спрячу-ка от греха подальше».)

– Найдите и перечитайте описание пароходика. Он увиден глазами мальчика? («Я такого никогда не видал» (в начале), «Ах, какие замечательные (якоря)! Если б хоть один у меня такой был!» (в конце). Мальчик использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «.будочка, как домик»; «с окошечками и дверкой»; «.винт, как медная розочка».)

– Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. (Можно предположить, что в семье бабушки или среди друзей были моряки и этот пароходик –  подарок от какого-то близкого человека, память о нем.) Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря».

– Посмотрите в толковый словарь, чтобы уточнить, что такое мачта.

– Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? Можно ли назвать мальчика хитрецом? (Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла.)

– Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков? (Мальчику удалось обмануть бабушку: она поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отношении выдуманных человечков: мальчику показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась.)

– Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку? (Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.)

– Найдите и прочитайте строчки, из которых видно, что мальчик очень хорошо представляет себе человечков: их рост, их поведение и привычки. (Учащиеся читают первый и второй абзацы на с. 126.)

– Обратите внимание на то, как искренне расстроился мальчик, когда подумал, что спугнул человечка скрипом кровати.

– Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

– Как будет бабушка разговаривать с внуком? А внук? Кто сможет сыграть эти роли? Как называется разговор двух героев? (Диалог.)

VII. Подведение итогов  урока. Рефлексия

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто автор?

– Что нового вы узнали об авторе?

– Что мы сегодня исследовали?

– Для чего нам нужно это знать?

– Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания:

• Чуть-чуть неясно…

• Ещё придётся потрудиться…

• Урок полезен и понятен…

• Да, трудно всё-таки учиться…

– Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка.

– Тем ребятам, кто чувствовал себя не совсем уверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка за облаком.

– Что на уроке было самым интересным? Трудным?

– Довольны своей работой на уроке?

– Удалось ли достигнуть поставленной цели?

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица бабушки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Б. Житков «Как я ловил человечков».»

Литературное чтение.

Тема урока: Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»



Цели деятельности учителя

Показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя стихотворения, создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научится различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений; иметь представление о силе воображения; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем

I. Организационный момент

– Проверим готовность к уроку.

На уроке не болтаем!

И в работу ум включаем:

Думай, мысли, вспоминай,

На вопросы отвечай!

– Я надеюсь, что у нас всё получится! Улыбнитесь друг другу и мне

II. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучали на уроках литературного чтения?

- Как бы вы ответили на вопрос – почему люди фантазируют?

- Какие приемы авторы используют в своих произведениях

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?

– С каким произведением познакомимся сегодня?

– Назовите страницу учебника.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

IV. Первичное восприятие текста

– Понравилось произведение?

– Выразите своё мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

– Объясните значение слов:

Корма – задняя часть судна.

Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

– Где в тексте вы встретились с понятием «модель»?

– От чьего имени идет повествование?

– Назовите предмет обожания мальчика

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

– Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова − сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества.

– Прочитайте первый отрывок из произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков».

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? (Сравнение.)

– Какое из данных средств художественной выразительности отметили? (Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

VI. Синтетическая обобщающая беседа по тексту

– Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвией.

– Чем пароходик особенно понравился мальчику? (Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны.) Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? (Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «…лучше спрячу-ка от греха подальше».)

– Найдите и перечитайте описание пароходика. Он увиден глазами мальчика? («Я такого никогда не видал» (в начале), «Ах, какие замечательные (якоря)! Если б хоть один у меня такой был!» (в конце). Мальчик использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «...будочка, как домик»; «с окошечками и дверкой»; «...винт, как медная розочка».)

– Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. (Можно предположить, что в семье бабушки или среди друзей были моряки и этот пароходик – подарок от какого-то близкого человека, память о нем.) Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря».

– Посмотрите в толковый словарь, чтобы уточнить, что такое мачта.

– Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? Можно ли назвать мальчика хитрецом? (Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла.)

– Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков? (Мальчику удалось обмануть бабушку: она поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отношении выдуманных человечков: мальчику показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась.)

– Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку? (Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.)

– Найдите и прочитайте строчки, из которых видно, что мальчик очень хорошо представляет себе человечков: их рост, их поведение и привычки. (Учащиеся читают первый и второй абзацы на с. 126.)

– Обратите внимание на то, как искренне расстроился мальчик, когда подумал, что спугнул человечка скрипом кровати.

– Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

– Как будет бабушка разговаривать с внуком? А внук? Кто сможет сыграть эти роли? Как называется разговор двух героев? (Диалог.)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто автор?

– Что нового вы узнали об авторе?

– Что мы сегодня исследовали?

– Для чего нам нужно это знать?

– Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания:

• Чуть-чуть неясно…

• Ещё придётся потрудиться…

• Урок полезен и понятен…

• Да, трудно всё-таки учиться…

– Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка.

– Тем ребятам, кто чувствовал себя не совсем уверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка за облаком.

– Что на уроке было самым интересным? Трудным?

– Довольны своей работой на уроке?

– Удалось ли достигнуть поставленной цели?

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица бабушки














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению. Б. Житков «Как я ловил человечков».

Автор: Дубатовкина Марина Ивановна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: Б. С. Житков «Как я ловил человечков»."
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_na_temu_b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chelovechkov"
    ["file_id"] => string(6) "541554"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583031530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства