kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь»

Цели:

обучающие: формировать  умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Оборудование: рисунки ребят, толковые словари.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию.

Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес). - Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.

2. Слово учителя о писателе.

            В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник. Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот.

-В какую сложную ситуацию попал Борька?  (сжатый пересказ)

-Охарактеризуйте Борьку. (синквейн, подготовленный дома )

 Автор показывает Борьку и других своих героев в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете, почему?

            Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом?

(Работа в группах, затем коллективное составление и запись в таблицу).

Помогают людям

Мешают людям

Доброта, сердечность, бескорыстие,
сочувствие, внимание, человечность

Эгоизм, зло,
равнодушие, мелочность

4. Анализ текста (беседа по содержанию).

- Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

Пассажиры отреагировали по-разному.

Брезгливо

“бррр, какая мерзость”

Нервно

“старичок побарабанил пальцами по портфелю”

Настороженно

“гадов-то этих?”

Боязливо

“ужас какой”

Заинтересованно

“и долго ты их ловил?”

Отношение учащихся

 

- Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

- Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

- Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

- Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).

(Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

- Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

- Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.

(Построение диалога.) КОЗ

- Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки и Борьки?

(“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

5. Словарная работа.

(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске

- Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …,

6. Наблюдение над языком произведения. (Работа в группах.)

- В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы

лейтенант

рабочий

колхозница

Его речь полна чувств, юмора, он готов помочь и мальчику и гадюке.

“Поищем гадюку?”

“Посмотрите на мальчика: ведь работал человек, трудился!”

Говорит четко, деловито, готов помочь мальчику, предлагает гадюку “поймать и отдать охотнику”

По-женски сетует, осознает опасность, но на деле тоже помогает мальчику, утверждая: “ведь тоже сочувствие надо иметь”.

7. Обобщение, выводы.

- Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее

  8. Подведение итогов урока.    Оценочный лист.       9 Домашнее задание

Рабочий лист

 

1. Работа в группах.

 

Качества, которые помогают людям

Качества, которые мешают людям

2. Работа в парах.

 - Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом.

Пассажиры отреагировали по- разному.                              Доказательства из текста

Брезгливо

 

Нервно

 

Настороженно

 

Боязливо

 

Заинтересованно

 

Наше отношение

 

 

3. Диалог

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. - В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы

Лейтенант

Рабочий

Колхозница

5.Самооценка_________________________________________________________________

 

Я тебе помогу!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный
Ёжась от ветра, сидит на снегу.
Голод в желудке и холод ужасный;
Мне бы помочь ему! Что ж я могу?
Взять бы домой тебя – мама не пустит.
Дать бы поесть тебе – нет ничего.
Бедный котёнок несчастный и грустный,
Жалко мне бросить тебя одного!
В чём ты, скажи, провинился, бедняжка?
Где твоя мама? Хозяин где твой?
Бедный котёнок, ах, как тебе тяжко
Сидеть одному здесь суровой зимой!
Милый, пойдём, я найду тебе место –
Мама не пустит, так другу отдам!
А что с тобой станется тут, неизвестно,
В снегу замерзать здесь тебе я не дам.
Сколько на свете бездомных, несчастных
Зверей и людей! Как им нужно помочь!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный,
Ёжась от ветра, сидит на снегу .
Голод в желудке и холод ужасный…
Скажи же ему: «Я тебе помогу!»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь» »

Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь»

Цели:

обучающие: формировать умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Оборудование: рисунки ребят, толковые словари.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию.

Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес). - Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.

2. Слово учителя о писателе.

В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник. Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот.

-В какую сложную ситуацию попал Борька? (сжатый пересказ)

-Охарактеризуйте Борьку. (синквейн, подготовленный дома )

Автор показывает Борьку и других своих героев в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете, почему?

Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом?

(Работа в группах, затем коллективное составление и запись в таблицу).







Помогают людям

Мешают людям

Доброта, сердечность, бескорыстие,
сочувствие, внимание, человечность

Эгоизм, зло,
равнодушие, мелочность

4. Анализ текста (беседа по содержанию).

- Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

Пассажиры отреагировали по-разному.

Брезгливо

“бррр, какая мерзость”

Нервно

“старичок побарабанил пальцами по портфелю”

Настороженно

“гадов-то этих?”

Боязливо

“ужас какой”

Заинтересованно

“и долго ты их ловил?”

Отношение учащихся

 

- Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

- Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

- Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

- Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).

(Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

- Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

- Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.

(Построение диалога.) КОЗ

- Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки и Борьки?

(“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

5. Словарная работа.

(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске

- Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …,

6. Наблюдение над языком произведения. (Работа в группах.)

- В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы

лейтенант

рабочий

колхозница

Его речь полна чувств, юмора, он готов помочь и мальчику и гадюке.

“Поищем гадюку?”

“Посмотрите на мальчика: ведь работал человек, трудился!”

Говорит четко, деловито, готов помочь мальчику, предлагает гадюку “поймать и отдать охотнику”

По-женски сетует, осознает опасность, но на деле тоже помогает мальчику, утверждая: “ведь тоже сочувствие надо иметь”.

7. Обобщение, выводы.

- Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее

8. Подведение итогов урока. Оценочный лист. 9 Домашнее задание

Рабочий лист


1. Работа в группах.


Качества, которые помогают людям

Качества, которые мешают людям





2. Работа в парах.

- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом.

Пассажиры отреагировали по- разному. Доказательства из текста

Брезгливо


Нервно


Настороженно


Боязливо


Заинтересованно


Наше отношение



3. Диалог

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. - В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы

Лейтенант

Рабочий

Колхозница





5.Самооценка_________________________________________________________________


Я тебе помогу!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный
Ёжась от ветра, сидит на снегу.
Голод в желудке и холод ужасный;
Мне бы помочь ему! Что ж я могу?
Взять бы домой тебя – мама не пустит.
Дать бы поесть тебе – нет ничего.
Бедный котёнок несчастный и грустный,
Жалко мне бросить тебя одного!
В чём ты, скажи, провинился, бедняжка?
Где твоя мама? Хозяин где твой?
Бедный котёнок, ах, как тебе тяжко
Сидеть одному здесь суровой зимой!
Милый, пойдём, я найду тебе место –
Мама не пустит, так другу отдам!
А что с тобой станется тут, неизвестно,
В снегу замерзать здесь тебе я не дам.
Сколько на свете бездомных, несчастных
Зверей и людей! Как им нужно помочь!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный,
Ёжась от ветра, сидит на снегу .
Голод в желудке и холод ужасный…
Скажи же ему: «Я тебе помогу!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Козлова Людмила Ивановна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103544


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства