kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение краеведения в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

о важности изучения краеведения в школе (материалы используются науроках литературы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение краеведения в школе»

5




Изучение краеведения в школе.



На современном этапе развития нашего общества перемены в экономической, социальной и культурной жизни определили смену образовательных парадигм, которая характеризуется:

во-первых, стремлением осмыслить образование в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре и, как следствие, гуманизацией содержания образования, смещением акцентов с социальных проблем на общечеловеческие;

во-вторых, установлением в образовательном процессе межпредметных связей на деятельностной основе в связи с необходимостью перехода от усвоения совокупности предметных знаний к процессу постижения общей картины мира;

в-третьих, регионализацией образования, обусловленной возрождением интереса к культуре отдельных регионов.

В современных условиях перед школой ставятся задачи формирования личности учеников, обладающих общей культурой, в достаточной степени развитым мышлением, способных к дальнейшему саморазвитию. Эта личность должна быть способна уметь действовать самостоятельно, проявлять духовные потребности и творческую инициативу, строить разумные отношения с природой, людьми и обществом в целом, иметь нравственно-эстетические регуляторы поведения.

Вполне естественно, что такой ориентированный на необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям учебно-воспитательный процесс школы невозможно строить без учета специфики ближайшей социокультурной среды, жизни родного края. Знание его истории и культуры - действенное средство познавательного, нравственного и эстетического развития детей, средство формирования патриотических чувств и духовных начал личности.

Социокультурная ситуация в России характеризуется двумя разнонаправленными процессами: с одной стороны, в условиях отсутствия прежних идеалов жизни наше общество во многом ориентируется на инокультурные образцы, с другой - возникшая потребность в духовной оседлости, привязанности к «родному пепелищу» ведет к возрождению исконной русской культуры, которое начинается с духовного обновления множества регионов, открытых для взаимокультурного обмена.

Многолетнее игнорирование и прямое подавление местного культурного и исторического материала в прессе, теле- и радиоэфире, учебных программах привело к невиданному забвению культурных традиций малой родины, пренебрежению к прошлому, неумению осознать себя в цепи поколений. Поэтому изучение краеведческого материала имеет первостепенное значение.

Но, изучение краеведческого материала школьников способствует их развитию, если оно осуществляется:

1. На основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей.

2. На основе интеграции знаний о культуре, доступных восприятию.

3. В процессе формирования умений творческого переосмысления полученных знаний и практического их воплощения.

Отношение ребенка к миру всегда опосредовано отношениями ребенка со взрослыми, поэтому совместная деятельность - необходимое условие развития человека в обществе. Овладение культурой, ее духовными и материальными достижениями тоже происходит в ходе общения с людьми, что означает, что только через взрослого человека ребенок и может прикоснуться к истории своего края. Одна из проблем этого процесса заключается в том, что далеко не каждый взрослый может помочь ребенку в этом.

В процессе обучения у школьников происходит не только накопление знаний, но и формируются умения к их самостоятельному приобретению, а это позволяет интенсивнее и глубже изучать культурные традиции, несущие в себе возможность и доступность становления основ базовой культуры и нравственных категорий. Такие знания наиболее прочны, конкретизированы и долговечны. Обогащая опыт представлений детей об окружающем мире, краеведческий материал, как никакой другой, способствует расширению жизненного опыта ребенка, формированию его мышления. Различные виды исследовательских, практических и творческих работ, основанных на краеведческом материале, позволяют ученику ориентироваться в своей деятельности не только на внешние, наглядные признаки объектов, но и на внутренние, существенные свойства.

Развитие ребенка в этой плоскости строится на двух компонентах: информационном, представленном знаниями о культуре, и деятельностном, реализуемом в различных видах исследовательской, практической и творческой деятельности. Эти компоненты неразрывно связаны. Педагогика имеет дело с развитием личности, и, следовательно, знакомство с культурой, усвоение культурных знаний, формирование базовой культуры личности должны осуществляться на деятельностной основе.

В практике современной школы изучение краеведческого материала может происходить:

  • при изучении отдельных курсов

  • во внеклассной работе

  • при использовании элементов краеведения в отдельных школьных дисциплинах.

К сожалению, в наших школах изучение краеведческого материала, как правило, носит бессистемный характер, часто проводится на случайном дидактическом материале, происходит вне связи с личным опытом учеников, а задания носят преимущественно репродуктивный характер, исключающий активную исследовательскую или творческую работу школьников.

Желательно, чтобы работа по изучению краеведения была плановой и включала в себя 2 основных компонента:

1) содержательный план;

2) виды исследовательской, практической и творческой деятельности школьников.

Краеведческая работа в школе может проводиться по нескольким направлениям: историко-краеведческое, литературно-краеведческое, фольклорно-этнографическое. В процессе изучения краеведения могут ставяться определенные образовательные и воспитательные задачи:

1.      развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности;

2.      изучение истории родного края, обычаев и культуры русского народа;

3.      обучение посильной исследовательской работе, сбору материалов, классификации, их сопоствлении;

4.      развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;

5. приобщение учащихся к миру прекрасного,формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку;

6.      воспитание духовности, нравственности.

Основной частью такой работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным источникам относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К «живым» источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники.

Важное значение в изучении краеведения имеет сочетание научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы.

Важную роль в изучении краеведческого материала играет системная организация данной деятельности, которая должна характеризоваться:

  • целостностью (соответствием этапов принципам, методам, формам),

  • наличием уровней (репродуктивного, репродуктивно-творческого, частично-поискового)

При переходе от одного этапа к другому повышается уровень сформированности умения и уровень развития историко-краеведческой деятельности.

  • личностно-деятельностным характером (активизацией самостоятельной деятельности).

Можно выделить три группы условий, способствующих успешному осуществлению историко-краеведческой деятельности:

  • Практические условия: необходимость использования всей системы источников по краеведению; использование в системе краеведческого материала; постоянное и перспективное планирование, специальная краеведческая подготовка учителя; учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков;

  • Психологические условия: развитие внутренней мотивации, опора на жизненный опыт учащихся; особый тип педагога; создание атмосферы эмоционального сопереживания;

  • Организационные условия: непосредственное участие в поисковой деятельности учащихся; использование разнообразных форм; преемственность; постоянный контроль и самоконтроль.

Формирование личности учащихся, обладающих общей культурой невозможно без знаний о родном крае. Изучение краеведения в школе имеет важное значение для развития личности учащихся. Хотелось бы, чтобы оно велось в определенной системе, строилось на связи с личным опытом учащихся и имело деятельностный характер.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение краеведения в школе

Автор: Виноградова Ирина Александровна

Дата: 09.01.2023

Номер свидетельства: 622645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы" "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-kraieviedieniiu-malaia-rodina-istorii-i-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "134064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416660725"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая  программа  по  историческому краеведению для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "130480"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415903323"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Краеведение (учебная программа) "
    ["seo_title"] => string(37) "kraieviedieniie-uchiebnaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "150834"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420561003"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства