Просмотр содержимого документа
«Изучение краеведения в школе»
5
Изучение краеведения в школе.
На современном этапе развития нашего общества перемены в экономической, социальной и культурной жизни определили смену образовательных парадигм, которая характеризуется:
во-первых, стремлением осмыслить образование в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре и, как следствие, гуманизацией содержания образования, смещением акцентов с социальных проблем на общечеловеческие;
во-вторых, установлением в образовательном процессе межпредметных связей на деятельностной основе в связи с необходимостью перехода от усвоения совокупности предметных знаний к процессу постижения общей картины мира;
в-третьих, регионализацией образования, обусловленной возрождением интереса к культуре отдельных регионов.
В современных условиях перед школой ставятся задачи формирования личности учеников, обладающих общей культурой, в достаточной степени развитым мышлением, способных к дальнейшему саморазвитию. Эта личность должна быть способна уметь действовать самостоятельно, проявлять духовные потребности и творческую инициативу, строить разумные отношения с природой, людьми и обществом в целом, иметь нравственно-эстетические регуляторы поведения.
Вполне естественно, что такой ориентированный на необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям учебно-воспитательный процесс школы невозможно строить без учета специфики ближайшей социокультурной среды, жизни родного края. Знание его истории и культуры - действенное средство познавательного, нравственного и эстетического развития детей, средство формирования патриотических чувств и духовных начал личности.
Социокультурная ситуация в России характеризуется двумя разнонаправленными процессами: с одной стороны, в условиях отсутствия прежних идеалов жизни наше общество во многом ориентируется на инокультурные образцы, с другой - возникшая потребность в духовной оседлости, привязанности к «родному пепелищу» ведет к возрождению исконной русской культуры, которое начинается с духовного обновления множества регионов, открытых для взаимокультурного обмена.
Многолетнее игнорирование и прямое подавление местного культурного и исторического материала в прессе, теле- и радиоэфире, учебных программах привело к невиданному забвению культурных традиций малой родины, пренебрежению к прошлому, неумению осознать себя в цепи поколений. Поэтому изучение краеведческого материала имеет первостепенное значение.
Но, изучение краеведческого материала школьников способствует их развитию, если оно осуществляется:
1. На основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей.
2. На основе интеграции знаний о культуре, доступных восприятию.
3. В процессе формирования умений творческого переосмысления полученных знаний и практического их воплощения.
Отношение ребенка к миру всегда опосредовано отношениями ребенка со взрослыми, поэтому совместная деятельность - необходимое условие развития человека в обществе. Овладение культурой, ее духовными и материальными достижениями тоже происходит в ходе общения с людьми, что означает, что только через взрослого человека ребенок и может прикоснуться к истории своего края. Одна из проблем этого процесса заключается в том, что далеко не каждый взрослый может помочь ребенку в этом.
В процессе обучения у школьников происходит не только накопление знаний, но и формируются умения к их самостоятельному приобретению, а это позволяет интенсивнее и глубже изучать культурные традиции, несущие в себе возможность и доступность становления основ базовой культуры и нравственных категорий. Такие знания наиболее прочны, конкретизированы и долговечны. Обогащая опыт представлений детей об окружающем мире, краеведческий материал, как никакой другой, способствует расширению жизненного опыта ребенка, формированию его мышления. Различные виды исследовательских, практических и творческих работ, основанных на краеведческом материале, позволяют ученику ориентироваться в своей деятельности не только на внешние, наглядные признаки объектов, но и на внутренние, существенные свойства.
Развитие ребенка в этой плоскости строится на двух компонентах: информационном, представленном знаниями о культуре, и деятельностном, реализуемом в различных видах исследовательской, практической и творческой деятельности. Эти компоненты неразрывно связаны. Педагогика имеет дело с развитием личности, и, следовательно, знакомство с культурой, усвоение культурных знаний, формирование базовой культуры личности должны осуществляться на деятельностной основе.
В практике современной школы изучение краеведческого материала может происходить:
при изучении отдельных курсов
во внеклассной работе
при использовании элементов краеведения в отдельных школьных дисциплинах.
К сожалению, в наших школах изучение краеведческого материала, как правило, носит бессистемный характер, часто проводится на случайном дидактическом материале, происходит вне связи с личным опытом учеников, а задания носят преимущественно репродуктивный характер, исключающий активную исследовательскую или творческую работу школьников.
Желательно, чтобы работа по изучению краеведения была плановой и включала в себя 2 основных компонента:
1) содержательный план;
2) виды исследовательской, практической и творческой деятельности школьников.
Краеведческая работа в школе может проводиться по нескольким направлениям: историко-краеведческое, литературно-краеведческое, фольклорно-этнографическое. В процессе изучения краеведения могут ставяться определенные образовательные и воспитательные задачи:
1. развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности;
2. изучение истории родного края, обычаев и культуры русского народа;
3. обучение посильной исследовательской работе, сбору материалов, классификации, их сопоствлении;
4. развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;
5. приобщение учащихся к миру прекрасного,формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку;
6. воспитание духовности, нравственности.
Основной частью такой работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным источникам относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К «живым» источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники.
Важное значение в изучении краеведения имеет сочетание научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы.
Важную роль в изучении краеведческого материала играет системная организация данной деятельности, которая должна характеризоваться:
Можно выделить три группы условий, способствующих успешному осуществлению историко-краеведческой деятельности:
Практические условия: необходимость использования всей системы источников по краеведению; использование в системе краеведческого материала; постоянное и перспективное планирование, специальная краеведческая подготовка учителя; учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков;
Психологические условия: развитие внутренней мотивации, опора на жизненный опыт учащихся; особый тип педагога; создание атмосферы эмоционального сопереживания;
Организационные условия: непосредственное участие в поисковой деятельности учащихся; использование разнообразных форм; преемственность; постоянный контроль и самоконтроль.
Формирование личности учащихся, обладающих общей культурой невозможно без знаний о родном крае. Изучение краеведения в школе имеет важное значение для развития личности учащихся. Хотелось бы, чтобы оно велось в определенной системе, строилось на связи с личным опытом учащихся и имело деятельностный характер.